Диссертация (1105862), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Безвалютные расчеты в режиме товарообмена (бартер, клиринг, приграничные, параллельные и компенсационные сделки) без применения СКВ. 5. Челночная торговля. Официальный объем импорта товаров по этому каналу достигает 50 % стоимости российского ввоза. Экономическая безопасность: Произволство — Финансы — Банки ~ Пол релавнией В.К. Сенчатова. М.: ЗАО «Финстатинформ», ! 99$.
С.579 16 6. Контрабандный экспорт. Это — непосредственный незаконный вывоз валюты, ценностей, антиквариата, а также оружия, боевой техники и боеприпасов, цветных и редкоземельных металлов, нефти и нефтепродуктов, газа, угля, проката, стройматериалов, мехов, наркотиков, алкогольных напитков, продовольствия. 7. Взаиморасчеты без заключения формальных контрактов между резидентами и нерезидентами в рублях и СКВ, когда расчеты за товары, услуги и права на собственность не сопровождаются движением платежных средств через границу. К таким операциям относятся продажа личного имущества резидентов перед их выездом на постоянное место жительства за границу, приобретение ценных бумаг иностранных предприятий за рубли.
Продажа патентов и авторских прав с оплатой их в СКВ, оплата комиссионных услуг российских резидентов при скупке пакетов акций российских предприятий нерезидентами и т.д. 8. Одним из сравнительно новых, быстро развивающихся направлений утечки капитала является оффшорный бизнес. Утечка капитала происходит в момент регистрации оффшорных компаний за рубежом, и ее масштабы нарастают по мере расширения деятельности оффшорных компаний на россий- ском рынке. По существу эти компании импортируют свои услуги на россий- ский рынок .
Н.А. Лопашенко определяет бегство капиталов за границу России как «их фактический вывоз за пределы российской территории и невозвращение капиталов в Россию, если они фактически — по собственнику или законному владельцу — являются российскими» . Отмечает, что «бегущие» капиталы могут появиться в результате законной деятельности; незаконной, но не преступной деятельности, преступной деятельности, в основе которой лежит совершение некоторых экономических преступлений. Что же касается доходов, полученных в результате совершения других преступлений (например, от незаконного оборота наркотиков), то на них не распространяется понятие «бег- а См.
там же. С. 584-586 Лопашеико Н.А. Бегство капитала из России и его возврапгеиие. М. 2003. С. 44 ство капитала», в отношении их действует законодательство о противодействии легализации. з Действительно, когда речь идет об оттоке капиталов, подразумеваются в первую очередь легальные активы. Оггок капиталов создает реальное сокращение экономических ресурсов, что для экономически слабой России является серьезной опасностью.
Бегство капитала существенно сокращает объем налоговых поступлений, ослабляет ресурсы платежного. баланса. Сами способы вывоза денежных средств могут быть законными либо с нарушениями не только норм гражданского законодательства, но и уголовного в том числе.
Сам по себе перевоз денег через границу, полученных от преступной деятельности, в частности от наркобизнеса, не влечет никаких вредных последствий для экономики страны. Поскольку эти денежные средства уже выведены из легального оборота. Но все равно подобный отток связан, на мой взгляд, с проблемой бегства капиталов. Поскольку деньги вывозятся в конвертируемой валюте, в частности в долларах. А перевод, который можем наблюдать на протяжении более 10 лет, рублей в иностранную валюту в огромных масштабах позволяет квалифицировать его как бегство от рубля к доллару или внутреннее бегспю капитала. Надо отметить, что масштабы бегства капиталов за границу приняли громадных размеров. Причины такового массового оттока денег носят многосторонний характер.
Сюда следует отнести и экономические реформы, политическую нестабильность, законы, имеющие большие белые пятна и не регулирующие целые блоки секторов экономики, рост преступности и т.д. Сам процесс отмывания является, по моему мнению, лишь одним из вариантов бегства капиталов. Так, по официальным оценкам отток капитала в 1988-95 гг.
составил $250-285 млрд. По данным исследования ученых РАН и Университета Западного Онтарио (Канада), за 1992-97 гг. он был равен $200 млрд. В 1994-99 гг. только неофициальный отток капитала достиг $139,7 млрд. По оценкам См. там ~ке. С. 45 разных экономистов, утечка российского капитала за рубеж за годы реформ (с 1992 по 1998) составляет от 120 до 200 миллиардов долларов. По экспертным оценкам МВД России к февралю 1999 г. из России было вывезено примерно 350 млрд. долл.
США. По данным Правительства РФ в 1997 — 1998 гг. только чистый вывоз наличной иностранной валюты физиче- скими лицами составил от 7 до 8 млрд. долл. США в год~. По данным заместителя секретаря Совета безопасности России В. Солтаганова, объем нелегального вывоза капитала в 2002 г. составил около 12 млрд.
долларов' . По словам министра МВД, за 2003 г. по подложным контрактам за границу ушло более 9 млрд. долларов." По предварительной оценке Центробанка за первое полугодие 2004 г. вывоз капитала достиг 5,5 млрд. долларов'2. Легализация денежных средств влечет за собой не только общественно опасные последствия экономического характера, которые были рассмотрены выше, но и способствует дальнейшему укреплению влияния различных преступных формирований на экономические и политические механизмы обще- Большая часть огромных доходов, полученных от преступной деятельности, используется в легальном секторе экономики для сохранения и увеличения своих капиталов. По оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в начале 90-х г.г., составил почти 2 трлн. рублей.
Основная часть этих доходов легализовалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот. На этом специализировалось свыше 3-х тысяч организованных преступных группировок, многие из них (почти 1,5 тыс.) образовывали в этих целях собственные легальных хозяйственные структуры. Преступными группами был установлен контроль над более тосунян Г.А., Иванов З.А. Влияние законолательстяа на теневой и криминальный оборот капитала в России.
// Государство и право. 2000. №1. С. 44 "1язр:// .йб . /р Ы1с3и 1 йг " Российская газета. 23.10.2003. «Грызлов прелупрелил банкиров» и Ведомости. 27.082004. «Деньги бегут из России». чем 40 000 хозяйствующих субъектов, среди которых более 400 банков, 47 бирж, около 1500 государственных предприятий и объединений, используемых как для извлечения преступных доходов, так и для их легализации; 42 % товарооборота на потребительском рынке приходится на незарегистрирован- ных хозяйствующих субъектов'з. В последующие годы положение усугубилось еще больше. В аналитическом докладе «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации», подготовленном МВД России в 1996 г., отмечается, что, по мнению специалистов, объем теневой экономики достиг 40 % валового внутреннего продукта, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности.
По словам заместителя секретаря Совета безопасности России В. Солтаганова, объем теневой экономики в России в 2003 году оценивается в 20- 25 % ВВП, то есть примерно в 2-2,5 трлн. рублей в год. При этом непосредственно криминальный сектор добавляет в теневую экономику примерно 5 % ВВП (500 млрд. руб.)'~. Не случайно многие специалисты говорят о существовании трех видов оборотов в экономике: легальный, теневой и криминальный. Легальный оборот. Его субъектами являются юридические и физические лица, свою деятельность они осуществляют в соответствии с действующим законодательством. Нормы, регулирующие отношения участников оборота — правовые нор- Теневой оборот. Субъекты — юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.