Популярные услуги

Главная » Лекции » Туризм » История туризма » Путешествия в эпоху античности

Путешествия в эпоху античности

2021-03-09СтудИзба

тема 3. Путешествия в эпоху античности

Во времена существования греческих городов-государств сложилось несколько основных мотивов путешествий:

· служебный, т.е. необходимость совершить поездку по своим личным или правительственным делам

· лечебный, т.е. необходимость поездки для поправления здоровья

· сакральный, т.е. необходимость поездки для посещения святилища или оракула

· праздничный – необходимость поездки для принятия участия в популярных празднествах

· познавательный – необходимость повидать свет

· спортивный – необходимость посетить спортивные игры  или поучаствовать в них

Римляне добавили, к уже существующим, следующие мотивации поездок:

  • отдых (горные маршруты, природный и сельский туризм, поездки в Грецию и Малую Азию)
  • научно-познавательный (Неаполь, Афины, Троя, Делос и пр.)

Рекомендуемые материалы

Когда центром притяжения древнего  мира стала Греция, значение Средиземного моря как акватории, в которой пролегали главные пути сообщения, заметно повысилось. Большая часть древнегреческих городов-государств были  сосредоточены на морском побережье. Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах (об аргонавтах). Море не только давало грекам пищу, но и связывало с другими странами и народами (тем более, что путешествие морем было дешево). Если путникам везло с погодой, то морское плавание было очень приятным. Морские путешествия осуществлялись с весны до середины осени (как сегодняшний туристический сезон). Зимой тоже модно было отправиться в морской путь, но только в том случае, если этому способствовали дела чрезвычайной важности. Плавания были неспешными.  Если путешественник покупал еду, напитки, когда он все это помещал на судне, то от него не требовалось больше ничего – судно было для него как бы постоялым двором. Нигде не обращались с иностранными купцами так хорошо, как в Афинах. В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие, причем их традиции считаются «унаследованными» у этрусков, которые были прекрасными мореходами. Им приписывают изобретение якоря, руля и специального скрытого тарана, прикрепляемого к носовой части корабля. Считается, что римляне унаследовали от них модели судов и кормчих как профессиональных моряков. Более того, говорить об индустрии туризма (прототуризма) в широком смысле этого слова можно именно с эпохи Древнего Рима. Можно говорить и о значительном развитии образовательного туризма в Древнем Риме. Считалось признаком хорошего тона послать сыновей повышать образование в Афины или на о. Родос. Тем самым римляне признавали превосходство греческого образования. В Древнем Риме существовали также путеводители, в которых помимо туристических маршрутов указывались достопримечательности, отмечались гостиницы и давались цены. Более того, в I в. до н.э. появляются первые туристические бюро, снабжавшие туристов путеводителями и справочниками. Индустрия туризма начала поставлять на рынок такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить коду лица от ветра и солнца, книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В средствах передвижения делали своеобразные поворачивающиеся сидения, чтобы модно было уклоняться от прямых солнечных лучей. В экипажах знати и императоров были специальные полки, к которым прикреплялись настольные игры, а некоторые экипажи были настолько удобны, что в низ можно было писать.

Экономию для греческих путешественников составляла одежда, о чем свидетельствуют изображения бытового характера на древних вазах (хитон, просторная и шерстяная туника, стянутая поясом, квадратное одеяние из шерсти – хламида, на ногах – сандалии, петаз – шляпа с полями).  Путешественник брал с собой свое постельное белье, а также гимнатий (хлену) – большой прямоугольник из шерстяной ткани. Ночью он служил одеялом, а днем, если было холодно,  - вторым плащом. Женщины носили практически ту же одежду, только более элегантную. Обычных путешественников сопровождали слуги, а беглецы и изгнанники путешествовали в одиночку. Важной проблемой в пути было хранение денег, и, кроме того, каждый греческий город-государство придерживался своей денежной системы.

