Популярные услуги

Главная » Лекции » Туризм » История туризма » Средневековые путешествия и традиции гостеприимства

Средневековые путешествия и традиции гостеприимства

2021-03-09СтудИзба

РАЗДЕЛ 2.      Гостеприимство и путешествия в эпоху средневековья

тема 4.  Средневековые путешествия и традиции гостеприимства

 Средневековый мир ограничивал земной кругозор человека, открывая перед ним бесконечность небес. Тем не менее, даже в эпоху западного Средневековья (период от гибели Древнего Рима до открытия Колумбом Америки) «человек путешествующий» стремился к познанию мира. Начало Средневековья ознаменовалось великим переселением народов, когда на европейскую территорию вторглись гунны.

Были распространены следующие виды путешествий:

· военные

· внутренние колонизационные

· «за знаниями»

· торговые

Рекомендуемые материалы

· миссионерские (паломнические)

· развлекательные

· посольские (дипломатические).  

Именно благодаря различного рода походам,  а также миграционному процессу (великое переселение) продолжали развиваться и совершенствоваться различного рода контакты между народами, благотворно влияющие на общее поступательное развитие. Римский историк Публий Корнелий Тацит (58 – 117) в труде «Германия» отмечал, что ни один народ не является таким щедрым как германцы. Среди них  считалось грехом отказать кому-либо в приюте, каждый угощал лучшими кушаньями, сообразно своему достатку; если угощенья не хватает, то тот, кто является хозяином, указывал путнику в какой дом ему можно пойти (причем без всякого приглашения). Обоих принимали весьма гостеприимно, никто не делал различия между знакомыми и незнакомыми. Если, уходя, гость потребует чего-либо, то обычай велел отдать ему эту вещь. Также можно было потребовать чего-либо от гостя. Отношения между гостем и хозяином были очень предупредительными. В эпоху Средневековья покровителями странствующих становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие   странствие во имя поклонения Младенцу Иисусу. Один из первых миссионеров, распространявших христианство в IV веке, был Мартин  Турский (336 – 397).

            В IV в. паломничество в Святую Землю (Иерусалим, Палестину – иудаизм, христианство, мусульманство) стало настолько массовым, что и среди самих паломников оно стало восприниматься как «зарубежный туризм» (это потребовало  введения ограничений на данный вид странствий со стороны церкви). Частицы мощей святых, пальмовые ветви воспринимались как сувениры со Святой Земли.

Уже в V в. для паломников, следовавших из Галлии, был составлен «дорожник», который служил им путеводителем от берегов  р. Роны до р. Иордан. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во времена халифа Гаруна Аль-Рашида (786 – 809), поддерживающего весьма уважительные отношения с императором Карлом Великим. В это же время по указу Карла Великого был построен странноприимный дом для паломников – «благочестивое учреждение» (из 12 домов-гостиниц; тут же была открыта библиотека как и в других странноприимных домах  Европы, основанных Карлом Великим; в пользовании этого дома были поля, сад, виноградники). В Византии первые путеводители получили название «итинерарии », написанные на  греческом языке – рисованные карты с иллюстрациями. Самый ранний из них – «Повесть Епифания Агиополита  о Сирии и святом Граде»; кроме того, был создан труд Иоанна Фоки «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины».  Позднее,  в VI в., появились vademecum (лат. «иди за мной») – карманные путеводители-указатели. По большей части они были невысокого класса, давая разрозненные исторические и топографические сведения  о столице Византии («Краткий исторический обзор» VIII в., более подробный и точный - «Отечество Константинополь» на рубеже  X – XI вв.).

Особую «сервисную службу» для паломников представлял собой рыцарский Орден госпитальеров (иоанитов) – оказывали помощь больным, паломникам, защищали  их от разбоя, помогали путешественникам деньгами. Постепенно госпитальерами была создана целая сеть гостиниц не только в Святой Земле, но и по всему Ближнему Востоку. Позже орден госпитальеров Папа Римский «функционально» разделил на: рыцарей, священников, братьев-госпитальеров.  Защитой паломников занимался также Орден тамплиеров. Отправление и возвращение паломников сопровождалось особыми церковными обрядами. Паломнику выдавался род паспорта, которым его рекомендовали духовным, светским властям, а также всем христианам. После всех обрядов паломник уже не мог отказаться от паломничества, а по возвращении пилигрима – служился особый молебен и странник приобретал особую святость.  С миссионерскими целями путешествовал по Азии чех по происхождению, францисканский монах Одорико Матиуш (1274 – 1331). Эпоха «крестовых походов» (1096 – 1270)  - самое грандиозное и величественное событие Средневековья. Одной из версий происхождения названия этого явления выступает то, что люди, собиравшиеся в Святую Землю, «принимали крест». Официальные цели походов – освобождение Святой Земли от неверных (мусульман) и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу.  В крестовых походах участвовало практически все население Европы. В 1212 г. состоялся даже «детский крестовый поход» (30 тыс. детей и подростков). Один из главных итогов крестовых походов – освобождение умов европейцев от косности и неподвижности. Отношение к христианству не изменилось, но религиозные верования перестали составлять единственную сферу, в которой вращался человеческий разум – происходило ознакомление с достижениями науки и культуры арабского мира; точными науками; активными стали контакты с народами Востока; стала разнообразнее пища; европейцы узнали о ветряных мельницах и почтовых голубях; в быту стали культивироваться элементарные правила гигиены.  Крестовые походы были на Балтике и из Швеции в русские земли. В это время была создана «mapa mundi» - средневековая карта мира (плоская с центром в Иерусалиме).  Средневековое паломничество было полимотивационным явлением – кроме религиозных чувств, определенной частью пилигримов владели мирские желания, совпадающие с мотивами  современного зарубежного туризма (познание, общение, интерес, любопытство).

  В этот временной отрезок в Ирландии начинают основываться монастыри, которые со временем превращаются в крупнейшие европейские культурные центры. В Средневековой Европе монастыри как культурные центры опосредовано спровоцировали такое явление как путешествия студентов (вагантов), следовавших в первые открывшиеся в Европе университеты (Болонский – первый университет в конце XI в., Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Краковский, Саламанкский в Испании, Неаполитанский – в Италии и др.) – 40 университетов в XIV в., а в XVI в. – 65 университетов. Монастыри также были основными организаторами размещения и питания для паломников в Средневековье.  Значение не столько науки, сколько грамотности осознавалось многими, а книги были на вес золота.  Европейцы могли обучаться там, где они считали нужным, что инициировало  «научный или студенческий туризм». Среди преподавателей были – Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, юрист Ирнерий и др. В Византии были государственные светские университеты, в которых готовили чиновников, а богословия не было в числе изучаемых предметов, но в конце  XI века была создана «Патриаршая Академия», где готовили высших церковных иерархов. Профессоров в Византии  называли «вселенскими учителями». В эту же эпоху в Багдаде христианским богословом Иоанном Дамаскиным был создан энциклопедический труд «Источник знания». 

В Византии были лучшие дороги, вдоль которых были построены караван-сараи. В Европе они назывались приюты,  госпитали. Как правило, они располагались подобно «мильным столбам» на расстоянии дня пути друг от друга. Они напоминали большие амбары, куда свет проникал через бойницы, проделанные вместо окон. Людей помещали на помостах, расположенных вокруг крытого двора, и к этим помостам привязывали лошадей. Таким образом, каждый мог видеть свое животное и не беспокоиться, что его украдут.  Также существовали странноприимные дома при монастырях.  В 1539 г. Генрих VIII пытался запретить монастыри, чем фактически затормозил развитие гостиничного дела. Также были распространены иннытиповые дорожные гостиницы, имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах – спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей (во внутреннем дворе проводились театральные представления).

