Диссертация (1100505), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Именно эти моменты, когда мы можем споразительной точностью проследить малейшие изменения в состоянии героя,лучше всего раскрывают нам его внутренний мир, объясняют его поступки.Говоря устами Раскольникова, повествователь дает оценку СТРАННЫЙпрактически всему, что окружает героя. Перед читателем рисуется странныймир, искаженный больным сознанием, действительность, в которой самыемелкие и привычные для нас детали обретают особый смысл, вселяя вперсонажа тревожные ощущения. Однако Раскольников еще осознает, что онболен и что именно расстроенный ум столь сильно искажает реальность.Поэтому его мысли не кажутся ему истиной в последней инстанции, он осознаетсумбурность и абсурдность своих идей, считая их странными: Он думал и терсебе лоб, и, странное дело, как-то невзначай вдруг и почти сама собой послеочень долгого раздумья, пришла ему в голову одна престранная мысль; Тутпришла ему в голову странная мысль: что, может быть, и все его платье вкрови, что может быть много пятен, но что он их только не видит, незамечает, потому что соображение его ослабло, раздроблено… ум помрачен…;Странное дело: казалось, он вдруг стал совершенно спокоен; не было ниполоумного бреду, как давеча, ни панического страху, как во все последнеевремя.
Это была первая минута какого-то странного внезапного спокойствия;… странным показалось ему, что он не помнит, как мог он очутиться наулице…; Странно, лестница была как будто знакомая!; Но странно: она дажеи не шевельнулась от ударов, точно деревянная (чем-то тревожным веет отнеобычного и неприятного сна Раскольникова); Он тяжело перевел дыхание, но странно, сон как будто все еще продолжался….197На протяжении всего повествования, когда Раскольников, совершивубийство, в полубессознательном бреду скитается по Петербургу, он будто бысовершает путь по странному миру, где все непривычно, необъяснимо, чуждо, –миру, который отталкивает его.III.
Точка зрения других персонажей романа, а также повествователя,смотрящего на мир их глазами.Соня: Раскольников странно посмотрел на нее; Соня нерешительноступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова(реакция на просьбу Раскольникова читать вместе Евангелие); Даже потом,впоследствии, когда она припоминала эту минуту, ей становилось и странно ичудно: почему именно она так, сразу увидела тогда, что нет уже никакихсомнений? (мнение о Раскольникове); … ответил он странно смотря на нее…(мнение о Раскольникове); И странно он так говорил: как будто и понятночто-то, но… «но как же! Как же! «О Господи!» (мнение о Раскольникове).Свидригайлов: Не рассердитесь, Родион Романович, но вы мне самипочему-то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что-то в васесть… (мнение о Раскольникове).Заметов: - Как! Вы здесь? – начал он с недоумением и таким тоном, какбы век был знаком, - а мне вчера еще говорил Разумихин, что вы все не впамяти.
Вот странно! Чтой-то какой вы странный… Верно, еще оченьбольны. - А я вам странным кажусь? - Да. - Фу, какой странный! – повторилЗаметов очень серьезно. – Мне сдается, что вы все еще бредите. - Брежу?Врешь, воробушек!.. Так я странен? (диалог с Раскольниковым); Страннеевсего показалось потом Заметову, что ровно целую минуту длилось у нихмолчание и ровно целую минуту они так друг на друга глядели (впечатлениеЗаметова от беседы с Раскольниковым).Городовой: Странен, верно, и он ему показался: в таких лохмотьях, а самденьги выдает! (точка зрения на Раскольникова).Настасья: Он странно посмотрел на нее (точка зрения на Раскольникова).198Лужин: Не говоря уже ни слова об обидном и странном сопоставлении наодну доску между мной и… заносчивым юношей… (мнение по поводуРазумихина).Постороннийпробормоталгосподин на улице:господин,испуганныйи-Не знаю-с… Извините… -вопросом,истраннымвидомРаскольникова… (мнение о Раскольникове).Разумихин: И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим игрустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливаяязвительность Порфирия (точка зрения на Порфирия).Анализируя данные контексты, можно сделать вывод, что чаще всегоперсонажи романа считают странным именно Раскольникова.