Строительство дорог было одной из первых забот древних государств. Уже в странах Древнего Востока, а также на Крите имелась система мощных дорог с каменными столбами для указания расстояний, водосточными желобами и станциями для смены лошадей. Дороги древности играли важную роль в межкультурных коммуникациях. Они были разные – от протоптанных троп до каменных дорог. Путешествия по суше были малоприятными и мучительными, поскольку оно представляло следование пешком, а  удобных дорог не было. Однако, путешествующий без груза брал с собой одного-двух рабов, которые несли багаж, мешки с одеждой, постельными принадлежностями и съестными припасами. Деревьев вдоль дорог не было и приходилось брать с собой зонтик для защиты от солнца. Дорожных знаков тоже не было, однако на перекрестках нередко устанавливались (как и на границах) «гермы» - часовни Гермеса (покровитель путешествующих и дорог). Первоначально это были груды камней, в которые проезжие и прохожие бросали свои дары божеству – камни. Со временем их заменили на столбы из тесаного камня. Кроме того, путешествовать было опасно (разбойники). В континентальной Греции остатки достаточно благоустроенных  дорог сохранились вблизи Микен и Пилосе, а также в Беотии и Фессалии. В своем большинстве они были однополосными, но в отдельных местах были и двухполосными, достигая ширины 3,5 метра. Греки проявляли заботу о дорогах к святилищу, особенно к тем местам, в которых происходили значительные празднества. Если это было возможно, то греки расширяли эти дороги, чтобы в них можно было ехать колесным транспортом.

Наиболее известными дорогами Древнего Рима были Аппиева Траянова («царица дорог» - практически полностью сохранившаяся до наших дней), Латинская – одна из самых ранних, Фламиниева, Эмилиева и Аврелиева, Кассиева, дорога Салария – при мощении дорог каменными блоками им придавали выпуклость (посередине дорога должна быть выше, чем по краям).  До нашего времени сохранились карты дорог с указаниями расстояний и морских путей под названием «Певтинегрова таблица»  (327 дорог Римской империи). На дорогах стали размещать мильные столбы, около которых ставили скамьи для отдыха.

В античном периоде произошло величайшее достижение – появилось учение о шарообразности земли (подробную карту ойкумены составил Клавдий Птолемей – «География» или «Руководство по географии» в 8 книгах). Древние греки были любителями путешествий и охотно посещали дальние страны с целью получения знаний (Фалес Милетский, Пифагор, Платон и др.). Они даже ввели для некоторых направлений  загранпаспорт (сфрагис). Интерес к коллекционированию произведений искусства уже был у жителей древнегреческих городов-полисов. В результате  создавались мусейоны («храмы муз»). Так Аристотель, учитель  Александра Македонского, обращался к нему с просьбой присылать ему из походов образцы неизвестных растений и чучела животных.  В Древнем Риме, когда люди начали осознавать ценность культурного наследия прошлого, стали создаваться большие и малые частные коллекции. При совершении странствий древние путешественники как путеводителями  пользовались описаниями разных стран, составленными их предшественниками. Уже в эпоху поздней Античности стали появляться первые путеводители, рассчитанные на путешественников, желающих ознакомится с памятниками истории и культуры других  народов. Путеводители классического периода древней Греции получили общее название «перигэса». Среди первых составителей путеводителей следует назвать Гекатея Милетского, Скиласа Кариандского, Гая Лициния Муциана. Одним из наиболее плодовитых  авторов путеводителей был Полемон из Илиона («Священная дорога (из святилища в Элевсине в Афины)», «Расписной портик в Сикионе», «Афинский Акрополь «Картины в Акрополе», «Путеводитель по Трое» и др.).  Полностью до наших дней сохранилось сочинение  Павсания «Описание Эллады» в 10 книгах. К подобным работам относится  «Описание путешествия по Понту Евксинскому» (Черному морю)  греческого историка Арриана; разнообразные  страноведческие данные содержит многотомная «История» Полибия, 17-ти томная «География» («Исторические записки» в 43 книгах не сохранились)  Страбона. «Отцом географии» называют древнегреческого поэта и ученого Гомера, создавшего «Илиаду» и «Одиссею». В то же время одним из первых  ученых-путешественников был Геродот, который удостоился титула не только «отца истории», «отца географии», но и «отца лжи». В своем знаменитом труде «История» он описал не только историю многих народов Старого света, но и сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Выдающимся путешествием той эпохи были: завоевательный поход А. Македонского,  научно-исследовательский поход Неарха, торговый поход Пифея и др. Дошло до нас и сочинение  автора эпохи эллинизма Аристарха Самосского, впервые описавшего «семь чудес света», которое можно рассматривать как древнейший «путеводитель» эпохи Античности (Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии (скульптор Фидий, 12 м. в высоту из золотых и костевых пластин),  гробница Мавсола в Междуречье (мавсолей), Колосс Родосский (70 метровая статуя Аполлона), Александрийский маяк  (из мрамора, высотой  около 180 м.), египетские пирамиды).

