Диссертация (1100505), страница 39
Текст из файла (страница 39)
В настоящем исследовании термин ПАРАДИГМА как инструментлингвистического описания прилагается к любому семантическому множествупри условии наличия в нем константы, в качестве которой может выступать а)интегральная сема значений членов множества (лексикографическая и текстоваялексико-семантическая парадигмы); б) любое слово, включающее оценочныйкомпонент, вокруг которого группируются объекты оценки (текстоваяаксиологическая парадигма, являющаяся аналогом выделенных Л.О. Чернейкоперцептивных парадигм художественного текста).3. Лексикографический анализ оценочного прилагательного СТРАННЫЙпозволяет уточнить его дефиниции, представленные в изученных толковыхсловарях, в которых преобладает синонимический способ толкования, т.е.значение вокабулы не описывается с указанием релевантных семантико-206прагматических компонентов, а передается через ряд синонимов, что рождает«порочный круг» толкования.Уточнение семантики прилагательного СТРАННЫЙ было проведено наоснове лексикографической концепции Ю.Н.
Караулова по частной методикесоставления лексикографических парадигм, разработанной Л.О. Чернейко,согласно которой каждое опорное прилагательное метаязыка (дефиниции)исходногоприлагательногоСТРАННЫЙпоэтапнорассматриваетсякаквокабула, что позволяет установить состав любого лексикографическогосемантического множества, в данном случае лексикографической парадигмы‘СТРАННЫЙ’:ДИВНЫЙ,ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ,ДИКОВИННЫЙ,НЕБЫВАЛЫЙ,ЗАГАДОЧНЫЙ,НЕОБЪЯСНИМЫЙ,НЕОБЫКНОВЕННЫЙ, НЕОБЫЧАЙНЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ, НЕПОНЯТНЫЙ,НЕПРИВЫЧНЫЙ,ОРИГИНАЛЬНЫЙ,ОСОБЕННЫЙ,ОСОБЛИВЫЙ,ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СВОЕОБРАЗНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, ЧУДАКОВАТЫЙ,ЧУДНОЙ, ЧУДНЫЙ, ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ, ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ.Все члены лексикографической парадигмы ‘СТРАННЫЙ’ объединеныинвариантнымсмыслом‘отклоняющийсяотнормы’,аразличаютсядифференциальными семами, в которых профилированы два связанных междусобою основания оценки, обусловливающие выбор наиболее подходящего кситуации прилагательного в каждом конкретном случае.
Это 1) ‘отклоняющийсяот нормы в силу своей непривычности, необычности’ и 2) ‘отклоняющийся отнормы в силу непонятности, нелогичности’.4. В структуре сформированной лексикографической парадигмы можновыделить единицы, стоящие ближе всего к прилагательному СТРАННЫЙ(ЗАГАДОЧНЫЙ, НЕОБЪЯСНИМЫЙ, НЕОБЫКНОВЕННЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ,НЕПОНЯТНЫЙ, НЕПРИВЫЧНЫЙ, ОСОБЕННЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ), атакжеединицы,ДИКОВИННЫЙ,находящиесянаИЗУМИТЕЛЬНЫЙ,перифериимножестваНЕБЫВАЛЫЙ,(ДИВНЫЙ,НЕОБЫЧАЙНЫЙ,ОРИГИНАЛЬНЫЙ, ОСОБЛИВЫЙ, ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СВОЕОБРАЗНЫЙ,207ЧУДАКОВАТЫЙ,ЧУДНОЙ,ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ),тоестьЧУДНЫЙ,теслова,чьяЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ,семантическаясвязьсприлагательным СТРАННЫЙ фиксируется не во всех словарях.Значение некоторых членов множества определяется их внутреннейформой (УДИВИТЕЛЬНЫЙ – ‘то, что удивляет’; ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ – ‘то, чтопоражает’ и т.д.).
Все они дублируют обозначение того состояния сознания,которое передается глаголом. Некоторые члены парадигмы, находящиеся напериферии множества,являются стилистически маркированными либо сознаком «+» (книжн., поэт. ДИВНЫЙ), либо со знаком «–» (разг. ЧУДНОЙ).ПрилагательноеСТРАННЫЙможносчитатьсвоеобразнымцентромсформированной лексикографической парадигмы, поскольку оно являетсястилистически нейтральным и непроизводным, т.е.
не обладает внутреннейформой. К тому же, его семантический объем значительно шире тогосодержания, которое стоит за другими членами составленной ЛП, что и делаетего центром множества: СТРАННЫЙ – это и ‘непривычный, не такой, каквсе/всегда’,и‘непонятный’,и‘непринимаемый’.ВприлагательномСТРАННЫЙ есть не зафиксированная в словарных дефинициях сема, в которойзаложена информация об отношении субъекта оценочного суждения: а)эксплицитно – к параметру объекта оценки, на который она направлена (емунепонятно поведение, речи другого и т.п.); б) имплицитно – к носителю этогопараметра, т.е.
адресату оценочного суждения. И это отношение – неприятие.Отрицательные коннотации прилагательного СТРАННЫЙ в системесовременного русского языка обусловлены в большой степени историческойсвязью его семантики с существительными СТРАНА (старославянизмом попроисхождению) и СТОРОНА (русизмом), в частностис семой ‘чужести’,присущей слову СТОРОНА (ср.: со стороны = ‘не свой, чужой’), чтоподтверждается данными исторических словарей.5. В современном русском языке прилагательное СТРАННЫЙ являетсяодним из самых распространенных оценочных прилагательных как в устной208речи, так и в письменных текстах разной стилевой и жанровой принадлежности.По данным Национального корпуса русского языка, количество употребленийприлагательного СТРАННЫЙ резко возросло в последние два десятилетия.Достаточно часто оценочные суждения с прилагательным СТРАННЫЙвстречаются в публицистических текстах и в разговорной речи, особенно всфереэлектроннойкоммуникации.Подобнаячастотаупотребленияисследуемого прилагательного и членов организованной им аксиологическойпарадигмы позволяет отметить их особую роль в современной речевойдействительности.6.