В XI в. в испанских землях строятся многочисленные приюты для путников – альбергерии и оспиталии, где паломники и сопровождающие их лица могли не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь, обменять деньги и пр. Позже (с XIV – XV вв.) во всех сколько-нибудь крупных городах существовали гостиные дворы, где могли остановиться путешественники за умеренную плату. Кроме того, во многих трактирах были комнаты для приезжих.  В Европе существовали придорожные таврены или постоялые дворы (почтовые станции). В них постояльцы спали вповалку на матрацах, расположенных на полу одной большой комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-либо съестное у хозяина постоялого двора. Питались  обычно хлебом, мясом, рыбой, курятиной и запивали все пивом, вином или водой.   Весьма распространенным видом развлечений и питания в эпоху средневековья были пиры.

Во Флоренции в Италии (1282 г.) управляющими гостиницами этого города  создается «Союз (гильдия, ассоциация) хозяев гостиниц» (наподобие  античных патроната и частных договоров).   Отличие:  договора основывались на том, что гостиницы принадлежали городу, который сдавал их в аренду на три года тому, кто больше предложит.

В VII в. происходит сдвиг торговых путей на север Европы. Купцы отдавали предпочтение речным и морским путям, так как сухопутные дороги были в плохом состоянии. Сухопутные средства сообщения в средневековой Европе были унаследованы от варварских народов и частично остались в наследство от Античности. Для передвижения  использовались легкие двух- и четырехколесные повозки. Для перемещения грузов пользовались большими крытыми грузовыми телегами, где колеса часто представляли собой сплошные деревянные диски. В связи с незначительной потребностью в транспорте для перевозки людей в период раннего Средневековья, особого  внимания на его усовершенствование не обращалось. Все отличие между грузовыми повозками и повозками для путешественников заключалось  только во внешней их отделке, поэтому последние отличались роскошным убранством. Во Франции с XIII века были экипажи, украшенные резьбой и росписью на наружных стенах кузова. Сверху кузов по обручам был обтянут дорогими коврами, а внутри помещалось множество подушек для ослабления толчков во время езды. Лошадей покрывали дорогими попонами. Кроме повозок для путешествий часто использовали носилки (портшезы)  - богато украшенные и достаточно удобные. В Англии излюбленным видом транспорта была почтовая карета.

В основном путешествовали группами из-за частых разбойничьих нападений. Однако, регулярное дорожное движение существовало в Южной Европе благодаря римским дорогам, которые стали восстанавливать с VI  в. В центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем (ширина 6 метров, вымощена плитами). Всю Центральную Европу пересекала хорошая грунтовая дорога – «виндобондская стрела» (из Прибалтики до Виндобоны – Вены), по которой шел «Янтарный путь».  Лучшие дороги были на Балканах (в Византии) – они опоясывали все горные хребты и шли через Триест вдоль Дуная к Черному морю и далее к Константинополю.

К наиболее выдающимся посольским миссиям эпохи Средневековья можно отнести посольское путешествие Джиованни ди Монте Корвино в Персию, посольство Иосафата Барбаро в Тану (Азов), принадлежащий в то время генуэзцам, путешествие персидского посла в Китае Шади-Кой «Чудеса мира». Путешествия итальянского монаха-францисканца Джиованни Дель Плано Карпини и фламандского монаха-францисканца Гильома Рубрука («Путешествие в восточные страны») носили многопрофильный характер, но официально носили статус посольств - установление дипломатических отношений с монгольскими ханами для  образования союза с ними против мусульман.

В эпоху Средневековья был развит и лечебный туризм (Аахен, Цивитас Аурелия Аквензис (Бадон, Баден-Баден), о. Искья, Аквинкум, Абано-Терме, Спа, Котре и др., которые постепенно переходили в собственность монастырей).

Китайская династия Тан (618 – 907) вела активную внешнюю торговлю с арабским халифатом, Индией, Сиамом. Ремесло и торговля жестко регламентировались и регулировались многочисленными императорскими чиновниками.