Благодаря путешествиям продолжала развиваться картография. Существовали специальные карты дорог с обозначением почтовых станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями, так что можно было по времени рассчитать путешествие. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Характерной чертой каждой станции была таверна (Руфини Таберна – Заезжий двор Руфина    - небольшое селение в северной Африке, Тавер, Таверньер – во Франции и т.п.) , в которой путники могли поесть. Карты были настолько  обыденным явлением, что их сувенирные картинки изображали на различных переметах (кубках) с изображением маршрута из одного города в другой и обозначением всех постоялых дворов и расстояний между ними.   Иногда карты выполнялись в виде стенной росписи во дворцах.

В Древней Греции  еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц, но содержание частных заезжих дворов (катагогий) считалось делом недостойным. Поэтому большинство гостиниц было государственными (в греческой части Средиземноморья они назывались пандокей, за исключением греко-римского Египта, где они носили название апантетерий), которые строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и пр., но в них  не всегда кормили, поэтому провизию путники возили с собой.  В греческом мире традиционная гостиница издавна была квадратным или прямоугольным двором, предназначенным для животных и экипажей и окруженным со всех сторон рядом более или менее похожих размерами и устройством друг на друга покоев для владельцев животных и возниц. Придорожных домов было очень мало. В ранний период развития туризма путешественник не имел других возможностей, как только пользоваться частным гостеприимством. В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей – «ксенон», обычно в нее был особый вход, а временами это был отдельный  домик.  Заезжие дворы в городе, скорее всего, были более компактные, чем сельские. Путешественник оставлял повозку или вьючных животных во дворе, и его провожали в один из покоев, который он мог делить с любым количеством других гостей, в зависимости от потока приезжих. Единственной «мебелью» была подстилка. Путешественник мог использовать как одеяло собственный плащ. Комната чаще всего была  темной с небольшим окошком или без него. Летом это позволяло ощущать прохладу. Если в комнате было холодно, путешественник мог попросить жаровню с древесным углем. Туалетов в современном понимании этого слова не было, были только ночные горшки. В городе путешественник снимал только комнату или место в комнате. В городском заезжем дворе еду путешественнику готовил или его слуга, или кухонный персонал. В сельском постоялом дворе гость платил хозяину отдельно за каждую услугу – постель, напитки, еду. Цены за полное содержание были исключением, которое встречалось только в регионах, где было так много продуктов питания, что их практически давали даром. Уже до V в. до н.э. храмы и святилища обладали своими собственными постоялыми дворами (корчмами, трактирами). Например, на первом этаже одного такого двора было  восемнадцать комнат, а на втором – двенадцать. В каждой комнате были кровати и столы. В городах существовали строения – «лесхи», в которых люди могли проводить часть суток, защищенные там от дождя или жаркого солнца. Лесхи давали только  крышу над головой, но все же это  было лучше, чем ничего для тех, кто не имел возможности остановиться на постоялом дворе или не мог найти дома, позволяющего ему остановиться в ксеноне. Заезжие дворы давали путнику немногим больше, чем ночлег, а пищу приходилось приобретать где-нибудь в ином месте.

Гостиницы («пристанища») в Древнем Риме  подобно гостиницам Древней Греции имели свою классификацию:

· стабулярии (каупона, мутацио) – для плебеев

· мансионес (мансио, хоспиций, деверсорий) -  для патрициев.

Начиная с древних времен, заезжие дворы для путешественников чаще всего содержали женщины, и эта традиция продолжалась вплоть до римских времен. Если женщина содержала каупону ее называли копой, а мужчину – копо. Хозяина гостиницы (хоспиция или деверсория) называли хоспес. Часто хозяин заезжего двора поручал руководство заведения начальнику (инститору – управляющему), которым обычно назначался его вольноотпущенник или раб. Прочий персонал – привратник (атриарий или янитор), слуги, носильщики, официанты (министры, анциллы) – все обычно были рабами. Меблировка комнаты для постояльца была крайне скромной – кровать (лектус), матрас (мателла), подсвечник (канделябр).  Сельский заезжий двор предоставлял путешественнику минимум услуг – питание, ночлег и, если он нанимал экипаж и животных – их смену. Но даже в больших постоялых дворах путешественник не мог ожидать больших слуг.  С наступлением времени обеда слуги путешественника приобретали еду и подавали ее хозяину в комнате. В заезжих дворах существовало обслуживание постояльцев едой в их покоях, кухня по их желанию могла присылать еду наверх. Путешественник мог также принимать пищу в столовой, если ему не была неприятной атмосфера, царившая там. Жители древнего мира предпочитали есть и пить полулежа. Поэтому в тавернах (табернах) высокого класса столы были окружены с трех сторон лежанками. В сидячем положении принимали пищу обычно бедняки и те люди, которые спешили. В Римской империи во всех постоялых дворах велись азартные игры.  Таберны преимущественно служили для распития вина, которое всегда разбавлялось водой. Во время правления императора Адриана римские шеф-повара учредили Академию кулинарного искусства на Палатинском холме. 

Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов (консулов) и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством. Как правило, звания   ксенов и проксенов были наследственными. В колониях греков на побережье южной части Апеннинского полуострова и Сицилии – представителям местных этносов обеспечивалось право их приема греческими поселенцами. Это право закреплялось  определенными договорами. «Публичное гостеприимство» осуществлялось обеими сторонами по договорам, заключенным между неаполитанскими греками и жителями, прилегавшей к Неаполю территории – самнитами. Подобные договоры, предусматривавшие «публичное гостеприимство», стали заключаться между отдельными этносами Италии: римлянами и жителями Кампании, между жителями Кампании и латинянами, между латинянами и этрусками. В период поздней  Римской республики подобные договоры были распространены и на другие этносы (между Римом и галлами, между Римом и германцами и т.п.). Они предусматривали защиту и охрану собственности граждан, а также обмен послами. Другие римские законы предусматривали патронат. Он возник на основе распоряжений, которые распространялись на покоренные Римом города. Их жители обязывались оказывать  гостеприимство римским гражданам – чиновникам и сборщикам налогов. Договор о патронаже высекался на камне или гравировался в бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполняющего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. Кроме того, он отвечал по закону за любые конфликты между гостем и городом. Кроме того, римским правом предусматривалось частное гостеприимство, не подлежащее контролю и влиянию государства. 

В Греции туристы следовали традиционным на протяжении столетий путем: Дельфы, Афины, Коринф, Эпидавр, Олимпия, Спарта. Те, кто отправлялся из Рима в Грецию, Малую Азию Египет, должны были принять основное решение – ехать посуху или же по морю. Морское плавание с посадкой в Остии, порту Рима, или же в Путеолах, порту Неаполя, на борт судна, маршрутом которого было следование в Афины или Александрию, было не только наиболее удобным способом путешествия. С того момента, когда суда стали проплывать Мессинским проливом, пассажиры имели возможность увидеть Сицилию с ее Сиракузами (с храмами Артемиды и Афины, фонтаном Артеузы). Следующим этапом путешествия было восхождение на Этну, где можно было увидеть кратер вулкана. Для многих экскурсий это было обязательным. Еще одним чудом природы, привлекавшим туристов, было озеро Паликов (небольшой пруд в 70-80 км. К северо-западу от Сиракуз, в котором двойные струи вулканической кислоты, вырывавшиеся из щелей в дне, вызывали бурление воды и все это выглядело так, как будто  вода кипела. В планах экскурсии по Греции были также некоторые острова. Туристы плыли на Делос, стоял почитаемый храм Аполлона, на Самофракию, родину таинственных божеств, чрезвычайно популярный культ которых состоял из различных обрядов. Они отправлялись на Родос, где раньше существовал Колосс Родосский (одно из семи чудес света) – Статуя Аполлона, и там были еще тысячи других статуй, широкие улицы города и окружавшие его мощные стены.  От Родоса был только один шаг до соседней с островом Малой Азии. Здесь наибольшей притягательной силой из всех туристских достопримечательностей обладали места событий Троянской войны («страна Гомера»).  В Малой Азии были и другие места, интересные туристам, в том числе г. Книд, где находилась известная всему миру статуя Афродиты, созданная Праксителем, процветающие города Эфес и Смирна, почитаемые оракулы Аполлона в Колофоне и Дидиме. Однако ни одно из них не говорило посетителям так много, как самое место ведения Троянской войны, которое там считалось самым важным. Следующим привлекательным местом для туристов был Египет. Верующие христиане (иудеи) стали направляться в Палестину и Сирию, Иерусалим, а также Египет, чтобы увидеть «библейский рай».

Весьма важно, что именно в Древней Греции возник  спортивный туризм (Олимпийские, Истмийские, Немейские, Пифийские игры), который спровоцировал развитие развлекательного бизнеса. В частность Олимпийские игры (Олимпиады) происходили каждые четыре года в течение пяти дней (в эти дни наступало «священное перемирие») в честь Зевса в Олимпии, красивом городе над рекой Алфей в северо-западной части полуострова Пелопоннес.    Главным мероприятием древних Олимпийских игр, как и современных, были спортивные состязания. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и др. участниками игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Перед соревнованиями и после них зрители могли прогуливаться по местности  и рассматривать достопримечательности Олимпии, в том числе фундаментальный храм Зевса с его гигантской статуей, выполненной Фидием и занесенной в список семи чудес света. Посетители олимпиад могли услышать и увидеть лучших современных им авторов, читающих вслух свои произведения, артистов, певцов и музыкантов,  выдающихся мастеров красноречия (философов), рассуждающих о существенных проблемах, могли увидеть произведения искусства, выставляемые скульпторами и художниками.  По преданию, Геродот впервые прочитал здесь свою «Историю». Десятки тысяч людей ехали в Олимпию, шли пешком и плыли на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток;  в связи с играми реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей.   Другие игры – Пифийские – были посвящены Аполлону, проводились раз в четыре года и были запланированы так, чтобы не мешать Олимпийским играм. Они устраивались  поблизости от местонахождения оракула  в Дельфах. Там также устраивались спортивные состязания, но основной акцент делался на танцах и песнях (по типу музыкальных фестивалей-конкурсов).  Так, существовал конкурс «пифийской мелодии» - музыкальной инструментальной программы из пяти частей – описывающей мифическую борьбу между Аполлоном и драконом, которая происходила  именно в данном месте. В Коринфе, на перешейке между главной территорией континентальной Греции и Пелопоннеса, праздновали Истмийские торжества в честь Посейдона.  Они происходили каждый второй год попеременно весной и летом. Главным мероприятием программы были спортивные состязания, хотя кроме спорта, в нее входили музыка и танцы. Истмийские игры не были столь важными, как Олимпийские, но привлекали к себе также большое количество зрителей, потому что Коринф – наиболее доступное место в Греции (порт на каждой стороне Коринфского перешейка между Эгейским морем и Заливом Ионического моря позволял прибыть туда по воде и с востока, и с запада). Четвертым всеэллинским торжеством были Немейские игры в честь Зевса. Как и Истмийские, они проходили раз в два года, попеременно зимой и летом, а в их программу включались музыка и спорт с особым акцентом на спортивные состязания. 

Священное перемирие практически гарантировали играм большую посещаемость, чего нельзя было сказать о местных торжествах, хотя некоторые из них  предлагали захватывающие зрелища. Например, Большие Дионисии – торжества (народные гуляния – разыгрывание в лицах сцен из мифов, веселые шествия земледельцев, облаченных в козлиные шкуры) в честь Диониса, которые устраивались ежегодно в марте в Афинах. Их программа была целиком посвящена музыке и литературе, а спортивных состязаний там не было. Важным моментом программы было соревнование между авторами трагедий и комедий. Подобным празднествам (например, Ленейским представлениям в Афинах) сегодняшняя цивилизация обязана появлением театра (Афинский театр).

С особым размахом зрелищные мероприятия и праздники стали организовываться во времена Римской империи. Первыми по зрелищности были гладиаторские бои и цирковые игры (многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников и клоунов), а также особой любовью пользовался театр. Первый каменный театр в Риме был построен по приказу императора Помпея. В Италии и провинциях строились амфитеатры – специальные сооружения для зрелищ (например, Колизей). В перерывах представлений публика получала их рук служителей воду, фрукты и сладости. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, в Риме не были популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня, и ночью во время праздника небо города окрашивалось иллюминацией. Также, римляне любили гонки на колесницах.

Вообще в Древнем мире наряду с «культурным туризмом» и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий.  Праздники были обязательным компонентом бытовой культуры народов, государственной и религиозной жизни. Например, у персов, самым большим праздником признавался день рождения, отмечаемый обильной трапезой (зажаренные целиком быки, кони, верблюды; разнообразные десерты и вина). 

Лекция "3. Регуляция пируватдегидрогеназного комплекса" также может быть Вам полезна.

При раскопках древнейшего поселения Мохенджо-Даро был обнаружена баня – самое крупное сооружение подобного рода на Древнем Востоке (бассейн – 10 м. в длину и 7 м. в ширину). Бани возводились практически во всех городах Древнего мира. Начиная с микенского периода, в Греции в домах состоятельных людей оборудовались специальные банные комнаты.  Бань при постоялых дворах не было, а чтобы привести себя в порядок  - отправлялись в общественные бани (купальни, термы) колоссальных размеров. В Греции даже существовал душ. Путешественник мог провести в термах долгие часы, поскольку термы предлагали посетителю больше услуг, чем обыкновенное мытье. Там находились гимнастические залы, косметические кабинеты, устраивались концерты, декламации, выставки произведений искусства, модно было прогуляться, встретиться с интересующим посетителя лицом. Также можно было купить пищу у разносчика еды – ликсы, или съесть что-нибудь в закусочной при самих термах (Термы Каракаллы: аподитерий – раздевальня, фригидарий – бассейн с холодной водой, тепидарий – теплая баня, кальдарий – горячая баня, лаконик – парильня и целая система развитой инфраструктуры; термы Диоклетиана). Перед купанием желающие на специальных площадках  могли поиграть в мяч, состязаться в беге, борьбе, поднятии тяжестей. При термах находились библиотеки и залы для занятий. Таким образом, поход в баню был досуговым времяпрепровождением.

В Древней Греции зарождается курортология и лечебный туризм (храмы Асклепия – бога врачевания, находящиеся поблизости от целебных источников, но не всегда; популярные курорты в Фермопилах и Элиде).  Например, святилище в Эпидавре, расположенное в месте, в котором по преданию родился Асклепий, и которое особенно почиталось в греческом мире, располагалось в обширной тихой роще. Среди расположенных здесь зданий главным было святилище Асклепия со стаей бога и другими популярными скульптурами, дополнительно находились другие храмы, в которых также размещались произведения искусства, затененные аркады, был также спортивный стадион и театр, который мог вместить семнадцать тысяч зрителей и считался вторым по величине в Греции. Этот театр простоял столетия и является одним из наиболее великолепных памятников архитектуры в современной Греции.  Рядом со святилищем Асклепия находился дормиторий, в котором пациенты проводили одну ночь, и лечение производилось сообразно с истолкованием  жрецами сновидений, которые снились больным в храме.

В этих двух зданиях оздоровляли больных. Также рядом существовал заезжий двор (из четырех идентичных друг другу комплексов, расположенных так, что они представляли собой квадрат; двухэтажное здание комплекса окружал двор и каждая из его четырех частей имела на каждом этаже по двадцать комнат, выходящих во двор. Всего их было 160 и они были достаточно просторными (23 м2).  Также популярностью пользовался храм Асклепия на острове Кос (считалось, что врачи о. Кос являются потомками Асклепия, и Гиппократ основал там школу врачей).   Также люди использовали целебные свойства грязей (например, в Египте, куда приезжали греки на лечение).

Другими святилищами, привлекавшими гостей, были оракулы – храм Зевса в Додоне, оракул Аполлона в Дидимах – тем самым активно  распространялось паломничество. Особенно часто посещался храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский оракул), где пифия (жрица), причем невежественная женщина, не принадлежавшая к жреческой касте, занималась предсказаниями. Для прояснения ее ответа паломник мог отправиться к экзегетам – профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе.

Медициной у римлян довольно долга занимались греки, а со времен Цезаря  им стали составлять конкуренцию египетские врачи. Большими познаниями в области медицины  обладали жрецы  Асклепия (Эскулапа). Храмы Эскулапа всегда располагались в местах с прекрасным микроклиматом и при них существовали бани и купальни с целебной водой. По традиции, которую римляне переняли у греков, и лечение производилось сообразно с истолкованием  жрецами сновидений, которые снились больным в храме. Очевидно психотерапия занимала там одно из ведущих мест.

Римляне еще больше, чем греки ценили целебные минеральные источники. Самым фешенебельным курортом стал курорт Байи (ныне Бая) на берегу Неаполитанского залива, воспетый поэтом Горацием – байиские серные источники. В Неаполитанском заливе существовал (и существует поныне) бальнеологический курорт на о. Искья, воспетый Страбоном и Плинием Старшим.  Большой популярностью у римлян пользовались естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах. Также существовали курорты в Этрурии,  в Габиях недалеко от Рима. Сооружения римского периода владычества сохранились в районе современных курортов в Румынии, Югославии, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Алжире, Франции, Венгрии, Румынии (в Трансильвании) и пр. Так, на северо-западной окраине г. Шварцвальда находятся  термальные радоновые источники  (курорт Цивитас Аурелия Аквензис), который был разрушен в  III веке. Он возродился в  XIV в. под названием Бадон, а в 1931 г. был  переименован в Баден-Баден.  На территории современной Венгрии (например, Аквинкум – в районе современного Будапешта), в районе о. Балатон, также имелись многочисленные курорты.  Так как окрестности этих курортов были очень живописны, то там стали возводить свои летние резиденции римские богачи.  

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее