Особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности (1099439), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Вопрос о сборе данных является одним из наиболее сложныхвопросов в исследовании восприятия ситуаций. Внешнее наблюдение не даетнеобходимого представления о реакциях восприятия и интерпретирующихсхемах. Самонаблюдение предполагает рефлексивный процесс, специальная«заданность» которого неестественна для обычного поведения человека, апоэтому оказывает неконтролируемое воздействие на сами наблюдаемыекогнитивные процессы.
Поэтому в большинстве исследований вынужденноиспользуются не реальные жизненные, а гипотетические ситуации,предъявляемые индивиду вербально или в виде картин, фильмов и т.п.(Гришина Н.В., 1997). Поэтому для изучения особенностей интерпретациижизненных ситуаций нами был избран проективный метод. С учетомвозрастных особенностей испытуемых мы разработали оригинальнуюпроективную рисуночную методику.
Методика представлена набором из 13рисунков в варианте для мальчиков (главный герой – мальчик) и для девочек(главный герой – девочка). На рисунках схематично изображены типичныежизненные ситуации. У героев рисунков выражения лиц не прорисованы.Ситуации, представленные в методике, относятся к четырем сферам жизниребенка: семья, школа, общение со сверстниками и одиночество. Ребенкупредлагалось описать, что происходит на картинке, каковы эмоции каждогоперсонажа, чем закончится ситуация.Основные результаты исследования заключаются в следующем.Исследование уровня и структуры тревожности обнаружило возрастныеразличия, состоящие в том, что подростки оказались более тревожны, чеммладшие школьники; у младших школьников уровень школьной тревожностиоказался достоверно выше, чем у младших подростков.
У младшихподростков уровень самооценочной и межличностной тревожности оказалсядостоверно выше, чем у младших школьников (р<0,05, критерий МаннУитни).Статистическое исследование позволило выявить различия вособенностях интерпретации жизненных ситуаций детьми младшегошкольного – младшего подросткового возраста, связанные, с одной стороны, свозрастно-психологическими особенностями, с другой стороны – с уровнемличностной тревожности испытуемых.Основные различия в сензитивности к контексту ситуаций, связанные свозрастно-психологическими особенностями, состоят в следующем.14• Младшие школьники оказались сензитивны к негативному контекстушкольных ситуаций, достоверно чаще трактуя их как неблагополучные итревогогенные, по сравнению с младшими подростками.• Младшие подростки оказались сензитивны к негативному контекстусемейных ситуаций, ситуаций общения с ровесниками и ситуацийодиночества.
Они достоверно чаще, чем младшие школьники,интерпретировали эти ситуации как неблагополучные и тревогогенные.Исследование позволило выявить различия в интерпретации жизненныхситуаций детьми и подростками, связанные с уровнем их личностнойтревожности. Для этого методом кластерного анализа испытуемые былиразделены на 4 группы по уровню личностной тревожности – низкий,умеренный, повышенный и высокий уровень тревожности. Анализособенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками сразным уровнем тревожности позволил установить, что значимымипараметрами, в отношении которых проявляются различия в толкованиисобытий, выступают общая оценка контекста события, оценка эмоцийучастников и оценка предполагаемого исхода ситуации. Особенностиинтерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнемтревожности могут быть представлены в отношении каждого из выделенныхпараметров.Различия в интерпретации жизненных ситуаций, связанные с общейоценкой контекста, проявляются в следующем.• Нетревожные дети при интерпретации амбивалентных ситуаций склонныпридавать им позитивное или нейтральное значение; при этом явнонеблагополучные ситуации (конфликт, наказание) интерпретируют кактаковые.• Дети с умеренным уровнем личностной тревожности при интерпретациизначения амбивалентных ситуаций склонны к негативным оценкамшкольных ситуаций, а остальные интерпретируют как нейтральные.• Тревожные дети в большинстве случаев склонны утрировать негативныйсмысл ситуации.
Интерпретируя амбивалентные ситуации, они склонныпридавать им негативное и тревогогенное значение.• В небольшом числе случаев высокотревожные дети склонны искаженноинтерпретировать смысл опасного события как безопасный. В этом случаеони недооценивают объективную угрозу, заложенную в ситуации (например,ситуация конфликта, изоляции, наказания).Различия в особенностях оценки эмоций героев состоят в следующем:• Дети и подростки с повышенным и высоким уровнем личностнойтревожности в большей степени склонны приписывать героям тревогу.• Существуют различия в модальности приписываемых герою эмоций:характеризуя негативные ситуации, тревожные дети и подростки чаще15приписывают ребенку такие эмоции, как страх, ужас, тоска, тогда какнетревожные приписывают ребенку легкую тревогу.
При описаниипозитивных и нейтральных ситуаций дети и подростки с низким иумеренным уровнем тревожности более склонны приписывать ребенкуявно положительные эмоции (радость, счастье, интерес, удовольствие), чемтревожные испытуемые, которые чаще приписывают ребенку нейтральныеэмоции (спокойствие, легкое волнение, равнодушие). В позитивныхситуациях тревожные испытуемые приписывают партнеру спокойствие,равнодушие, скуку, а нетревожные – радость, интерес, сопереживание.Различия в оценке предполагаемого исхода ситуации связаны с тем, чтоисход событий в описании детей с низким и умеренным уровнем личностнойтревожности связан с общей оценкой ситуации и обычно совпадает с ней познаку. Тревожные дети и подростки склонны к предположению исхода, иногопо знаку, чем оценка ситуации.
В нейтральных ситуациях они частоопасаются неблагополучного исхода. В неблагоприятных ситуациях они вряде случаев склонны ожидать нейтрального или позитивного исхода.Мы также установили, что дети и подростки с разным уровнемличностной тревожности обнаруживают различия в специфике толкованияконтекста жизненных ситуаций (семейных, школьных ситуаций, ситуацийобщения с ровесниками и одиночества), что позволило нам сделать выводы осензитивности испытуемых к негативному тревогогенному контексту.Оказалось, что при интерпретации «семейных ситуаций»:• нетревожные испытуемые были склонны трактовать их как нейтральные повсем основным параметрам (общая оценка, эмоции героев, исход);• испытуемые с умеренным уровнем личностной тревожности в основномнейтрально интерпретировали семейные ситуации, но приписывалиребенку легкую тревогу в них;• испытуемые с повышенной тревожностью описывали семейные ситуациикак негативные, но ожидали положительного завершения ситуации;• высокотревожные испытуемые интерпретировали семейные ситуации какнегативные по всем параметрам.Различия в интерпретации «школьных ситуаций» состоят в том, что:• нетревожные дети и подростки были склонны интерпретировать их какпозитивные по всем основным параметрам;• дети и подростки с умеренной личностной тревожностью трактовалишкольные ситуации как неблагополучные по всем основным параметрам;• дети и подростки с повышенной тревожностью нейтральноинтерпретировали контекст ситуации, но приписывали ребенку тревогу, иожидали негативного исхода события;• высокотревожные испытуемые негативно интерпретировали школьныеситуации, но ожидали их нейтрального исхода.16При интерпретации «ситуаций взаимодействия с ровесниками»:• нетревожные дети и подростки характеризовали ситуации общения сровесниками как положительные.
Исключением стала ситуацияконфликта, которую нетревожные дети интерпретировали какнегативную;• среднетревожные интерпретировали как негативные ситуации конфликтаи изоляции. Иные ситуации трактовались ими как нейтральные;• дети с повышенной и высокой тревожностью были склонныинтерпретировать ситуации общения с ровесниками как негативные повсем основным параметрам. Испытуемые с повышенной тревожностьюожидали негативного исхода, а высокотревожные – нейтрального.Наконец, интерпретируя «ситуации одиночества»:• испытуемые с низкой и умеренной личностной тревожностью трактовалиих как нейтральные;• дети с повышенной тревожностью интерпретировали ситуацииодиночества как позитивные;• высокотревожные испытуемые трактовали ситуации одиночества какнегативные, но ожидали их нейтрального исхода.Сензитивность к тревогогенному контексту жизненных ситуацийсвязана с уровнем личностной тревожности детей и подростков:• Нетревожные дети сензитивны к позитивному контексту школьныхситуаций и ситуаций взаимодействия с ровесниками, причем наиболееположительно интерпретировались ими ситуации общения сровесниками.
Тревогогенны для них ситуации одиночества и школьные,но они вызывают легкую тревогу.• Испытуемые с умеренным уровнем личностной тревожности сензитивнык негативному контексту школьных ситуаций и ситуаций конфликта иизоляции, которые выступают для них как тревогогенные.• Испытуемые с повышенным уровнем личностной тревожностисензитивны к негативному контексту семейных ситуаций и ситуацийобщения с ровесниками, и к положительному контексту ситуацийодиночества.
Тревогогенны для них семейные, школьные ситуации иситуации общения с ровесниками.• Высокотревожные испытуемые сензитивны к негативному контексту всехситуаций. Все ситуации тревогогенны; наибольшую тревогу порождаютшкольные ситуации. Ситуации взаимодействия с ровесниками вызываютбольшую тревогу, чем семейные ситуации.Проведенное исследование позволило установить, что уровеньтревожности связан со склонностью ребенка к адекватной или искаженнойинтерпретации жизненных ситуаций.
Сравнение особенностей адекватной иискаженной интерпретации жизненных ситуаций представлено в таблице 1.17Таблица 1. Признаки адекватной и искаженной интерпретации ситуацийПризнаки адекватной интерпретацииПризнаки искаженной интерпретацииЭмоциональнаяоценкаситуации Оценка ситуации искажена в сторонуобусловлена рациональным анализом преувеличения негативного смысла илиситуации.игнорирования явного неблагополучия.Преобладаютвысоковероятностные Контекст события интерпретируется с«очевидные» интерпретации контекста привлечениеммалосущественныхсобытия.аспектов ситуации, оправдывающихэмоционально специфический образсобытия.Ситуация анализируется с разных Интерпретация ситуации строится насторон: личная точка зрения на основе признаков, поддерживающихситуациюсоотноситсяс тревожный образ ситуации, негативныйпредполагаемымиточкамизрения образ «Я» или значимых других.значимых задействованных лиц.оценкаситуацииПри интерпретации эмоционального Эмоциональнаязначенияситуациипреобладают скорее иррациональна, связана срациональныеоснования(учет поддержанием высокой тревоги попризнаковугрозы/благополучия, поводу ситуации или созданиемнереалистичного образа ситуации изаложенных в контексте ситуации).избеганием осознания опасности.Признаки угрозы осознаются; они Признаки угрозы 1) переоцениваются,какстимулквызывают отрицательные переживания, воспринимаются(посравнениюспричем тревога по этому поводу сверхсильнойугрозы) тревоге; 2)возникает лишь в особо значимых источникомтрактуются как нейтральные, причемситуациях.незасчетпредполагаемогопреодоления трудностей, а за счетигнорирования реального риска.Тревогу вызывают ситуации неуспеха и Тревогу вызывает широкий кругреальной угрозы.















