Диссертация (1100505), страница 35
Текст из файла (страница 35)
(автор выражает общепринятоемнение, которое уже успело сложиться у общественности по поводупроисшествия на вечере у Настасьи Филипповны); Он [князь Мышкин] увиделсо странным изумлением, что все уселись и даже смеются, точно ничего неслучилось (изумление князя странно не для него самого, а для всехприсутствующих);Кончилосьтем,чтопроНастасьюФилипповнуустановилась странная слава: о красоте ее знали все, но и только… (авторвысказывает общепринятое мнение); Был знаком один молодой и странныйчеловек, по фамилии Птицын… (несколько не соответствующий стереотипам,которые установлены обществом, человек); … обе женщины, прежде чемпротянули друг другу руки, обменялись странными взглядами (речь идет оНастасье Филипповне и Варе; автор словно незримо находится в толпеприсутствующих и наблюдает за сценой между Настасьей Филипповной исемьей Гани; в то же время он представляет позицию всех свидетелейпроисшествия); Визит оказался чрезвычайно странный (визит Рогожина –странный, т.е.
неожиданный, из ряда вон выходящий, неприемлемый для всехприсутствующих в квартире Гани); Странным и укоряющим взглядом погляделон Гане прямо в глаза; губы его дрожали… какая-то странная и совершеннонеподходящая улыбка кривила их (автор смотрит на князя глазами всех187свидетелей данного происшествия); …проглядывали в ней и еще некоторыесовершенно странные наклонности: заявлялась какая-то варварская смесь двухвкусов…способностьудовлетворятьсятакимивещами…,которыхисуществование нельзя бы, кажется, было допустить человеку порядочному итонко развитому (о Настасье Филипповне; автор представляет общепринятуюточку зрения, согласно которой наклонности героини отклоняются от нормыповедения «порядочных и тонко развитых лиц», т.е.
ординарных, обычныхлюдей, живущих в рамках установленных обществом норм); В странных же,иногда очень резких и быстрых выходках Настасьи Филипповны… в ееистерическом и беспредметном смехе,… трудно было и понять что-нибудь(автор принимает позицию всех присутствующих на вечере у НастасьиФилипповны); Она продолжала сидеть и некоторое время оглядывала всехстранным, удивленным каким-то взглядом, как бы не понимая и силясьсообразить (точка зрения присутствующих на вечере); … странное волнение еговозрастало с каждым словом (автор об Ипполите с точки зрения всехприсутствующих); … Рогожин горько и желчно осклабился и медленно произнесстранные слова… слова произвели довольно странное впечатление на всех…(автор с позиции всех присутствующих).Автор проявляет себя только через повествователя. Это его обличье, маскав данном произведении. И по этому обличью мы можем судить об авторскомвидении романа.
Повествователь в романе часто будто бы переносится в самуюгущусобытийинаблюдаетпроисходящееглазамиприсутствующих,становится, по М.М. Бахтину, «незримым третьим» [Бахтин 2014]. Наряду сэтим именно автор является выразителем общепринятого, устоявшегося вобществе мнения о том или ином человеке. Ставя повествователя на позициючлена изображаемого социума, автор помогает нам более явственно увидетьчерту, разграничивающую два мира: мир обычных, ординарных, ничем непримечательных людей и«иную» реальность, в которую Достоевскийпомещает своих главных действующих лиц. Именно они – князь Мышкин,188Настасья Филипповна, Рогожин, Ипполит (также один из идейных центровромана) – становятся адресатами оценочных суждений других персонажей.Создается впечатление, что присутствующие при том или ином событии людинаблюдают актеров, играющих на сцене.
Настолько чуждыми кажутся им самиглавные герои романа.б) повествователь смотрит на мир с позиции главного действующего лица –князя Мышкина: У него начинала мелькать одна странная идея, впрочем ещене совсем ясная (странная идея – смутная, неопределенная, князь не способен еточно сформулировать); Странная красота! (о Настасье Филипповне; страннаякрасота – необычная, не такая, как у всех); Аглая остановилась, взяла записку икак-то странно поглядела на князя (странный взгляд – непривычный, не такой,как всегда); … но странное обстоятельство остановило его [князя] на минуту;… тот [князь] случайно обернулся к нему [Рогожину] и остановился подвпечатлением чрезвычайно странного и тяжелого его взгляда; Некотораярезкая порывчатость и странная раздражительность вопроса,… еще болеепоразили князя (князь о Рогожине); …висела одна картина, довольно страннаяпо своей форме… (о картине Ганса Гольбейна); …рассеянность и особое,странно-раздражительное настроение, так внезапно обнаружившиеся вРогожине…; …пробормотал он [Рогожин], как-то странно вдруг засмеявшись;…он вдруг как бы что-то припомнил, как бы что-то внезапно сообразил, оченьстранное, что-то уж долго его беспокоившее; Насчет Евгения Павловича Ганяраспространился опять-таки сам, …что было очень странно…; …посмотрелон [Ипполит] на него [князя], странно засмеявшись; …но странно, - у ней былотеперь как будто совсем не такое лицо… (мысли князя о НастасьеФилипповне); Не можем не упомянуть об одном странном ощущении,поразившем его [князя Мышкина] именно в это самое мгновение и вдруг емувыяснившемся из толпы всех других смутных и странных ощущений: не стыд,не скандал, не страх, не внезапность поразили его больше всего, а сбывшеесяпророчество! (автор, проникая в сознание князя, где царят смутные и странные189ощущения,вербализует его мысли); Странно: то был он [князь Мышкин]чрезвычайно заметлив, то вдруг становился рассеян до невозможности (князьсам замечает за собой такую странность, не свойственную ему в здоровомсостоянии); Странно, уже несколько ночей сряду с ним [князем Мышкиным]была лихорадка...
всю ночь он представлял себя в каком-то чудном инеслыханномобществе,междукакими-тостраннымилюдьми(авторпроникает в бессознательную область сновидений).Проникая в сознание героя, автор выводит наружу и делает доступной длячитателя его саморефлексию. Князь бесконечно анализирует свое состояние,особенно перед самым началом эпилептического приступа, когда его сознаниекрайне обострено. Первые признаки болезни искажают мир, который окружаетгероя. В здоровом состоянии князь, остро ощущающий свое отличие,отчужденность от других людей, все же пытается смотреть на мир собщепринятых позиций (именно поэтому непонятный и чужой мир не получаетрезко отрицательных оценок со стороны князя).
Однако перед лицом болезниокружающий мир приобретает все более непонятные, неприемлемые для негоформы. Князю кажется странным многое в своем состоянии, а также вокружающих людях. Показателен тот факт, что наиболее странными емукажутся два главных персонажа романа – Настасья Филипповна и Рогожин.Князь подсознательно чувствует их отличие от прочих людей, принадлежностьк своему – необычному, иному – миру. Парадокс заключается в том, чтоРогожин и Настасья Филипповна князя странным не называют, а он ихназывает: для него странны все, даже «свои». Князь одинок настолько, что непринимает никого.в) автор принимает точку зрения других персонажей романа: …что отправленбыл за границу по какой-то странной нервной болезни… (точка зренияРогожина на князя); …странные мысли приходили ему при взгляде, например, наэти глаза… (точка зрения Тоцкого на Настасью Филипповну); …спросил князь,странным взглядом окинув Лебедева (точка зрения Лебедева на князя); Сказав190это, он [князь] как-то странно и даже смешно улыбнулся… (точка зренияЕвгения Павловича на князя); … но взгляд его [князя] был слишком странен:казалось, он глядел на нее, как на предмет, находящийся от него за двеверсты… (точка зрения Аглаи на князя); Он [Келлер] еще не видывал князя втаком странном настроении… (точка зрения Келлера на князя); Аглая...
вдругпредложила ему странный вопрос: сожжет ли он, в доказательство своейлюбви, свой палец тот час же на свечке? Гаврила Ардалионович был, говорят,ошеломлен предложением... (позиция Гаврилы Ардалионовича); Все семействозаявляло потом, что это был «на удивление» странный человек в этот день,так что, «может, тогда уже все и обозначилось» (рассказ семьи учительши овстрече с князем Мышкиным).Можно сделать вывод, что, когда автор смотрит на мир глазами какоголибо персонажа, адресатом оценки становится чаще всего главный герой романа– князь Мышкин. Занимая позицию второстепенного действующего лица, авторотмечает отклонения от нормы в характере, внешнем виде, поведении главногогероя. Этим князь Мышкин еще больше отдаляется от окружающего мира,существует как бы в своей, «иной» реальности – иррациональной и непонятнойдлябольшинстваСТРАННЫЙв«ординарных»большинствелюдей.Стоитвыделенныхзаметить,контекстовчтооценкасоотноситсясболезненным состоянием героя.