Страннымкажется его внешний вид и поведение на улице совершенно незнакомым людям.Несколько раз Раскольникова называет странным Заметов, и, видимо, этонаиболее корректная оценка, которой он располагает по отношению к человеку,которого он нескрываемо презирает. Интересно, что Раскольников будто быцепляется за данную оценку, поскольку она сходится с его собственнымиразмышлениями о себе. Странным Раскольников кажется абсолютно всем – и«отрицательному» Свидригайлову, и «положительной» Сонечке. Но еслибольшинство окружающих его людей отталкивают Раскольникова, их пугает егонепривычный, явно болезненный внешний вид, странная манера поведения, тоСонечка, наоборот, стремится понять Раскольникова. Она и сама выбивается изпривычного мира обычных людей, она сама чужая и отверженная, поэтомуРаскольников для нее – родственная душа.Таким образом, употребление прилагательного СТРАННЫЙ и егосинтаксических дериватов в романе «Преступление и наказание» позволяетавтору создать атмосферу тревожного и напряженного ожидания, предчувствиячего-то страшного, что нависло над героем.
В этом можно усмотреть параллелиссюжетно-композиционнойрольюприлагательногоСТРАННЫЙвсовременных детективах и фантастике.199ЧитательпогружаетсявстранныймирРаскольникова,которыйпротивостоит миру обычных людей – как плохих, так и хороших. Именноупотребление прилагательного СТРАННЫЙ помогает лучше проникнуть вискаженное болезнью сознание главного героя, прочувствовать то, что ощущаетон, а также увидеть Раскольникова глазами других персонажей, осознать егоотличие от окружающих. Из всего вышесказанного можно сделать вывод оважной сюжетно-композиционной роли, которую играет прилагательноеСТРАННЫЙ в тексте романа.4.6.
Текстопорождающий потенциал прилагательного СТРАННЫЙ.Как уже было отмечено ранее, в структуре оценочного суждения помимосубъекта,объекта,адресатаоценкивыделяетсяоснованиеоценки.Сочетаемостный анализ прилагательного СТРАННЫЙ показывает, что у всехимен, входящих в данную парадигму, есть нечто общее в денотации, что«позволяет им иметь общую признаковую характеристику» [Вольф 2002: 65];это и является основанием оценки. По мысли Е.М.
Вольф, именно основанияоценки, то есть «глубинные пропозициональные связи определяемого»,выявляются в семантическом толковании [Там же]. Поэтому то или иноеявление действительности расценивается как странное, если субъект оценочногосуждения видит некое отклонение от нормы (в силу непривычности,необычности, непонятности данного явления или же невозможности точновербализовать впечатление, полученное от данного объекта).Чаще всего основание оценки – нечто само собой разумеющееся, легковычленяемое читателями из контекста. Однако в разного рода текстах заоценочнымприлагательнымСТРАННЫЙпочтивсегдаследуетвербализованное основание оценки.
Во многом это связано с особенностямиисследуемого прилагательного и с расположением данной оценки на оценочнойшкале. По мысли Е.М. Вольф, в структуре оценочной шкалы «имеется зонанормы», которая «соотнесена с той частью шкалы оценок, на которой200помещается стереотипное представление о данном объекте с соответствующимпризнаком» [Там же: 54]. То есть норма прежде всего связана со стереотипом, априлагательноеСТРАННЫЙобозначаетстереотипного представления о том илиотклонениеотнормы,отином объекте. «Оценочная шкаладинамична, она развертывается в двух направлениях – в сторону увеличения и всторону уменьшения количества данного признака» [Там же: 49]. И если другиеоценочные прилагательные занимают некое определенное место на шкалеоценки (слева или справа от «нулевой точки», обозначающей норму), топрилагательное СТРАННЫЙ охватывает все позиции, отличающиеся отстереотипа – все, что так или иначе отклоняется от нормы.
Отсюда следует, чтоисследуемое прилагательное может соотноситься спрактически любымпризнаком того или иного объекта при условии, что данный признакпредставляет собой отклонение от нормы. При столь широком объемеозначаемого прилагательное СТРАННЫЙ каждый конкретный раз нуждается вуточнении (какая именно характеристика адресата оценки обозначается даннымприлагательным и в какую сторону развертывается шкала оценки – по меревозрастания или убывания данного признака). Поэтому за введением данногопредиката всегда следует «расшифровка» – что именно имел в виду автор, вкаком конкретном значении употреблено прилагательное.















