Религионый туризм в христианстве
раздел 6. история религиозного туризма
ТЕМА 12. Религионый туризм в христианстве
На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях расположились различные хозяйственные объекты (склады, гаражи) или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20—30-е гг. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.
С конца 80-х гг. XX в. наблюдается возрождение православия России. Указом президента России Б. Н. Ельцина церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц. К сожалению, при передаче церкви культовых сооружения возник ряд конфликтов между церковью и музеями, находящихся на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т. д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например, музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Московская обл.), был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери. Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так, Бородинский музей-заповедник: Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д. На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской православной церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Раскланивается об истории, святынях, современной жизни монастырем, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и как до них добраться.
В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.
1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский),
Нижегородская область.
2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен
Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский) Задонск, Липецкая область.
Рекомендуемые материалы
4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), (Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев
Посад, Московская область.
6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.
7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург
По страновой принадлежности можно выделить монастыри, храмы, находящиеся:
1) на территории России;
2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например: Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина); Минская, Брестская и др. (Белоруссия); Алмаатинская, (Казахстан); Ташкентская (Узбекистан, Киргизия, Туркменистан);
3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хря
мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда другим
4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.
По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.
1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицком Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей — жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичьем Смоленской иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты вовлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.
2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, рад других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестности Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.
3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, нов силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спаса-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами.
4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно
лишь на вездеходе или вертолете.
Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится на Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один из старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавр, состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.
Рекомендуем посмотреть лекцию "Проблема УЧР в развивающихся странах".
Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в Росссии, но и за ее пределами. Они являются важными объектам экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля. В свое время по велению царя Алексея Михайловича сюда были перенесены ос танки святителей, пострадавших за веру и отечество, — патриархов Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловков.
В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она, а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Третьяковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Богоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах - домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится Третьяковской галерее.
В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводились пять раз — 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября.I 28 мая — день благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год — 7 апреля на праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения — 15 июля.
Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1995 г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. В октябре 2004 г. здесь проходил Архиерейский собор РПЦ.
В Москве находится Покровский ставропигиальный женский монастырь. С этим монастырем связано почитание блаженной старины Матроны Московской, жившей в XX в. В Воскресенском Ново-Исрусалимском ставропигиальном мужском монастыре (Московская обл.) прихожане и паломники совершают молитвы у мощей мученицы Татьяны. В Донском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) находятся мощи свт. Тихона, в Богоявленском кафедральном соборе (Елоховской церкви) (Москва) — мощи свт. Алексия и икона Божия Матерь Казанская. В центре Москвы находится храм свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. В годы революции он подвергся разорению. Позже из Англии была привезена частица мощей этого почитаемого православными святого.
И Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения — это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со значительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV в. Успенский собор является южным объектом, экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России — Владимир входит в «Золотое кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская обл.) является в первую очередь объектом привлечения курсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является Икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописцами. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) сохранились росписи Дионисия и его сыновей г.).