Употребление прилагательного СТРАННЫЙ в научно-популярной иучебной литературе позволяет авторам заинтересовать читателя, погрузить его внаучный мир, полный загадок, иногда помогает логически объяснимые исовершенно обыкновенные вещи представить как нечто необычное. Вклассической научной литературе, рассчитанной на узкий круг специалистов вданномвопросеизаинтересованныхисследователей,прилагательноеСТРАННЫЙ практически не употребляется, поскольку авторы ставят передсобой принципиально иную задачу – предельно точно и доказательно осветитьопределенную научную проблему.
Более того, научная этика не предполагаетрезких оценочных суждений. Поэтому если прилагательное СТРАННЫЙ,обладающее отрицательными коннотациями, все-таки встречается в научныхтекстах, то оно помогает исследователям корректно выразить свое мнение потому или иному вопросу.7.СравнительныйанализфункционированияприлагательногоСТРАННЫЙ в текстах статей из разных номеров общественно-политического илитературно-художественного журнала «Огонек» (выборка с 1961 по 2014 год)показывает, что наличие исследуемой единицы соответствует той идеологии,которая определяет «дух времени». В «период застоя» (1970-е годы), когда всепроблемы граждан были скрыты государством под маской внешнегоблагополучия, прилагательное СТРАННЫЙ употреблялось в текстах достаточно209редко.Впоследниедесятилетияколичествооценочныхсужденийсприлагательным СТРАННЫЙ на номер резко возросло – чаще всего более 10контекстов.
Это соотносится с настроем на гласность двухтысячных годов, спропагандой свободы слова и отстаиванием собственного мнения, царящими вобществе. Употребляя прилагательное СТРАННЫЙ, авторы заметок и статейизбегают резко оценочных суждений, за которые они могут быть привлечены кответственности, но в то же время вполне недвусмысленно выражают своеотрицательное мнение по тем или иным вопросам. Поэтому прилагательноеСТРАННЫЙ можно назвать «лакмусовой бумажкой» общественного мнения.В современных массовых изданиях, например, в модных журналах,прилагательное СТРАННЫЙ является синонимом слов, выражающих резкуюотрицательную оценку: ПЛОХОЙ, УЖАСНЫЙ, БЕЗВКУСНЫЙ.
Однако онопозволяет выразить мнение корректно, не оскорбляя адресата оценочногосуждения, т.е., как и в научных и публицистических текстах, выполняетэвфемистическую функцию.8. В разговорной речи прилагательное СТРАННЫЙ также входит всинонимические отношения с общеоценочными прилагательными ПЛОХОЙ,ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ, УЖАСНЫЙ и др. Широкое содержание прилагательногоСТРАННЫЙ проявляется в его сочетаемости. Исследуемая единица можетвыступать в качестве предиката для практически любого имени, обозначающеголюбое явление окружающей действительности, сочетаясь с именами иконкретными, и абстрактными, а это означает, что оно способно объединитьоценкой разные по своему онтологическому статусу явления действительности,включая и сам язык (странный взгляд, странная мысль, странный сон,странная раздражительность, странная идея, странные речи и т.п.).
Все этосвидетельствует об общеоценочном характере прилагательного СТРАННЫЙ.На оценочной шкале оно занимает позицию между понятиями НОРМАЛЬНЫЙи ПЛОХОЙ – это лишний раз доказывает то, что данное прилагательноевыступает как смягченный, корректный вариант отрицательной оценки.
Именно210поэтому столь часто встречается сочетание прилагательного СТРАННЫЙ свводной конструкцией МЯГКО ГОВОРЯ.Из всего сказанного можно сделать вывод, что исследуемая единицаобозначает особое ментальное состояние субъекта оценки, при котором он,сталкиваясь с чем-то отклоняющимся от нормы и при этом испытываянеприятие по отношению к адресату оценочного суждения, стремитсяотстраниться от происходящего.9.АнализсочетаемостиприлагательногоСТРАННЫЙиегопарадигматических связей в художественном тексте позволяет сделать вывод,что исследуемое прилагательное играет важную роль в раскрытии авторскогомировоззрения и отношения автора к своим персонажам. Так, в художественнойпрозе Захара Прилепина слово СТРАННЫЙ стоит в одном ряду сприлагательными ЧУЖОЙ, ЧУЖДЫЙ, НЕЛЕПЫЙ, что в сочетании с высокойчастотой употребления данных лексических единиц говорит о значимостисмысла ‘странный, не такой, как все, неприемлемый’ для автора.
ГероиПрилепина одиноки, чужды для окружающих их людей, и весь мир странен ичужд для них.Важную сюжетно-композиционную роль исследуемое прилагательноеиграет в современных детективах, где оно участвует в конструированииинтриги, а также в фантастической литературе, где помогает сформироватьпредставление об ином, необычном и таинственном мире. В любом случаеприлагательное СТРАННЫЙ позволяет создать атмосферу напряжения длячитателей, что и является целью авторов детективных произведений ифантастики.10. Частое употребление исследуемого прилагательного в текстахписателя говорит нам многое не только о его творчестве, но и о его жизненномпути.















