Диссертация (1098878), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Г. Левенталь (1990) утверждает, чтопроцесс построения репрезентации болезни является симметричным, в нем могутбыть установлены связи между абстрактными и конкретными источникамиинформации. Например, опыт симптомов или соматических переживаний человекаможет детерминировать поиск абстрактной информации в семантической памяти,связывающей эти симптомы с хранящимися в ней диагнозами или другимиярлыками. Далее человек создает схематическое представление заболеваниясвязанное с абстрактными метками болезни (диагноз и др.).
Эта схема основана наконкретных доказательствах и вдохновляет поиски конкретных симптомов,связанных с ощущаемыми телесными переживаниями. Г. Левенталь подразумевает,что эта симметричная связь симптомов с диагнозом является автоматической иинтуитивно понятной. Таким образом, восприятие и интерпретация различныхисточников информации приводит к построению образа (репрезентации) болезни спомощьюсимметричногопредставленияконцептуальных(абстрактныхипрепозиционных) и схематических (конкретных и относящихся к восприятию)процессов [176].Используя открытые опросы, исследователи установили, что содержаниерепрезентаций болезни может распределяться по логическим темам или сферам (LinzD.
et al., 1982; Meyer D. et al., 1985). Эти сферы: причины, последствия,идентификация и сроки заболевания. Причины представляют собой убежденияпациента относительно факторов, которые детерминировали появление заболевания(эмоции, экология, психологические причины, наследственность и др.) Существуетнекоторое дублирование отдельных элементов использующихся для определенияпричин, например, стресс и депрессия повторяются и как эмоциональные причины икак психологические. Последние исследователи подчеркивают необходимость учетаотдельных причин, чтобы были выделены их значимые специфические типы, что42способствовало бы разработке специфических причин для конкретных заболеваний(Moss-Morris R. et al., 2002).Последствия болезни для жизни человека относятся к убеждениям о влиянииболезни на качество жизни в целом и на отдельные функциональные возможности(например, «Моя болезнь не позволяет мне делать определенные вещи»).
Такиезаявления часто сравнительного характера (например, «Моя жизнь хуже, чем быладо болезни»). Идентификация болезни относится к представлениям о «ярлыке»болезни (например, «Я думаю, что у меня грипп») и к знаниям о его симптомах(например, «Из-за гриппа мои мышцы и суставы болят»). Временная шкала (срокизаболевания) относится к индивидуальным репрезентациям о ходе болезни(например, «Моя болезнь является хронической») и включает временную шкалусимптомов болезни (например, «У меня стойкие боли»).Недавниеисследованияпривеликдальнейшему расширению теориирепрезентаций болезни.
Например, были описаны убеждения относительно контролялечения.Контрольлеченияподразумеваетощущениероставозможностиприменения более эффективного совладающего с болезнью поведения (например,«Если я приму это лекарство, то оно поможет вылечить мою болезнь») илиэффективности лечения (например, «Прием этого лекарства будет эффективным дляоблегчения симптомов моей болезни»). Г.
Левенталь и соавт. (1980) предположили,чтомодельрепрезентацийзаболеванияявляетсямоделью«параллельнойобработки», поскольку люди обычно одновременно формируют когнитивные иэмоциональные представления о своей болезни. Таким образом, репрезентацииболезни могут включать не только когнитивные компоненты, описанные выше, но иэмоциональные компоненты [174]. На рисунке 1 схематически представлено влияниепроявлений болезни на когнитивные и эмоциональные представления болезни врамках модели репрезентаций заболевания.43Рисунок 1 - Схема концепции репрезентаций заболевания Г. ЛевенталяГ. Левенталь и соавт.
(1980) предполагают, что люди будут проявлятьспецифичный профиль репрезентаций для каждой отдельной болезни, в соответствиис ее симптоматическими особенностями и хронификацией. Существуют каккогнитивные, так и эмоциональные каналы обработки информации о болезни.Когнитивный канал занимает информация объективного характера, в то время какэмоциональный канал содержит лишь субъективные реакции.Автор отмечает две основные особенности данного подхода:1.Параллельная,тоестьотносительнонезависимаяобработкакогнитивных представлений об угрозе (например, угроза от болезни) и обработкастраха, связанного с болезнью;44Разделение представлений об угрозе болезни с планированием и/или с2.защитнымреагированием(например,отрицаниеналичиясимптомов,неприверженность лечению).Репрезентации угрозы болезни могут быть представлены и конкретными,перцептивнымиэкспериментальныхкодамииабстрактными,исследований,направленныхязыковыминакодами.выявлениеРядфакторов,ответственных за эмоциональные переживания во время медицинских процедуруказывают, что эта двухуровневая модель действительно отражает реальность.Соматические ощущения, такие, как тошнота во время проведения эндоскопии(Johnson J.E., Leventhal H., 1974), и болевые ощущения во время колоноскопии и впослеоперационный период (Johnson J.E., 1975), являются ключевыми факторами,определяющими проявление страха.
Были проведены исследования по уменьшениюстраха путем информирования пациентов и призывая их контролировать ощущения,которые они испытывают во время стрессовых эпизодов. Подготовка по снижениюстраха имеет три условия: соматические ощущения должны быть описаны яснымконкретным языком; ощущения должны быть определены как доброкачественные ине угрожающие (Ahles T.A., Blanchard E.B., Leventhal H., 1983; Leventhal H. et al.,1979); план действий предоставляется в сочетании с конкретным описаниемощущений (Johnson J.E., Leventhal H., 1974; Leventhal H.
et al., 1990) [167, 176].В соответствии с моделью здравого смысла, совладающее поведениеопределяется когнитивными репрезентациями болезни. Модель саморегуляции Г.Левенталя и соавт. (1980) предполагает четкую связь между когнитивнымирепрезентациями заболевания и совладающим поведением и стратегиями. Даннаямодель предполагает, что репрезентации заболевания действуют одновременно и какфильтр и как схемы для интерпретации имеющихся источников информации оболезни, а также как руководство к действию в ответ на имеющуюся угрозу отболезни.
Кроме того, модель предполагает наличие причинно-следственных связейсредивышеописанныхкомпонентов,тоестькогнитивныерепрезентациизаболевания пациента будут оказывать влияние на его совладающее поведениепропорционально восприятию тяжести заболевания, основанному на стимулахболезни.45Г. Левенталь и его коллеги привели данные, подтверждающие это положение.Например, D. Meyer et al. (1985) изучали влияние репрезентаций заболевания наприверженность режиму лечения среди пациентов с артериальной гипертензией.Пациенты, которые верили в то, что лечение оказывает положительный эффект наимеющиеся симптомы, были более привержены лечению и имели более низкийпоказатель кровяного давления.
Испытуемые чаще всего прекращали лечение, еслиони считали, что гипертония является заболеванием с острым течением, но нехроническим. Полученные данные позволяли определить роль личности ирепрезентаций заболевания в структуре совладающего поведения [183].Висследованияхсучастиемонкологическихбольных,получающиххимиотерапию (Nerenz D.R. et al., 1981), очень немногие пациенты прекращалилечение, несмотря на отсутствие симптомов. Опасность летального исхода прионкологическом заболевании, а также социальное давление на пациента и давлениесо стороны семьи предотвращают прерывание им лечения [188].L.D. Cameron и соавт. (1993) использовали модель репрезентаций заболеваниядля описания детерминант обращения за медицинской помощью.
По сравнению с необращающимисязамедицинскойпомощью,пациенты,обращающиесязамедицинской помощью чаще сообщали о наличии у них различных симптомов. Темне менее, наличие симптомов было недостаточной мотивацией для обращения замедицинской помощью. Испытуемые, чаще обращающиеся за медицинскойпомощью, присваивали своим симптомам более высокие показатели опасности имогли определить последствия данных симптомов еще до их непосредственногопоявления.
Копинг-стратегия обращения за помощью являлась следствием хорошодифференцированных репрезентаций своего заболевания как угрозы здоровью [150].В исследованиях с участием пациентов с синдромом хронической усталости R.Moss-Morris, K.J. Petrie, J. Weinman (1996) сообщают о наличии разнообразныхзначимых связей между репрезентациями заболеваниями и копинг-стратегиями.Аналогичные данные приведены в исследованиях с участием пациентов с недавноперенесенным инфарктом миокарда.
Когнитивные репрезентации болезни истратегии совладающего поведения в обоих случаях оказались непосредственносвязанными с наличием инвалидности и психологическим благополучием пациентов.46Тем не менее, репрезентации заболевания оказались более значимыми предикторамив прогнозировании исхода заболевания, чем выбор копинг-стратегий [185].Последниеисследованиясовладающегосхроническимзаболеваниемповедения, основывающиеся на модели саморегуляции Г. Левенталя, демонстрируютданные, которые согласуются, но не строго, с прогнозами.
Когнитивныерепрезентации заболевания связаны с процессом совладания с заболеванием, и,следовательно, с предполагаемым результатом. Тем не менее, репрезентациизаболевания имеют прямое и мощное влияние на изменение поведения, неопосредованноекопинг-поведением.Существуетряддоказательств,чтосовладающее поведение пациентов и их регуляция поведения могут быть улучшеныпутем изменения репрезентаций заболевания. Такие исследования были проведены сучастием больных астмой, пациентов с ревматоидным артритом и у больныхсахарным диабетом [173].Такимобразом,висследованиях,гдетеоретическойбазоймодельсаморегуляции Г. Левенталя ожидается, что совладающее поведение будет связано срепрезентациями болезни пациента.















