Субъект лирического высказывания в испанской поэзии первой половины ХХ века (А. Мачадо, П. Салинас, Л. Сернуда, Р. Альберти) (1101483), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Это очередной шаг на пути его многочисленныхэкспериментов на поэтическом поприще. Книга «Об ангелах» являетсясвязующим звеном между поэтическим прошлым и будущим Альберти, в16Salinas de Marichal S. Los paraíses perdidos de Rafael Alberti // Rafael Alberti / Сoord. por Manuel DuránBlázquez. Madrid: Taurus, 1975. P. 60. Перевод наш – А.Ш.21котором он будет опираться на новую систему ценностей, очередной шаг напути многочисленных экспериментов на поэтическом поприще. Почтиодновременно Альберти пишет две книги – «Проповеди и жилища»(“Sermones y moradas”, 1930) и «Я и был дурак, а после того, что увидел, сталдураком в квадрате» (“Yo era un tonto y lo que he visto me ha hecho dos tontos”,1929).
Книга «Я и был дурак…», абсурдистская по своему характеру,написана под впечатлением от просмотра немого кино и включает в себякомические или абсурдистские стихотворения-сценки. Это предельнотеатрализованнаяпоэзия:стихотворениянапоминаютсценарииили,наоборот, последовательные скрипты действий персонажей. Альберти самдля себя становится комическим персонажем, созерцаемым со стороны,максимально объективируясь в своем тексте.Оборотной стороной сборника «Я и был дурак…» становится книга«Проповеди и жилища». Это сюрреалистическая книга проповедей ипредсказаний. Р. Гульон характеризует ее как «книгу теней»17, темную иподчас непонятную.
Альберти предстает в принципиально новом образе: этопоэт-пророк, предчувствующий наступление смутных времен, возвещающийвек жестокости и тирании. Книга наполнена мрачными образами конца мира,в то время как у самого поэта появляется романтический ореол избранности:он единственный, кто способен постигнуть сущность явлений.В обеих книгах возникают новые формы воплощения лирическогосубъекта, взаимно друг друга дополняющие. Далее в творчестве Альбертиначинается этап «ангажированной» поэзии, который – с оговорками –продлится десять лет. За это время Альберти придет к хоровомуколлективному «я» социальной поэзии.В заключении делается вывод о том, что анализ творчества А. Мачадо,П.
Салинаса, Л. Сернуды и Р. Альберти позволяет по-новому взглянуть на17Gullón R. Alegrías y sombras de Rafael Alberti (segundo momento) // Rafael Alberti. Edición de Manuel Durán.El escritor y la crítica. Madrid: Taurus, 1975. P. 243. Перевод наш – А.Ш.22судьбу субъекта лирического высказывания в испанской поэзии первойполовины ХХ века.Лирический субъект в испанской литературе впервые появляется втворчестве поэтов Золотого века: Гарсиласо де ла Вега, Луиса де Леон, Луисаде Гонгора, Франсиско де Кеведо, Лопе де Вега – в процессе постепенногоразрушенияриторическойтрадиции,господствующейвиспанскойлитературе этого времени.
Тем не менее, в эпоху Барокко субъект еще неполностью автономен и существует в рамках традиции. Необарочныйлирическийсубъект,окоторомЛ.Мартин-Эстудильоговоритприменительно к поэзии «поколения 1968 года», зарождается в творчествепоэтов первой половины ХХ века. В их поэзии уже «возникает Я, которое нестремитсякоднородности,доступныхвоплощенийианаоборот,почтиотражаетневозможностьмножественностьговоритьотлицаоднородного субъекта»18.
Именно Барокко становится для поэтов «поколения1927 года», выдвигающих Гонгору в качестве провозвестника нового стиля,эпохой, к которой они обращаются в поисках новых поэтических иэстетических ориентиров в рамках общего стремления к деперсонализации.Лирический субъект А. Мачадо и Р. Альберти также соотносится споэзией Лопе де Вега. Именно Лопе создает первый в испанской литературегетероним — Томе Бургильоса, от лица которого пишет «Человеческие ибожественные стихи лиценциата Томе де Бургильоса» (“Rimas humanas ydivinas del licenciado Tomé de Burguillos”, 1634(35)), предваряя гетеронимы Ф.Пессоа и А. Мачадо.
Лирический субъект «Священных стихотворений»(“Rimas sacras”, 1614) представляет собой крайне подвижную структуру, он«отличается непостоянством, многофункциональностью и склонностью кметаморфозам, которыепарадоксальную, схарактеризуют его сущность как изменчивую итенденциейк воплощениюв голосах и лицахпринципиально различных, в разнообразии масок, поз и фигур с различными18Martín-Estudillo L. El sujeto (a)lírico en la poesía española contemporánea y su transfondo barroco // HispanicReview, Vol. 73, № 3 (Summer, 2005).
