Иосиф Бродский - формирование литературной репутации (1100808), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Марамзин, а самомашинописное собрание сочинений впоследствии по праву стало называться«марамзинским». Важность этой акции заключается, прежде всего, в том,6«Поэзия – это разговор самого языка». Интервью с В. Кривулиным // Кулаков В. Поэзия как факт. М., 1999.С. 373.7Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997. С. 79.11что она позволила сохранить от безвозвратного исчезновения значительноеколичество произведений поэта.Во втором параграфе «Ахматова и Бродский: жизнь как замысел»рассматривается проблема преемственностиАхматова–Бродский.Главный вопрос, который ставят перед собой литературоведы, анализируятворческие методы и приемы двух поэтов, заключается в том, оказала лиАхматова непосредственное влияние на поэтическую практику Бродского,или же общение с ней ограничилось для Бродского только духовнонравственным влиянием. Выяснение этого вопроса для исследователей темболее привлекательно, что сам Бродский в многочисленных интервью,выражая Ахматовой свою благодарность, не раз подчеркивал, что «делобыло не в литературе, а в чисто человеческой (и – смею сказать) – обоюднойпривязанности»8.По нашему мнению, проблема преемственности Ахматова – Бродскийдолжна решаться не столько на уровне сравнения поэтических систем обоихпоэтов (они, как отмечают многие исследователи, различны), сколько ихжизнетворческих стратегий: «Ведь именно ахматовский вариант построениясудьбы художника, отсечение всего случайного в заранее безнадежном, нонеизбежном противостоянии “Настоящему Двадцатому Веку”, был уБродского, что называется, перед глазами и воспринимался в качествевысшего этического эталона (не просто “нравственные уроки”,но самасудьба Ахматовой-поэта, в единстве жизни и стихов)»9.
Кто знает, стала быслучайно оброненная Бродским фраза в беседе с Ахматовой: «Главное – это8Вспоминая Ахматову: осень 1981 – зима 1966// Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.:Эксмо, 2002. С.297.9Лакербай Д. Ахматова – Бродский: проблема преемственности//Иосиф Бродский и мир: Метафизика,античность, современность. СПб.: Изд. журнала "Звезда", 2000.
С. 175.12величие замысла»,– его жизненным и литературным кредо, если бы самаАнна Ахматова не являла собой в высшей степени семиотически значимыйобразец творческого поведения и величия судьбы Поэта.В третьем параграфе «Поэт и власть: “делоконтексте социокультурной ситуации 1960-х гг.»Бродского” врассматриваютсяперипетии знаменитого судебного процесса 1964 г., на котором поэту былопредъявлено обвинение в «тунеядстве», а также влияние этого процесса наформирование его литературной репутации.«Дело Бродского», если говорить о немне как о репрессивнойпропагандистской кампании партийных и правоохранительных органовЛенинграда,направленнойиндивидуальности,противконкретнойтворческойа как о некоем процессе, в результате которогофрондирующая личность подвергалась наказанию, изначально ничем невыделялось среди других подобных дел советской эпохи.
В СССР модельборьбы с «инакомыслием» в среде творческой интеллигенции быларазработана еще в 1920-е годы и впервые опробована в «деле Пильняка иЗамятина» (1929 г.): «…Это “дело” было показательным процессом. Замятини Пильняк символизировали “прошлое” и “будущее” советской литературы.Диаметрально противоположные, они находились на разных полюсах, и впромежутке между ними мог представитьсебя практически любой изтогдашних литературных деятелей. Также была разработана схема, согласнокоторой писатель, “покаявшись” после совершенного “антисоветскогопоступка”, возвращался на свое законное место, естественно приняв ксведению все “дружеские” советы “старших товарищей”»10. Как отмечаетЕ.Б.
Скороспелова, «”Дело Пильняка и Замятина” открыло новую эру в10Захарова М.М. Формирование литературных репутаций Б.А. Пильняка и Е.И. Замятина в советскойпублицистике 1920-х – 1930-х гг. Дис…к.ф.н. Москва, 2006. С.136.13истории литературы в России – эру безоговорочного подчинения писателягосударству»11. Процесс Иосифа Бродского,состоявшийсяна исходе«оттепели» в Ленинграде, был инсценирован по этой же схеме.Широкий резонанс в среде либеральной интеллигенции в СССР и зарубежом «дело Бродского» получило благодаря записям (их часто ошибочноназывают стенограммой)хода судебных заседаний, составленныхжурналисткой Ф.А.
