Заключение дис. совета (1099613), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Б!е!апеп1со, ЯЛ. ЕпЖо1оро~, й.Т. Ргоуег, ЪК йисЬ // Вг!дрпя ЕаМегп апд Ч/еМегп РяусЬ!а1гу. - 2011. - Р. 20-21 (0,09 п.л./0,03 п.л.). Статья посвящена обзору результатов исследования гелотофобии у больных психическими расстройствами (шизофрения и депрессия), ее связи с различными эмоциональными проявлениями и индивидуально-личностными особенностями при разных нозологиях.
На диссертацию и автореферат поступили положительные отзывы от: Козинцева АХ. — д-ра историч. наук, проф., главн. науч. сотр. отдела антропологии Музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого; Троицкого С.А. — канд. филос. наук, ст. препод. кафедры культурологии Института философии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»; Куфтяк Е.В. — д-ра психол. наук, проф., зав. кафедрой специальной педагогики и психологии Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»; Кирпичника А.Г. — канд. психол.
наук, проф., зав. кафедрой социальной психологии Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»; Гуревича Г.Л. — канд. мед. наук, зав. психиатрическим отделением Х~ 1 ГБУЗ «Психиатрическая больница Хя 13» ДЗМ. В положительном отзыве на автореферат А.Г. Козинцев предлагает ряд уточняющих вопросов: рекомендуется более однозначно очертить границу гелотофобии и социофобии (если лишь половина людей с выраженной социофобией имеют высокий уровень гелотофобии, верно ли обратное — что существуют «гелотофобы» без выраженной социофобии); ставится вопрос о целесообразности использования термина «вялотекущая шизофрения» в связи с риском включения в эту группу психически здоровых лиц.
В положительном отзыве Троицкого С.А. отмечены недочеты, главным образом касающиеся частого использования специфических культурологических и философских терминов, которые могли бы быть заменены на менее нагруженные коннотационно, а также использования автором устаревших культурологических источников и недостаточным количеством современных работ. В положительном отзыве Кирпичника А.Г. высказано пожелание не ограничиваться социо-демографическими факторами гелотофобии, анализ которых в работе занимает значимое место, а больше уделить внимание личностным факторам страха насмешки. В положительном отзыве Гуревича Г.Л.
в качестве недостатков отмечается отсутствие дополнительной клинической шкалы, оценивающей выраженность психических нарушений и тяжесть негативной симптоматики, а также недостаточный литературный анализ, посвященный проблемам шизофренического дефекта, в связи с чем автор транслирует довольно узкое и специфическое понимание дефекта, в то время как более практически значимым и актуальным могло бы быть рассмотрение разнородности структуры дефекта ~разнообразия ее симптомов, закономерностей их сочетания, психопатологии, динамики).
Выбор официальных оппонентов и ведущей организации обосновывается их достижениями в области исследования психического здоровья и психической патологии. Выбор официального оппонента Петровского В.А. обосновывается наличием исследований и публикаций в областях, близких теме диссертационного исследования: психологии юмора и комического, а также психологии личности. Выбор официального оппонента Тарабриной Н.В. связан с наличием исследований и публикаций, посвященных тревожным расстройствам, Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработана: концепция гелотофобии, рассматривающая страх насмешки как феномен синдромального характера, сочетающий в себе ряд признаков, не сводимый полностью к социофобии и другим социально-фобическим проявлениям и специфическим страхам (страх негативной оценки, социальная тревожность, эритрофобия, глоссофобия и т.д.), а лишь частично пересекающийся с ними; новая экспериментальная методика, позволяющая диагностировать такие специфические феномены поведения в социальных ситуациях, связанных со смехом и юмором, как гелотофобия (страх насмешки), гелотофилия (склонность выставлять себя объектом смеха), катагеластицизм (склонность смеяться над окружающими); в диссертации апробированы и адаптированы созданные зарубежными авторами: методика исследования гелотофобии бЕ1 ОРН <15> и методика исследования гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма РЬоРЬ|Ка1 <45>.