P. 355. Перевод наш – А.Ш.23ролями и функциями…»19. Маска также является важной категорией поэзииФ. де Кеведо, в поэзии которого «единство лирического субъекта […] можетрассматриваться лишь на уровне парадигмы масок» 20.С «поколением 1927 года», ориентированным на поэзию Гонгоры ивоспитанным на философии Ортеги-и-Гассета и его «Дегуманизацииискусства» (“La deshumanización del arte”, 1925), парадоксальным образомсвязан феномен возрождения романтизма в поэзии, ставший реакцией настремление к имперсональности авангардистских течений начала века. Такиепредставители «поколения 1927 года», как Л. Сернуда, Р.
Альберти, В.Алейксандре, обращаются к творчеству поздних испанских романтиков, и впервую очередь – к лирике Г.А. Беккера, переосмысляя творческийпотенциалромантизмакакнаправленияXIXвека.Романтическоемироощущение поэтов «поколения 1927 года» подготавливает почву длясюрреализма, который роднит с романтизмом желание выйти за пределысуществующего мира, переживание конфликта с реальностью. Но если дляромантизмахарактерноналичиевертикали«мирземной–мирбожественный», то сюрреалисты обращаются внутрь себя, в мир архетипов,снов и коллективного бессознательного, чтобы воссоздать его посредствомавтоматического письма.Кроме того, в испанской поэзии первой половины ХХ века границамежду автором и героем может стираться не только в русле романическойили сюрреалистической традиции, но и в контексте феноменологическихпредставлений о единстве субъекта и объекта: сознание автора охватываетхудожественную реальность лирического произведения, воплощаясь вфеноменах созданного им мира.Таким образом, в испанской литературе начиная с творчества поэтов«поколения 1898 года» сосуществуют и дополняют друг друга две19Nova Villaverde Y.
Máscaras y figuras en las Rimas sacras // Historia y crítica de la literatura española. Vol. 3. T.2. Coord. por Francisco Rico. Barcelona: Crítica, 1992. P. 112. Перевод наш – А.Ш.20Смирнова М.Б. Поэзия Франсиско де Кеведо в контексте испанской культуры XVII века. Авторефератдиссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М.: 1991. С. 21.24противоположенные, но тесным образом связанные между собой тенденции.С одной стороны, это движение от романтического «я» к максимальнойимперсональности, от единой замкнутой на себе индивидуальности к сложноустроенной многоликой личности, от монологичности лирического субъектак диалогу с миром, осуществляемом на разных уровнях: коллективномнародном, бессознательном сюрреалистическом, социально-общественном. Сдругойстороны,прослеживаетсявиспанскойстремлениекпоэзиипервойсохранениюполовиныцелостностиХХвекалирическогосубъекта, в первую очередь, в контексте переосмысления романтическогомироощущения.Наличие обеих тенденций характеризует творчество каждого израссмотренных нами поэтов.
Творческий путь Мачадо представляет собойпример непрерывного развития, поиска новых смыслов и форм. Главнымвектором этого пути становится стремление уйти от монологизма, впротивовес которому в творчестве поэта то и дело кристаллизуетсяромантическое«я».«Поколение1927года»наследуетотМачадодиалогический принцип построения отношений с миром и глубокий интереск национальной поэтической традиции, связанный с самым древним,архаическим пластом испанской культуры. Поэтов нового поколенияобъединяетстремлениекпереосмыслениюсвоего«я».Уставотромантической монологичности, поэты стремятся по-новому соотнестипонятиясубъективногоиобъективного:пытаясьпереосмыслитьромантическую традицию, как это делает Л.
Сернуда, используя, как П.Салинас, опыт феноменологической философии или растворяя свое «я» впоэтических экспериментах, подобно Р. Альберти. Опыт А. Мачадо и поэтов«поколения 1927 года» закладывает основные линии развития испанскойпоэзии второй половины ХХ века.Основныеположениядиссертациипубликациях:25отраженывследующих1) Шамарина А.А. Романтизм в раннем творчестве Луиса Сернуды //Вестник Московского университета. Серия 9 «Филология» (2012).№1. С.
146–154.2) Шамарина А.А Лирический субъект в поэзии Педро Салинаса //Вестник ВятГГУ. Т. 2. Филология и искусствоведение. 2012. №4 (2).С. 151–155.3) Шамарина А.А Диалогизм поэзии А. Мачадо // Тезисы докладов к VIмеждународной конференции «Иберо-романистика в современноммире: научная парадигма и актуальные задачи» ». М.: 2012. С. 114–115.26.