Вигдоровой при помощи других лиц, присутствовавшихна процессе. Сразу же после суда записи были распространены в советскомсамиздате, а затем переправлены на Запад и опубликованы в зарубежныхСМИ.Развернувшаяся кампания в защиту Бродского способствовалаегодосрочному освобождению из ссылки. Несмотря на то, что поэтвпоследствии в многочисленных интервью всегда подчеркивал своюаполитичность и непричастность к правозащитному движению, миф о немкак поэте-диссиденте получил широкое распространение. Можно считать,что он и явился отправной точкой мифологизации личности и творчествапоэта.Для становления литературной репутации Бродского суд и ссылкаимели огромнейшее значение.Очень точную оценку драматическимсобытиям в жизни поэта дала Анна Ахматова, сказав: «Какую биографиюделают нашему рыжему!Как будто он специально кого-то нанял!»Репрессии властей возымели обратный эффект: начинающий поэт почти водночасье приобрел международную известность и ореол непризнанногототалитарным режимомгения.
«Иногда говорят, что всемирной славойБродский обязан не своим стихам, а своему процессу. Это верно в том11Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»).М.: ТЕИС, 2003. С.32.14смысле, что мгновенная известность в век mass media открыла ему доступ квсемирной аудитории. Однако в сходномположении бывали и другиерусские литераторы как до, так и после Бродского, но, за исключениемСолженицына,толькотворчествоБродскогооказалосьсоразмернымоткрывшейся возможности»12.«Дело Бродского» создало в СССР небывалый прецедент: впервыевласть уступила «народу», отменив свою воспитательно-карательную акциюи позволив тем самым либеральной интеллигенции надеяться на дальнейшийравноправныйдиалогссобой.ПроцессСинявскогоиДаниэля,последовавший через год, развеял эти иллюзии.В Третьей главе «Триумф Иосифа Бродского как осуществлениежизнетворческойстратегии»рассматриваютсяэтапыэволюциилитературной репутации поэта в период успеха.Впервомпараграфе«ЛитературныйисоциальныйБродского» реконструируется история восхождения поэта поуспех«лестницеуспеха», начиная с послесудебного периода и по настоящее время.О «величии замысла» Бродский стал размышлять еще в самом началесвоей литературной карьеры.
Встреча с Ахматовой окончательно убедилапоэта в правильности выбранного пути. Его авторская стратегия получиласвое «законченное оформление» в ссылке и с тех пор стала целенаправленнопретворяться в жизнь, подвергаясь в процессе реализациилишьнезначительным корректировкам.Уступка власти – досрочное освобождение из ссылки - была частичнойи почти ничего не изменила в статусе Иосифа Бродского в советской12Лосев Л.В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М.: Молодая гвардия, 2006. С. 97.15литературной иерархии.Стихи поэтафункционировали в самиздате,закрепляя его лидерство в литературном андеграунде, однако по-прежнемуне имели выхода к широкой читательскойлитературнаякарьераБродскогоаудитории. Официальнаяограничиваласьпереводческойдеятельностью.Совсем иначе в этот же период времени воспринимались личность итворчество Бродского на Западе, где интенсивно стали издаваться сборникиего стихов, привлекая активное внимание зарубежных славистов.В 1972 году власти предложили Бродскому эмигрировать, на что поэтвынужденбыл согласиться.«Его прибытие на Запад сопровождалоськоронационной атмосферой.
<…> Люди заранее были готовы восторгатьсяИосифом – благодаря его позиции, его самоуверенности…»13.эмигрантская жизнь поэта началась успешно,О том, чтов СССР узнали довольноскоро, однако масштабы этого успеха оставались для большинства егодрузей и знакомых не ясными вплоть до получения им Нобелевской премии,престиж которой в нашей стране традиционно высок.Между тем,варсенале не менее престижных для западного общественного сознаниянаград Бродского числятсяи «премия гениев» (стипендия ФондаМакартура), и звание поэта-лауреата (лучшего национального поэта) США, иоксфордская мантия, и многие другие регалии.Таким образом, Бродским «была опробована наиболее продуктивнаядвухходовая комбинация – сначала советский успех, затем демонстративныйвыходзапределысоветскойлитературыиуспехзападный»14.Эмигрантский период своей жизни Бродский, как и намеревался, сделал13Сюзан Зонтаг, 11 ноября 2003, Нью-Йорк// Полухина В.