предложено: рассматривать специфику гелотофобии как психологического феномена в зависимости от типа психического расстройства; использовать показатели выраженности гелотофобии в качестве дополнительного критерия негативной симптоматики при шизофрении; рассматривать гелотофобию как релевантный для русскоязычной выборки феномен, имеющий определенные социо-демографические особенности. доказана: специфика гелотофобии, подтверждающая, что гелотофобия, свойственная в той или иной степени как больным шизофренией, больным аффективными расстройствами, так и психически здоровым людям, отличается некоторыми психологическими характеристиками в каждой группе испытуемых (эмоциональными проявлениями, особенностями отношения к смеху и юмору, особенностями использования выраженности в ходе заболевания); стилей юмора, динамикой - социо-демографическая обусловленность гелотофобии„т.е.
наличие связи выраженности гелотофобии и численности населенного пункта; различия в выраженности гелотофобии у психически здоровых людей в зависимости от пола и возраста: более высокие значения гелотофобии наблюдаются у мужчин в подростковом (13-16 лет) и первом зрелом возрасте (24-35 лет), более высокие значения гелотофобии у женщин — в юношеском (16-21 год) и втором зрелом возрасте (36-55 лет); хорошие психометрические свойства шкалы гелотофобии ОЕ1 ОРН <15>: надежность и валидность; хорошие психометрические свойства опросника РЬоРЫКа1 <45>: высокая валидность, высокая степень внутренней согласованности пунктов; лишь некоторые пункты опросника имеют низкую факторную нагрузку, в связи с чем нуждаются в анализе и доработке. введены уточнения понятий гелотофилии (склонность выставлять себя объектом смеха) и катагеластицизма (склонность высмеивать других) в отечественную психологию, до настоящего времени распространенные только в работах зарубежных авторов; однако, как показали результаты отечественных исследований, релевантные для русскоязычной популяции.
предложено: рассматривать гелотофобию как релевантный для русскоязычной выборки феномен; рассматривать гелотофобию как феномен синдромального характера, не сводимый полностью к социофобии и другим социо-фобическим проявлениям и специфическим страхам (страх негативной оценки, социальная тревожность, эритрофобия, глоссофобия и т.д.), а лишь частично пересекающийся с ними. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что доказаны положения о сложной обусловленности гелотофобии, свидетельствующие о том, что гелотофобия при шизофрении и аффективных расстройствах, а также у психически здоровых людей, связана с различными индивидуально- личностными особенностями; доказана отрицательная динамика выраженности гелотофобии с длительностью болезни; показаны поло-возрастные особенности гелотофобии, свидетельствующие о наиболее выраженной гелотофобии в подростковом и первом зрелом возрасте у мужчин, юношеском и втором зрелом возрасте у женщин.
Доказано, что выраженность гелотофобии обратно пропорциональна численности населения административно-территориальной единицы; полученные данные расширяют теоретические научные представления о вкладе клинических, социо-демографических, индивидуально- личностных факторов в социальное поведение личности. Применительно к проблематике диссертации результативно использованы опросниковые методы изучения гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма, а также проективная методика исследования гелотофобии„ предложенные зарубежными авторами, первые из которых, по результатам диссертационного исследования, успешно прошли апробацию и адаптацию на русскоязычной выборке.
Также в работе успешно при менены клиникопсихологические методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности и самооценки. Изложены доказательства специфики гелотофобии, ее связи с различными индивидуально-личностными особенностями и особенностями самооценки у больных шизофренией, аффективными расстройствами и условно здоровых людей; сведения о соотношении длительности болезни и выраженности гелотофобии; данные о поло-возрастной динамике гелотфобии; аргументы, свиетельствующие об адекватности шкалы гелотофобии ОЕЬОРН <15> и необходимости доработки опросника гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма РЬоРЬ|Ка1 <45>.
Раскрыты представления о взаимосвязях гелотофобии с индивидуально- личностными особенностями у больных шизофренией, у больных аффективными расстройствами и у психически здоровых людей, подтверждающие специфику гелотофобии и ее синдромальный характер; противоречия, свидетельствующие об отрицательной корреляционной связи гелотофобии и длительности болезни при шизофрении.