Диссертация (1098878), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Им становится трудно планироватьсвоебудущее,своюпрофессиональнуюдеятельностьнафонеосознаниявозможности смертельного исхода, собственного бесплодия. У многих из нихпроисходит на роль ведущего мотива выступает «сохранение здоровья», чтооказывает влияние на всю иерархию мотивов и дальнейшую ее трансформацию.При изучении психологических аспектов МВ широко описаны особенностидетско-родительских отношений. Так Л.В. Дияжева (2012) указывает, что посравнению с подростками больными МВ их родители склонны переоцениватьболезнь ребенка в целом, а именно: степень страдания подростка, уровень угрозыболезни для жизни, а также степень его уязвимости к болезни и ее последствиям.
Вотличие от подростков с МВ родители имеют гипертрофированную обеспокоенностьи эмоциональную восприимчивость к заболеванию, что можно рассматривать каквариант гиперсоматонозогнозической позиции [32].Исследуя особенности семейных отношений у детей с МВ, О.Н. Дианова(2013) приводит следующие данные. Стиль родительского воспитания в семье сподростком, больным МВ характеризуется гиперопекой и потворствованием и вбольшинстве случаев приводит к дисгармоничному стилю воспитания [30].
А.О.Коннова (2013) на основании полученных результатов также утверждает, чтопрактическая задача психологической помощи подросткам с МВ и их родителямможет заключаться в оптимизации детско-родительских отношений, поиске болееадаптивных вариантов реализации взаимоотношений, а также снижение высокойтревожности [53].Н.А. Горлач (2008) также отмечает, что у большинства детей и подростков сМВ на фоне тяжелого переживания своего заболевания формируется негативная23внутренняя картина болезни. При этом с возрастом они более остро реагируют наограничения,накладываемыеситуацией,наусловияболезни.Негативныепереживания младших подростков связаны, главным образом, с невозможностьюгулять во время обострений, с проведением болезненных процедур, с тем, что онимогут заразить других людей.
Старшие подростки испытывают потрясение поповоду того, что болезнь может изменить всю дальнейшую их жизнь, что они несмогут приобрести профессию и работать в той области, которую выберут. При этомуказывает, что МВ не только медицинская, но и психологическая проблема,требующая профилактических, коррекционных и реабилитационных вмешательствне только по отношению к больному, но и к его ближайшему окружению (близким,родным) [27].Таким образом, среди актуальных проблем и задач, выделяемых авторами,являются: 1) разработка концепции психологического сопровождения пациентов сМВ переходящих подростковый возрастной рубеж и их родителей; 2) оказание импомощи в процессах социализации на фоне болезни, адаптации к ней; 3) преодолениеострых психоэмоциональных и стрессовых переживаний, связанных с болезнью.Одним из факторов обуславливающих данные проблемы, как это часто бываети с другими хроническими заболеваниями, является неадекватное отношение кболезни самих больных, их близкого окружения, общества, вследствие низкойинформированности.1.2.
Адаптация личности к хронической болезни. Внутренняя картина болезниРазличные представления о субъективном реагировании личности наболезньРезультаты исследований трансформации личности под влиянием психическихи соматических заболеваний в достаточном количестве представлены в трудахзарубежныхипсихиатрическогоотечественныхпрофиля.исследованияхДавноустановленклинико-психологическогототфакт,чтоипсихическаядеятельность больных людей оказывается в той или иной степени под влияниемусловий заболевания, что не может не проявляться в ее относительном изменении24и/илиискажении.Основаниемдляэтоговыступаетодноизположенийдеятельностного подхода в отечественной психологии, а именно, что человек, дажепопадаявусловияболезни,продолжаетоставатьсяактивнымсубъектомдеятельности [77, 79].
Следствием и подтверждением данного положения являетсятот факт, что у человека в условиях болезни формируется индивидуальное,свойственное только ему отношение к собственному заболеванию, к своему новомустатусу (пациента, больного).По мнению Н.М. Шориной (2003) болезнь человека имеет как социальное, таки индивидуальное содержание. Индивидуальное содержание болезни связано свозможностью переносить страдания, бороться с болезнью, планировать свою жизнь.Социальное содержание болезни включает в себя аспекты взаимоотношений с самойболезнью и с другими людьми, которые заботятся о больном человеке.