В правлении династии Сун (960 – 1272) продолжает совершенствоваться ремесло, широко распространяется книгопечатание (ксилография), производится сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, что являлось предметами экспорта. Большое внимание в государстве продолжает уделяться речному судоходству (в г. Ханчжоу, который был подобен Венеции, было 12000 мостов, а «сухопутные улицы» были вымощены камнем).  Гостиницы в Китае были во всех городах – причем за определенными странами были закреплены определенные гостиницы.  Вероятно, это делалось для упрощения работы китайских спецслужб. Кроме того, во всех постоялых дворах, и у частных лиц, у которых останавливались путники, обязательно производилась запись их имен и  день месяца, в который они пришли.

Императоры династии Мин (1368 – 1644) сумели стабилизировать экономику своего государства. Показателем их успехов в данной области  стали совершенные в первой трети XV в. морские экспедиции в страны Юго-Восточной Азии, Индию и даже к побережью Восточной Африки. К наиболее впечатляющим плаваниям относятся те, которые были организованы в  XV в. императорским евнухом Чжэн Хэ (1371 – 1435) – семь морских экспедиций за 28 лет. Во время этих плаваний  китайцы посетили Индонезию, покорили жителей Цейлона и завоевали Суматру. Морские походы 1417 – 1419 и 1421 – 1422 гг. были вполне мирными. Во время этих путешествий китайские флотилии дошли до Индии (1–й поход) и до берегов Аравийского полуострова и Восточного побережья Африки (2-й поход). Во время последней экспедиции  (1431 – 1433) было осуществлено «малое кругосветное путешествие». У китайцев не позднее XI в. на кораблях стал использоваться компас, у них были многопалубные суда с поворотными рулями. К XIV в. их корабли значительно превосходили по своим размерам все известные корабли в мире.  Значительным торговым путешествием того времени было сухопутно-морское торговое  странствие  венецианского купца Марко Поло в Китай, написавшего «пособие по экономической географии»  - «Книга о разнообразии мира» (в Китай – посуху, а обратно – морем). Стоит отметить, что последнее путешествие М. Поло в Китай было повторным, поскольку незадолго до этого, он вернулся оттуда же, где был целых 15 лет. Китайский хан Хубилай сделал М. Поло своим послом, что заставило его «задержаться» в Китае еще на 17 лет.

Начиная с IV века в Китае широкое распространение получает буддизм, который стал проникать сюда из Индии вместе с монахами-миссионерами. Буддийские паломничества были многолетними. Среди известных паломников  - Фа Сянь (18-летнее паломничество в Индию, а также в Восточный Афганистан, на Цейлон (Серендиб – «жемчужина Востока») и Яву (монастырь Боробудур),  Сюань Цзян (жил в Индии 16 лет и написал книгу «Записки о странах Запада в эпоху великой династии Тан»), Чан Гунь и др.  Интересно отметить, что современные буддийские паломники  так рассчитывают сроки своих путешествий, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменательных дней каждого месяца.

Территория Арабского халифата  простиралась от районов Северо-Западной Индии на востоке до Пиренейского полуострова на западе. С VII в. арабские племена обрели новую религию – ислам (мусульманство). Народы, населявшие арабский восток, прославились завоевательными и торговыми походами на Средиземноморье, Северную Африку, Западную Европу. Арабские корабли плавали по всем морям Европы, по Красному морю и Индийскому океану. Уже в начале  VIII века в руках арабов оказалось восточное, южное и западное побережье Средиземного моря, Красное море и Персидский залив, а также западное побережье Аравийского моря. Арабы начинают контролировать значительный участок знаменитого Великого шелкового пути, т.е. часть сухопутной межконтинентальной торговли. Постепенно арабы занимают все стратегически важные торговые пункты и на побережье Индийского океана, что дало им возможность доминировать и в морской торговле в западной части Индийского океана.

