Автореферат (1098723), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Последней группой используемых материалов являются скандинавские источники. Их можно подразделить на три основных группы: историографические сочинения, скальдическая поэзия и саги. Наиболее популярным жанром скандинавских источников являются саги. Этот жанр является пограничным между фольклором и письменной традицией, что обусловило и серьезное отличие скандинавских источников от всех остальных
– почти все они были записаны через несколько веков после X столетия. Таким образом, ключевой источниковедческой особенностью данного корпуса источников является его «фольклорность». Тот факт, что источники основаны
54Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 162-163, 179-180
на устной традиции, позволяет выявить устойчивые и распространенные в обществе характеристики образов древнерусских князей.
Историографические сочинения представлены «Историей о древних норвежских королях» монаха Теодорика. Стиль подачи информации в источниках сближает его с византийскими аналогами – отсутствие ярких характеристик и оценок, стремление передать информацию в ее «чистом» и
«сухом» виде. Мы встречаем лишь упоминание о правителе (Владимире), однако не получаем никакой информации об отношении к Владимиру в скандинавском обществе.
В качестве примера скальдической поэзии, упоминающей о правителе Древней Руси, или русах, в исследовании была использована «Бандадрапа» Эйольва Дадаскальда. Это один из наиболее достоверных жанров скандинавской литературы по отношению к событиям Х века, несмотря на тот факт, что многочисленные висы и драпы были зафиксированы преимущественно в сагах уже после XIII века. Причина такого доверия заключается в текстологической консервативности данного жанра. Грамматическое, синтаксическое, поэтическое построения данных фрагментов настолько обусловлено жанром и конкретно автором, что исследователи практически исключают возможность их искажения с Х века до момента письменной фиксации.
Саги традиционно подразделяются на несколько подвидов. Наиболее известным и популярным подвидом являются родовые саги, распространенные и зафиксированные преимущественно в Исландии. В силу особенностей жанра, в произведениях данного жанра присутствует немало художественных элементов, зачастую не имеющих ничего общего с реальными историческими событиями. В силу этих обстоятельств стоит рассматривать и сагу о Бьёрне, герое из Хитардаля. Но, как было сказано ранее, само развитие и распространение образа как такового сквозь призму веков, представляется важным для исследования вне зависимости от корреляции с исторической реальностью.
Некоторым отличием королевских саг от родовых является меньшее количество исторического вымысла в повествовании. Королевские саги
старались описать жизнь скандинавских королей с большей достоверностью. Во-первых, информация о жизни монархов известна широкому кругу людей и соответственно ее проще проверить, во-вторых, биографические детали конунгов значительно более подробно зафиксированы.
Больше всего саг с описанием русского правителя было встречено среди саг о древних временах. Данный подвид скандинавской литературы характеризуется легендарно-фантастической основой повествования, в то же время, в некоторых случаях можно выявить реальную историческую основу той или иной саги. Данные саги называются «древними», прежде всего, как принято считать55, по причине того, что они повествуют преимущественно о событиях до IX века. Интересным обстоятельством в этой связи представляется смена исторических личностей. В ранее рассмотренных источниках главным правителем, встречавшимся в работах, был князь Владимир, а в сагах о древних временах мы косвенно выходим уже на образы князей Олега и Игоря. Вероятно, мы имеем дело с определенными пластами народной памяти, которые действительно донесли информацию, пусть и в искаженном и художественно переосмысленном виде, о внешнеполитических представлениях
скандинавов. Данные саги изобилуют оценками личных качеств и государственной деятельности русских правителях.
Таким образом, у каждого региона существует своя литературная специфика, для анализа которой нужен индивидуальный подход. Каждая из групп источников имеет различную ценную информацию для темы исследования. Самым распространенным жанром являются историографические источники. В каждом из регионов были авторы, которые стремились передать свою трактовку исторических событий. В целом можно отметить относительную схожесть данных источников, за исключением некоторых региональных особенностей (к примеру, соотношение оценок и фактических событий). Другим жанром являются хроники, которые мы встречаем в европейских и византийских источниках. Стоит отметить значительное преобладание оценочной информации в западноевропейских
55 Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. М., 2009. С. 241
источниках по сравнению с византийскими аналогами. И последним повторяющимся жанром являются письма. Послания пронизаны религиозной тематикой и большей формой этикета, чем, скажем, хроники, или историографические труды. С другой стороны, ценностная, культурная основа данных писем совершенно разная, что не позволяет анализировать их в одном ключе. К каждому источнику, так или иначе, необходимо применять специфичный региональный подход, обусловленный традициями, менталитетом и культурой в целом того региона, в котором создавался источник.
Методологической основой диссертации послужили принципы историзма, системности и научной объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть динамику развития образа правителя Руси в зарубежных обществах. Изучить образ правителя в разных обществах как единое целое позволил принцип системности. Средневековый мир представляет из себя систему связей, поэтому и развитие образа проходит зачастую по этим самым связям, не изучив которые было бы невозможно представить объективную историческую картину. Принцип объективности позволил всесторонне проанализировать выявленные факты, события, процессы.