Придлительно текущих заболеваниях личность больного может претерпеть значительныеизменения [124].В отечественных научных источниках наиболее часто встречающимсяпонятием для описания субъективного отражения больным различных аспектовсвоего заболевания является понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ).Поскольку ВКБ является многокомпонентным психическим образованием исложным для исследования в методологическом и теоретическом отношении, тоцелесообразнымбудетподробнееостановитьсянаописанииисследованийсубъективной стороны болезни, явившихся предпосылками для формированияпредставлений о внутренней картине болезни, а также на уточнении имеющегося наданный момент понятийного аппарата в данной области исследований.Важностьисследованияпсихологическойсоставляющейсоматическогозаболевания очевидна для современной клинической психологии, однако данныевзглядыбыликонцептуальнообоснованыотносительнодавно.Врамкахпсихоаналитической парадигмы было представлено понимание взаимосвязи междусоматическим заболеванием и психогенным фактором.
З. Фрейд описал особенностиреагирования психики в ответ на травмирующую информацию на телесном уровне врамках конверсионного расстройства. А. Адлер в рамках разработанного имнаправления, делающего упор на индивидуальные различия, описал теорию, которая25предполагаламеханизманаличиеспецифического,компенсациинаправленногонаегоноимеющегосяпреодоление,присущегодефектабольшинству(например,нивелированиеилюдейзаболевания),развитиедругих,сохранившихся способностей, которых не коснулся дефект.
Так, были предпринятыпервые попытки подробного описания реагирования индивида на болезнь с учетомего личностных особенностей [2].Представители позднего, психосоматического направления в психоанализе(Dunbar F., 1943), большое внимание уделяли связи личностных черт пациента соспецифичностью заболевания («язвенный тип личности»), а также конкретныхконфликтныхэмоционально-заряженныхпереживанийснарушениямиопределенных систем органов (например, гнев связан с нарушениями сердечнососудистой системы).Данныепредставленияпослужилиоснованиемдляразвитиясоматопсихического и психосоматического взглядов в теоретически и практическиориентированных отраслях медицинской психологии.Отечественные исследователи также двигались в данном направлении, чемвнесли неоценимый вклад в развитие концепции внутренней картины болезни.
Так,например, задача изучения субъективной стороны заболевания была поставлена ещев прошлом веке в работах М.Я. Мудрова: «Чтобы правильно лечить больного,надобно узнать, во-первых, самого больного во всех его отношениях, потом надобностараться узнавать причины, на его тело и душу воздействующие, наконец, надобнообъять весь круг болезни, и тогда болезнь сама скажет имя свое, откроет внутреннеесвойство свое и покажет наружный вид свой» [69, С.
64].Именно в работах М.Я. Мудрова, а также Г А. Захарьина, С.С. Корсакова, П.Б.Ганнушкина, В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, С.П. Боткина берет свое началоцелостный и соматопсихический подходы в отечественных исследованиях человека вусловиях болезни, предполагающих тщательное изучение и правильное пониманиероли личности при возникновении того или иного заболевания.В связи с появлением работ по изучению субъективной стороны заболеваниябыл введен целый ряд терминов, определяющих отражение болезни в психикечеловека.26Описанные в 1936 г. Е.А. Шевалевым представления об общем чувственном иэмоциональном фоне, на котором проявляются ощущения, представления, связанныес болезнью был развит в концепции «переживания болезни» В.В.
Ковалева (1974),включающегоследующиееговиды:депрессивный,дистимический,ипохондрический, фобический, истероидный, эйфорический, анозогнозический и«реакцииадаптации»подразумевающейподсобойкомплексприемов,вырабатываемых личностью в целях преодоления сознания неполноценности,переживаний ограничения физических и психических возможностей, преодоленияизменившегосясамочувствияиразличныхпроявленийболезни(возможнокомпенсаторное, псевдокомпенсаторное, псевдоаутическое реагирование на болезнь)[50].
Е.А. Шевалевым был описан также феномен «морбидного нарцизма(нарциссизма)», под которым автор понимал восприятие своего заболевания какпредмета гордости и собственной важности, характерное для демонстративных иистероидных личностей. Таким образом, автором была описана как возможностьналичияразличныхсубъективныхпереживанийинициируемыхусловиямизаболевания, так и различные формы реагирования на болезнь [123].В клинической психологии отношения в личностной структуре пациентаиграют важную роль, в особенности – отношение к своей болезни.
Рассмотрениеэтого психологического концепта в рамках теории отношений В.Н. Мясищева (1960)позволило сформировать и развить содержание таких понятий как «внутренняякартина болезни», «переживание болезни», «реакция личности на болезнь»,«сознание болезни» и др., в рамках которых рассматривались субъективныепереживания личности, связанные с заболеванием [71].Л.Л.