Таким образом, географический кругозор арабов был широк, так как они являлись одним из самых путешествующих народов того времени с торговыми, познавательными и дипломатическими целями. Арабские купцы исходили Восточную Европу  и Центральную Азию, они проникли вглубь африканского континента. В значительной степени благодаря торговле в эпоху средневековья из этой среды вышли  такие путешественники как Ахмед-ибн-Фадлан, Аль-Масуди из Багдада, Бируни из Хорезма («Канон Масуда»), Ибн-Даста, Сулейман из Басры и др. Поездки из города в город и из страны в страну  «в поисках знаний» были характерны для многих арабских ученых.  Языковые проблемы не стояли перед ними, т.к. языком межгосударственного, научного, торгового и культурного общения для всех образованных мусульман был арабский язык (как для европейцев – латынь).

Абу Абдаллах Мухаммед ибн-Батутта (известнейший путешественник средневековья) совершал паломничества по святым местам мусульманства – Мекка и Медина -  и совмещал их с торговыми операциями, исследовал мусульманский Восток, а также Волжскую Булгарию, Среднюю Азию, Индию, Афганистан, Золотою Орду, Восточную Африку; составил около 70 карт (хотя и несовершенных); написал книгу «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» («Путешествие ибн-Батутты»). Ибн-Батутта не ставил перед собой научных задач, но им руководил безудержный интерес к тому, как живут мусульмане в различных странах. Интересно отметить, что во время своих путешествий он крайне неохотно    вступал в контакт с иноверцами.

Ахмед-ибн-Фадлан  в  X веке в составе посольской делегации побывал в Волжской Булгарии и Киеве, где наблюдал обычаи и быт славян, географические особенности территории, интересовался их вероисповеданием, торговыми операциями и судопроизводством, а затем рассказал об увиденном в мемуарах «Записка» («Рисале»). Затем он совершил хадж в Мекку.

Абу Хамид Аль-Гарнати  - его путешествия могут служить примером сочетания «научного туризма» с экскурсионной программой. Он побывал в Александрии, где слушал лекции в местном университете, а потом перебрался в Египет в Каир – второй после Багдада центр науки на мусульманском Востоке. Здесь Абу Хамид как заядлый турист знакомился со всеми достопримечательностями Египта и даже забирался внутрь  пирамиды Хеопса. Позже он учился в Багдаде,  побывал в Южном Азербайджане, на Кавказе,  а затем отправился на Волгу. В 1150 г. Абу Хамид отправился на Русь и из его записок можно многое узнать о быте и жизни славян.

Сулейман из Басры в VIII в. совершил путешествие в Китай, посетил Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова, где встретился с каннибалами.

Аль-Масуди из Багдада в X в. посетил страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Восточную Европу, Северную и Восточную Африку и написал книги  - «Золотые пояса и россыпи драгоценностей» и  «Сообщения и наблюдения».

Арабский писатель Ибн-Даста составил историко-географическую  энциклопедию своего времени «Книга драгоценных сокровищ», в которой были сведения о стране восточных  славян.

Знаменитым ученым-путешественником был Идриси («Географические развлечения»), которого в Палермо для составления карт пригласил сицилийский король. Карты Идриси  воспроизводили территории от Гибралтарского пролива до японских островов (круговая и прямоугольная карта на 70 листах). Последователем Идриси  следует считать другого арабского картографа – Ибн-аль-Варди, который в  XIII в. создал «круговую карту мира». В это же время византийцем-мусульманином Якутом был создан многотомный энциклопедический труд «Географический словарь», который в значительной степени был основан на географических познаниях арабов.

Знаменитый арабский врачеватель Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки» посвятил целую главу советам путешествующим, в которой было сказано, как питаться в путешествии, как оказывать помощь, как обеззаразить воду, какую профилактику здоровью надо проводить и пр.

Индийские купцы, торговавшие от Китая на востоке до Аравийского полуострова на западе, отправлялись в далекие морские путешествия не на отдельных судах, а целыми флотилиями. На однопалубных судах у них было до 60 кают, а на корабле находилось до 200 моряков. Кроме парусов были весла, каждое из которых обслуживали по четыре матроса. Малые суда «обслуживали» (тащили) большое судно. Кроме того, было около десятка маленьких суденышек, с которых ловили рыбу и где размещалась часть обслуживающего персонала и воины. Индийские картографы и кормчие были хорошо известны на Востоке.  

Вместе с этой лекцией читают "7. Защита информации в системах делопроизводства".

Одними из основоположников морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи (св. Брендан – покровитель Ирландии). Огромную роль в развитии западноевропейской средневековой цивилизации сыграли путешествия  жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов – викингов (варягов, норманнов). Они были искусными мореходами и имели суда типа река-море.

Значение морских путешествий викингов в эпоху Средневековья заключается в том, что:

· в результате было создано единое европейское экономическое пространство (они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей. Норманнам было необходимо расширить рынки, поэтому они прилагали максимум усилий, чтобы периферийные торговые пути, используемые восточными славянами и соединявшие посредством рек Балтийское море с Черным и Каспийским морями, стали «столбовыми дорогами» торговли Европы и Азии.

· совершены великие географические открытия (так, Лейф Эйриксон открыл Америку, открытие «зеленой земли» - Гренландии, Наддод открыл Исландию).  

Постепенно торгово-транзитное господство викингов сменяется доминированием в европейских северных морях объединением вендских купцов – Товариществом посещающих шведский остров Готланд купцов Римской империи, которое возникло в Германии   в XII веке и получило название Ганза (Ганзейский союз), который восстановил против себя многие западноевропейские державы, поскольку  ганзейские купцы, подобно итальянским купцам Генуи, Венеции, монополизировавшим морскую торговлю в Южной Европе, стали доминировать на морских путях европейского Севера (на Готланде «в центре моря» была сосредоточена балтийская торговля). Столица остова -  Висбю  - вскоре была превращена немецкими купцами в торговый и колонизационный плацдарм для освоения акватории Балтики и Северного моря. Затем, немецкое купечество, проникнув в сферу Балтийской торговли, превратилось в посредника между Западом и Русью. Так, магистральным направлением ганзейской торговли был путь, соединявший Новгород (в 1184 г. в Новгороде возникла фактория вендских купцов, которая стала называться Немецкий двор или Двор Св. Петра) с Западной Европой, а главным перевалочным пунктом был город Любек. Это был один из городов (наравне в Ростоком, Висмаром и др.), который был возведен германскими переселенцами на земле венедов (так немцы называли славян). Однако вендские купцы  не просто осуществляли посреднический обмен, но и сумели поставить эти экономические зоны в зависимость от себя. В Любек прибывали товары для Запада – из Новгорода везли меха, воск, жир, кожи, лен; из Пруссии  -  янтарь и зерно; из Швеции – железо и медь, грубое сукно, масло, лес; из Норвегии и Дании поступала рыба. В обратном направлении (на Восток) следовала продукция металлообрабатывающего производства, всевозможные сукна, французские, испанские и рейнские вина, пряности и др. товары. Постепенно Ганза превратилась в огромного международного «монстра», охватывавшего к началу XV в. также ряд западнославянских городов. Ганзейское купечество следовало по морским путям, которые были освоены еще в  VIII – IX вв. викингами, а  также славянскими и фризскими купцами. Вендские купцы ввели в обиход коггу – вместительное, обладающее большой грузоподъемностью и устойчивое морское судно. Формально Ганза просуществовала до 1669 г., когда состоялся последний ганзейский съезд.  Это объединение сумело создать единое  экономическое пространство, объединив все прибрежные  государства Северной и Северо-Восточной Европы. Ими были воссозданы и освоены морские пути в Балтийском и Северном морях, основаны десятки прибрежных городов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее