Послевоенное творчество Мартина А. Хансена и проблема датского модернизма (1101328), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В беседе с выдуманным другом юности, носящим библейское имя,20Йоханнес словно разрабатывает метафизический и метатекстовый уровень своегопроизведения. Основным конфликтом здесь выступает столкновение истины и лжи.При этом в романе понятия «истины» и «лжи» постоянно меняются местами. Болеетого, если мы имеем дело не с истиной, перед нами не обязательно ложь. В произведении сосуществуют различные мировоззренческие системы – вера (христианство,язычество), наука и искусство – из которых герой пытается выбрать истину для себяи своей эпохи. В диссертации подробно анализируется функционирование каждойиз этих трех систем ценностей в произведении.«Герой своего времени» Йоханнес Виг, персонаж мечтательный и ищущий,будто соткан из противоречий.
Он ищет самого себя как цельность – и не находит.Вместе с тем разгадывание загадки образа Йоханнеса – это попытка ответить на вопрос об отношении искусства и действительности. Художественное произведение иявляется таковым потому, что не соотносится с реальной действительностью в деталях, а лишь создает эффект правдоподобия. Это выстроенная по определенным законам художественная реальность, которая заставляет читателя сопереживать и испытывать катарсис. Роман Йоханнеса состоялся, так как в его мире был создан художественный, многогранный, правдоподобный образ «лжеца».При помощи форм прямой и несобственно-прямой речи, противоречивых высказываний, игры временными формами глаголов Хансен указывает на «сотканность» текста из разных «голосов». Из сочетания разных точек зрения, объединенных художественным видением автора в один образ Йоханнеса, и возникает эффект«лживости».
Перед нами не «поток сознания» героя, не отображение внутреннегомонолога современника, а сконструированный текст, конструкт, художественноепроизведение, составные части которого так слиты воедино, что тканое полотнотекста выступает как монолит. Роман интеллектуализирован. Хансен используетэффект техники потока сознания, во множестве прибегает к цитированию.Роман о современнике становится романом о литературе и культуре.
В «Лжеце»Хансен одновременно опирается и на концепцию личности героя, и на способ орга-21низации повествования. Первоначальная задача разгадать тайну души современникасочетается с исследованием «пластов текста» в его душе.По сравнению с «Праздником середины лета», в «Лжеце» изменяется статус натуралистического и массового письма: они функционируют на равных с серьезной,интеллектуальной прозой. Модернизм романа «Лжец» основан прежде всего на приятии в свой текст культурных кодов разных эпох.В заключении подводятся итоги исследования.Не вызывает сомнений тот факт, что датский модернизм вышел на авансценукультурной жизни страны достаточно поздно, в конце 1950-х – начале 1960-х годов.Вместе с тем на протяжении всей первой половины ХХ века датская культура впитывала и переосмысляла отдельные черты и мирочувствование европейского модернизма.
Происходило это на основании стремления произнести самое актуальноеслово, быть «абсолютно современным», создать самый новый индивидуальныйстиль при отсутствии общего нормативного стиля эпохи.Стремление к новому, актуальному искусству подкреплялось различнымиидеологическими системами: на базе марксизма разрабатывались социалистическийреализм (М. Андерсен-Нексѐ) и авангардное искусство эксперимента (Р. БробиЙохансен); художественная рефлексия над философскими и мифологическимипредставлениями европейцев легла в основу «аристократического модернизма»К. Бликсен; Й.В. Йенсен предпринял попытку написать новый мифологический роман, опираясь на теорию эволюции Дарвина.
Каждый из этих писателей создал свойнеканонический стиль.Послевоенный датский модернизм возник в результате переосмысления опытанационального символизма 1890-х годов, на основе поиска писателями духовнойсоставляющей культуры в условиях ее гибели. Творчество поэтов и прозаиков, объединившихся вокруг журнала «Херетика», сочетало в себе созидательное и разрушительное начала: попытка вернуть гибнущей культуре утраченную духовность сосуществовала с трагическим осознанием невозможности этого для современника.22Стремление херетикианцев обосновать мессианскую функцию поэзии проблематизировало статус эстетического.
Наследники символисткой традиции, писателиболезненно пережили и переосмыслили трагический разлад между творческим порывом, воззрениями и верой.Каждый из авторов при этом работал над своим индивидуальным языком.Журнал «Херетика» создал атмосферу «диалога» различных поэтических теорий ипрактик: читатели познакомились с «классической» поэзией Т.
Бьѐрнвига, «неоэкспрессионистской» лирикой Э. Кнудсена, модернистским экспериментом О. Сарвига.М.А. Хансен не принял ни научности марксизма, ни догматики официальнойцеркви. Вместе с тем он творил миф народного христианства, который предполагалцелостный взгляд на мир. При этом писатель сознавал, что связь его современника страдиционной культурой утрачена. В его произведениях «темного стиля» 1940-х годов на первый план выходит проблема беспочвенности личности современного человека.Хансен дает своему герою возможность высказаться до конца.
Сам же авторсловно устраняется из созданного им текста. Художественное пространство «Праздника середины лета» – это отражение борьбы идей в душе современника, в «Лжеце»«герой своего времени» сам исповедуется перед читателем. Персонаж ищет себя какцельность – и не находит. Хансен показывает ситуацию, когда Бог словно утратилинтерес к своему творению, и творение осталось в мире без Бога.По мысли писателя, потеря героем-современником своего «Я», разрушение целостного образа мира и иерархичной системы ценностей вызваны как объективнымисобытиями, так и внутренними качествами личности. «Трагический гуманизм» Хансена заключается в сострадании человеку, вступившему на киркегоровский путь познания, – его душа погружена в бездну отчаяния, но он так и не решается сделатьпоследний шаг к вере.Разрушение образа «героя времени» писатель рассматривает на фоне мифа огармонии.
Слово в художественном мире романов Хансена в процессе обмирщения, десакрализации утрачивает связь с сущностью. От его значения остается лишь23«след». Из «следов» значения «обмирщенного» – и потому «ложного» – слова Хансен пытается, насколько это возможно, выстроить художественный образ истины.Пусть для его героев «небеса пусты» – но они существуют. Художественный мирроманов Хансена предполагает трансцендентный план, хотя это и «пустая трансценденция». С помощью «темного стиля» писатель стремится обозначить существование ненаходимого центра.
Наличие жесткой «программы» взглядов и вместе с теминтимное, глубоко личное сомнение в их истинности, как нам кажется, составляютоснование модернизма текстов Хансена.Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:1. Королинская Ю.В. Послевоенные дебаты о культуре в датском журнале«Херетика» // Вестник Московского университета. Сер.
9. Филология. 2011.№ 2. С. 96-105.2. Королинская Ю.В. Мартин А. Хансен и проблема национальной культурной традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3. Филология. № 3.3. Клокова Ю.В. Этическое и эстетическое в новелле Мартина А. Хансена«Праздник середины лета» // Проблемы поэтики и истории зарубежной литературы:Сборник статей молодых ученых / Отв. ред. А.Ю. Зиновьева; сост. Н.А. Мороз.
М.:МАКС Пресс, 2011. Выпуск 3. С. 28-37.4. Клокова Ю.В. Функционирование цитат-лейтмотивов в романе М.А. Хансена«Лжец» (на примере эпизода воскресной проповеди) // Лики времени: Сборник статей / Отв. ред. Н.А. Соловьева. М.: Юницинформ; Филологический факультет МГУим.
М.В. Ломоносова, 2009. С. 372-390.5. Клокова Ю.В. «Праздник середины лета» М.А. Хансена и «Мертвые души»Н.В. Гоголя // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов24и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2009.С. 610-612.6. Клокова Ю.В. Использование логического парадокса в структуре романаМартина А.
Хансена «Лжец» // Проблемы поэтики и истории зарубежной литературы: Сборник статей молодых ученых / Отв. ред. А.Ю. Зиновьева; сост. Н.А. Мороз.М.: МАКС Пресс, 2008. Выпуск 2. С. 89-100.7. Клокова Ю.В. Проблема утраты и поиска вечных ценностей в новелле«Праздник середины лета» Мартина А. Хансена // XVI конференция по изучениюСкандинавских стран и Финляндии: Материалы конференции: в 2 т.
Архангельск,2008. Т. 2. С. 81-83.25.