Компаративный метод использован в диссертации для сравнения выявленных доминант в источниках разных обществ. Благодаря данному сравнению мы могли выявить общее и различное в восприятии образов русских правителей. В свою очередь, общее доминанты говорят нам об устойчивости тех или иных представлений о русских князьях, либо о едином источнике информации. Различия в доминантах позволяют анализировать ментальные особенности каждого региона. Рассмотреть принципы политической психологии применительно к обществам X века, а также, исходя из полученных знаний, анализировать специфику образов древнерусских правителей позволил индуктивно-дедуктивный метод исследования. Для рассмотрения образа каждого правителя в общей системе исторических фактов и событий был использован биографический метод. Цивилизационный метод позволил изучить образы русских правителей сквозь призму историко-культурных особенностей соседних обществ.
Научная новизна заключается в том, что впервые был исследован образ правителя Древней Руси в отражении зарубежных источников. Ранее образ русского князя уже становился объектом исследований, но, прежде всего, в отражении отечественных источников. Влияние имиджа руководителя древнерусского государства на внешнеполитическую ситуацию в регионе ранее не рассматривалось.
В диссертации были выявлены доминанты восприятия образов русских правителей X века, а также доминанты восприятия образа русского правителя в целом, как явления. Выявленные доминанты позволяют судить об отношении в зарубежных государствах не только к правителям Древней Руси, но и к самому государству и ее народу, так как, зачастую, правитель представлял собой прообраз всех жителей данной страны.
Впервые была предпринята попытка охарактеризовать региональные особенности восприятия русских князей. На основании анализа культурно- исторических особенностей каждого из регионов, в источниках которых упоминались древнерусские правители, были сделаны выводы о предрасположенности той или иной культуры к особому восприятию киевских князей.
Исследованы особенности применения технологий информационного противоборства в средневековых обществах. Несмотря на то, что информационное противоборство представляет из себя явление скорее Новейшего времени истории, однако сам факт целенаправленной пропаганды и донесения определенного образа русского правителя до соседних государств был выявлен в ходе диссертации.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
В восприятии образов русских правителей Х века в зарубежных источниках есть общие доминанты, встречающиеся в большинстве рассматриваемых источниках. К таким доминантам восприятия относятся: суггестивность (подверженность убеждению со стороны других лиц) русских князей, принадлежность русских правителей к христианству, ассоциативная связь с Византией и Константинополем,
воинственность и особая роль женщин в принятии политических решений.
-
Образ правителя является инструментом информационного противоборства в средневековой дипломатии, что особенно ярко выражено в случаях с образами князей Игоря и Владимира.
-
Интерес к правителям Руси со стороны соседних государств возрастает по мере вовлечения нашего государства в религиозную политику.
-
В зависимости от региона, характеристики правителя и события с ним связанные, воспринимаются исходя из историко-культурных особенностей того или иного региона.
-
Основным фактором, определяющим уровень интереса к русским правителям со стороны византийских источников, является степень успешности политики данных князей в борьбе с Византией. Пример князей Олега и Владимира, которым практически не уделено внимания византийскими авторами, проводившим успешные действия, направленные на противоборство с византийским государством, ярко подтверждает это положение.
-
В европейских источниках восприятие русских правителей осуществляется через византийскую и польскую информационные призмы и являются преимущественно отрицательными. Трансформация негативного образа в положительный происходит в случаях непосредственно русско-европейских контактов, когда германские авторы получали информацию о князьях непосредственно от соотечественников, либо сами были очевидцами деятельности русских правителей.
-
Образы русских правителей в скандинавских источниках мало отличаются от образов собственно скандинавских конунгов. В то же время, проводится четкое разграничение скандинавского мира и Руси. Вопреки традиционно устоявшимся ожиданиям, образы первых русских правителей «норманнов» практически отсутствуют в источниках.
Практическая значимость исследования. Выявленные особенности восприятия власти в Древней Руси со стороны соседних государств позволят
по-новому взглянуть на развитие дипломатических отношений в период генезиса древнерусского государства. Основные положения диссертации могут быть применены при разработке лекционных и специальных курсов по отечественной истории, затрагивающих вопросы образа России в сознании иностранцев.
Результаты данной диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке методов политической психологии применительно к средневековому обществу, так как на данный момент данное научное направление разрабатывает теоретическую базу для исследований современного общества.
Исследователь закладывает фундамент для дальнейших научных исследований в сфере изучения образов древнерусских правителей Средневековья в зарубежных обществах.
Результаты диссертации будут полезны в сфере современной политической психологии, так как рассмотренные автором принципы формирования и развития образов древнерусских правителей, не потеряли своей актуальности.
Апробация работы. Диссертация подготовлена на кафедре региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в 4 публикациях, в том числе в двух статьях, изданных в рецензируемых журналах из перечня ВАК Минобрнауки РФ.