Популярные услуги

Избрание и предъизбрание

2021-03-09СтудИзба

Избрание и предъизбрание

         Когда мы говорим об избрании на пастырское служение, то непременно вытекает вопрос о предъизбрании. Святой Апостл говорит: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть первородным между братиями... кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим. 8,28-30).

         Отсюда вытекает тайна пастырского избрания. Бог от века предопределил, кому быть пастырями и кому не быть. Кому принять это высокое служение, а затем, быть может, отвергнуть его (чего не дай Бог никому). Словом, предъизбрание налагает на пастыря особую печать достоинства и  вместе ответственности. Оно с особой силой побуждает душу пастыря благоговеть пред величием Промысла Божия, предопределившего его к этому званию. И если избрание есть акт Божественной власти и прозрения, то тем более предъизбрание имеет грандиозный онтологический смысл.

         Однако, этим положением некоторые пастыри могут оправдать свои далеко не благородные и даже еретические идеи. Могут сказать, что если Бог уже изначала предопределил мне иметь несчастный исход в пастырском служении (например, отход от Церкви или еще что в этом духе), то и чего же мне теперь стараться, ведь все равно, как ни живи, а не миновать мне придти к роковому положению. Решая этот вопрос, во-первых, скажем, что жизнь каждого человека есть тайна, и в планы Божественного Совета смертному человеку вмешиваться небезопасно. Во-вторых, мы знаем, что Бог абсолютно благ к Своему созданию и желает ему только добра. В-третьих, Господь справедлив и никогда не поступит с человеком помимо правды. Нам же остается одно - предъизбрание, избрание, посвящение, - делайте больше добра, поступайте согласно вашего высокого звания, будьте добрыми, самоотверженными пастырями на ниве Христовой и ничуть не сомневайтесь, что вас Бог послал на доброе пастырствование и предопределил именно к вечной жизни (Деян. 13,48).

          а) Избрание ранее и теперь

         Избрание на пастырское служение имеет глубоко древнюю священную историю. Еще в Ветхом Завете Господь избрал из двенадцати колен Израилевых колено Левино для служения  при скинии, а из этого колена особо выделил и предназначил семейство Аарона (Числ. 1,48-54; Исх. 28,1), то в Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос выступил на пастырское служение по предвечному предназначению (избранию) Его Богом Отцом.

         «Вот иду, как в начале книги написано о Мне: исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10,7). «Я пришел, - говорит Христос народу в Иерусалимском храме, - не Сам от Себя, но от Пославшего Меня» (Ин. 7,28-29).

         Явившись в мире по воле и предназначению Отца, Спаситель Сам избирает и предназначает на апостольское служение сначала двенадцать (Лк. 6,13), а затем семьдесят (Лк. 10,1) апостолов.

         «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плоды», - говорил им Спаситель (Ин. 16,15).

Рекомендуемые материалы

         Замечательно, что один из последних ученых нашего века доктор исторических наук М.Я. Сюзюмов с достоверностью утверждает, что «уже во времена раннего христианства возник институт пресвитеров. Первоначально, - говорит он, - это были старейшины общин...». Они распространяли учение христианское, «приводили к объединению христиан...». Церковь превращала христианство... в строго иерархически построенную организацию... Касаясь избрания в клир епископов М.Я. Сюзюмов замечает, что «избрание во епископа сделалось значительным событием; в нем принимали участие местный клир, члены общины и соседние епископы»1.

         После вознесения Христа в избрании кандидатов на пастырское служение стали принимать участие и верующие. Так, на место предателя Иуды избирается апостол Матфей на собрании с участием не только Апостолов, но и других христиан (Деян. 1,16).

         Савла и Варнаву избирают и посылают на проповедь пророки и учители Антиохийской Церкви (Деян. 13,1-3).

         В Деяниях апостольских мы находим свидетельства тому, что Апостолы действовали не секретно от верующих, а раскрывали пред ними свои планы и осуществляли их при их содействии.

         «Миряне этой эпохи, - говорил проф. А.П. Лебедев, - составляли живую и деятельную силу в Церкви и Ее делах»2 «На апостольском соборе Апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассуждали...» (Деян. 15,22).

         Автор книги II-го века «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахи) предписывает христианской общине избирать самой себе церковную иерархию: «Поставляйте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, истинных и испытанных»3.

         Порядок апостольского века соблюдался в Православной Церкви и в последующие века. При малочисленности приходов выборы пастырей производились не отдельно по приходам, но при епархиальной кафедральной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этих выборах, как об обычном факте, не скрывая злоупотреблений, имевших место на этих выборах (3-е слово о священстве, гл. 15).

         б) Избрание на Руси в прежнее время и отбор в современных условиях

         На Руси члены клира исстари избирались церковно-приходской общиной. Ею составлялся общий приговор об избрании и представлялся избранный к архиерею для испытания и посвящения. Такой порядок при поставлении приходского духовенства продолжался до конца XVIII века1.

         В начале XVIII века были изданы правила для производства приходских выборов с требованием обозначить личные качества избранного кандидата. Однако скоро приходские выборы стали подвергаться ограничениям.

         Так, в 1738 году предложено было приходской общине представлять на праздное священническое или диаконское место достойнейшего после 3-х месячного испытания их.

         Указом митрополита Платона (в 1775 г.) выбор членов клира представлялся не приходской сходке, а лучшим из прихожан.

         В самом конце XVIII века указом св. Синода (от 1797 г.) были отменены и самые пункты Духовного Регламента о выборах и челобитиях прихожан. Прошения на вакантные места велено подавать «за подписанием одних только желающих поступать в церковно-служительские чины с приложением от прихожан одобрений о частном их поведении».

         С начала прошлого (XIX) века вошло в обычай поставлять на священнические и диаконские места преимущественно из лиц со школьным образованием. Стали выходить из употребления и представления одобрения от прихожан, заменяясь школьными свидетельствами (аттестатами) об успехах и поведении, а также письменным свидетельством духовника о неимении препятствий к посвящению в священный сан.

         Одной из главных причин отмены выборов и замены их назначением явилось отсутствие в приходах подготовленных и достойных лиц, из которых можно было бы выбирать. Сказались при отмене выборной системы и те злоупотребления1, которыми выборы всегда сопровождались (подкуп, спаивание, борьба партий).

         Древний порядок избрания сохранил и доселе свои следы в чине посвящения, когда возглашается обращение к народу: «повелите», и когда певчие, как бы именем народа,  признают посвящаемого достойным и поют: «Аксиос» (достоин).

         Если принять  во внимание, что основное значение выборной системы заключается не столько в формальном праве избирать и быть избранным, сколько в возможности выбора достойнейшего, то эта возможность сохранилась в известной степени и при системе назначений. Епископ не всякого желающего посвящает, а только достойного из многих других. Он делает отбор, исходя из блага и высших интересов Церкви, а тем самым и той церковной общины, куда посвящается пастырь.

         Духовные школы помогают такому отбору. Сами они дважды производят отбор: при приеме в школу и при выпуске, то есть после окончания ее.

         Избирает (точнее, отбирает) корпорация преподавателей, дающая свои характеристики при приеме в школу и особенно при их выпуске. В характеристиках указывается степень пригодности воспитанника к пастырскому служению. Этими характеристиками-рекомендациями и пользуется власть при рассмотрении вопроса о назначении на то или иное священническое место кого-либо из кандидатов священства.

         в) Необходимость хиротонии для пастырского служения и ее безусловная обязательность

         После избрания на пастырское служение следует  обязательная хиротония. Протоиерей Соболев говорит, что «необходимость хиротонии или, вернее сказать, ординации не отрицается и протестантскими богословами»2. Совершенно священство отрицается лишь англиканской партией Лоу-черч, как несогласное с признанием всеобщего братства всех христиан.  Различие протестантской ординации от православной хиротонии заключается в том, что первая считается вовсе не таинством, а простым действием введения избранного в должность, выражением уполномочия, простым обрядом, не сообщающим избранному никакой благодати Святого Духа, ничего такого, что отличало бы его от прочих верующих3.

         Весь смысл  ординации заключается в том, что во-первых, избранному сообщается полномочие на исправление духовной должности, и во-вторых, видимо удостоверяется, что известное общество действительно уполномочило избранного пользоваться правами во благо общее1.

         «Избранный обществом в представителя его будет истинным пастырем, - говорит Лютер, - точно так же, как если бы посвятили его все епископы и папы». Если такое мнение признать справедливым, то совершенно становится непонятным, почему Иисус Христос не заповедал пастырство всей общине (Ин. 20,21), почему не Иосифу Аримафейскому с Никодимом или женам-мироносицам и, более всего, не 500 братьям, когда явился им, и даже не 70-ти поручил дело пастырства, а именно возложил на 12 отделенных Им на дело пастырства (избрал, кого Сам хотел)?

         «Неправо то мнение, - говорит В. Соловьев, - будто преемники Апостолов имеют свою власть не в силу своего назначения, восходящего чрез Апостолов к Самому Христу, а в силу какого-то полномочия от народов. Если бы так, то Христос не избрал бы Своих Апостолов и не послал бы так, то Христос не избрал бы Своих Апостолов и не послал бы их исцелять и наставлять народы, а обратился бы  прямо к народу и сказал: овцы! Изберите из себя пастырей и научите их, что им делать, что говорить и о чем свидетельствовать. Но, по Евангелию, не народ будет внушать Апостолам, что им говорить и о чем свидетельствовать, а Дух Святый (Мф. 10,20)»2.

         Нет сомнения, что Апостолы передали свое божественное право пастырства не без особого повеления Господа и не без внушения и руководства Святого Духа (Деян. 14,23). Выражение - «Дух Святый постави епископа» (Деян. 20,28) подрывает и то мнение, что будто хиротонисуемый в таинстве священства не получает чего-либо особенного, что выделяло бы его из среды верующих.

         Следовательно, хиротония - несомненно божественное установление, и, как Апостолам Иисус Христос послал Духа Святого в виде огненных языков в день Пятидесятницы, так и современным пастырям посылает Его в таинстве священства.

         Как в период патриархов в каждом семействе отделялся первенец помогать главе семейства при священных службах, как колено Левино, посвященное исключительно на служение Богу, отделено было от прочих колен, - так и новозаветное  священство отделено Святым Духом от прочих верующих (Деян. 13,2). Некоторые говорят, что всякое общество свободно избирать в представители Церкви кого угодно и учреждать правление, сообразное с временем и местом. Такое рассуждение совершенно неосновательно и противоречит принципам Церкви. Общий строй Церкви, по Евангелию, есть строго иерархический, а отнюдь не демократический. Это достаточно явствует из того, что полнота данной Апостолам власти вязать и решить ничем не ограничена, и о каком-либо участии народа в этой власти нет и речи. То же подтверждает и излюбленный Самим Господом образ пастыря и стада, ибо этот образ был бы лишен всякого смысла при ином понятии о Церкви.

         г) Подготовка к посвящению (внешняя и внутренняя)

         Желающий быть посвященным в священный сан является к местному епископу и подает заявление о своем желании принять священный сан. Если оказывается вакансия1 и если епископ находит просителя достойным посвящения, то назначается день хиротонии с выполнением целого ряда предварительных действий со стороны просителя.

         Он должен пройти так называемый «ставленнический допрос » (по особой программе - анкете). После допроса ставленник препровождается к духовнику. Духовник пишет на  сопроводительном документе, что «... по испытании совести канонических препятствий к посвящению не встречается». Вслед за этим духовник приводит ставленника к присяге.

Содержанием присяги охватываются основные обязанности пастыря.

Богослужения совершать благоговейно и уставно.

Учение веры совершать и преподавать другим по руководству Церкви и святых отцов.

Душепопечительно заботиться о спасении каждого члена паствы.

Проводить благочестивую жизнь, заботясь о чести Церкви и спасении ближних.

         Акт присяги скрепляется подписью ставленника и духовника. Такова формальная сторона в приготовлении к посвящению.

         Предшествуеет и сопутствует ей внутренняя духовно-нравственная подготовка.

         С момента решимости принять священный сан кандидатом священства овладевает особое внутреннее состояние. Что бы он ни делал теперь, все у него внутренне связывается с предстоящим посвящением и предстоящим пастырским служением. Ставленнический допрос, исповедь, присяга, - все это звенья единых сокровенных переживаний, в кои входят и ощущение своей греховности, и сознание своего недостоинства, и страх - робость при представлении величия предстоящего пастырского служения, и вместе неизъяснимая радость от предощущения общения с Богом через благодать хиротонии.

         Какая милость Божия ожидает посвящаемого! Сколько  небесных даров и благословений по молитве Церкви сойдет в его недостойную душу!

         Чем ближе день  хиротонии, тем выше и трепетнее становится настроенность будущего священника. Он знает, что «в злохудожную душу не войдет премудрость», отсюда воздержание (в пище, удовольствиях и пр.), собранность и целомудрие духа.

         Перед ним стоит задача - войти в состояние непорочности и «благоговейности» (согласно требованию чина посвящения), чтобы удостоиться принятия в полную меру благодати хиротонии.

         Архиепископ Антоний говорит, что «приготовление к принятию таинства священства должно состоять в благоговейном созерцании, в сердечном переживании величия, важности служения иерейского и той ответственности за паству, которую берет на себя будущий пастырь»1.

         В дни, предшествующие хиротонии, ставленник ежедневно пребывает в «дому Божием», усердно молясь за каждым церковным богослужением. Его утешает, ободряет и умудряет сознание, что и Христос «молился» (Лк. 3,21) пред посвящением, и Апостолы (Деян. 1,14; 2,1; 13,2-3), и все последующие бесчисленные поколения священнослужителей прибегали к этому же средству перед посвящением. Они молились о том, чтобы Отец Небесный очистил их от греха, благословил на пастырский подвиг и ниспослал для него всесильную благодать Святого Духа.

         О том же молится и наш ставленник. В ночь перед посвящением он с особым вниманием и углубленностью предается молитве. Завтра ему предстоит впервые прикоснуться к святыне престола Божия, принять в свои руки Частицу Агнца, принять дар небес - благодать Святого Духа. Остаются последние часы пребывания «в ветхих одеждах» мирского звания и состояния. Надо приготовиться к совлечению с себя этих одежд, чтобы наутро смиренно, как мытарь, явиться пред лицом Господним! И в глубоких волнениях, молитвенных вздохах и сердечных сокрушениях проходит эта последняя ночь!

         Готовясь к хиротонии внутренне, ставленник вместе с тем готовится и к ее чину, изучая порядок рукоположения при архиерейском служении, чтобы без лишних замешательств при хиротонии отдаться  молитвенности, благоговейному ее восприятию.

         По примеру Спасителя, молившегося при Крещении во Иордане, заповедуется особо-усиленная молитва приблизительно такими словами епископа: «Возведи ум и сердце твое горе к Богу и моли Его с ниспослания благодати». Это - внушение просить у Бога необходимого к прохождению пастырского служения. Дух Святой изливается на посвящаемого чрез рукоположение и прилежную молитву.  Благодать таинства входит в душу рукополагаемого, срастворяется с его усердием, закрепляет его решение свято пастырствовать и облекает брачной одеждой пастырского настроения.

         У святых Апостолов поставление в Апостольство совершалось несколько иначе, чем у пастырей.

         Омовение ног Христом Спасителем пред Тайной Вечерей служило фактически признанием за Апостолами пастырского  достоинства. Осенение их благодатию Духа последовало уже в Пятидесятницу по воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. Таким образом, Иисус Христос учредил пастырство, но совершил его и освятил Дух Святый. Смысл выражения Христова в Первосвященнической молитве «освяти их истиною Твоею» очевидно означает поставление Апостолов на проповедничество, прошение о даровании им силы и освящения наподобие того, как Бог, посылая в мир Единородного Сына Своего, освятил Его (Ин. 10,36).

         В послеапостольское время точно также Господь Духом Святым освящает пастырей и посылает их на жатву Свою. Таинство священства - та дверь, через которую входит истинный пастырь к своей пастве, восприняв особое положение для посредничества в сверхъестественной жизни пасомых. Дух Святой уполномачивает пастырей на их служение.

         Специально пастырская благодать рукоположения необходима для пастырского служения. «Без Мене, - сказал Господь, - не можете ничего творить» (Ин. 15,5). По ходатайству Пастыреначальника Христа дары благодати изливает на посвящаемых сотрудников Господа в спасении людей Святой Дух (1 Кор. 12,4) через «возложения рук священства» (1 Тим. 4,14).

         Одинаково с Словом Божиим и святые отцы Церкви признавали благодать Святого Духа краеугольным камнем пастырской деятельности. «Все, что вверено священникам, - говорит св. Иоанн Златоуст, - есть единственно дар Божий. И сколько бы ни преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати»1. «Возлагаются руки на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого»2.

         Дары «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20,28) чрез священнодействия, молитвы и руководство сказываются в благодатном посредничестве «спасению покорных»3 или в сообщении пасомым благодати Святого Духа. По общей формуле Златоуста, «пастырям вверена власть действовать благодатными дарами»4. Действием Святого Духа рядовой верующий в таинстве рукоположения выделяется из общей массы людей. Полученными от Господа дарами он получает власть распоряжаться во спасение пасомых.

         Благодатное дарование священства можно рассматривать с мистической и нравственно-психологической сторон. Образ получения благодати - тайна для нашего ума. Но по учению святых отцов: св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Паламы и св. Василия Великого, - душу облагодатствованного пастыря покрывает как бы некоторый Божественный огонь или свет, который впоследствии и внутренне изменяет его природу. Это - продолжение сошествия огненных языков Пятидесятницы и Фаворского озарения несозданным светом, как заметил св. Григорий Палама. Некогда в покрывающей и посредствующей благодати Духа Святого избранные Апостолы получили способность зреть Господа в Фаворской славе. Без нее и ангели не смеют соприкасаться и служить Премирному Богу. «Если, - говорит св. Василий Великий, - предстоят Богу тысячи тысяч ангелов и тьмы тем служащих, то силою Духа  совершают они непорочно дело Своего служения»5. Подобно этому, и нисходящая на пастырей благодать как бы окружает их некоторым светом, становит их в более непосредственные отношения к Богу и служит условием их тайноводства. «Мы, священники, - говорит о. Иоанн Сергиев, - благодатию Божией приближены к престолу Божию и изображаем светлейшие ангельские чины» (Слова мудрости, с. 113). «Иначе, как явиться священнику дерзновенно пред престолом Божиим лицом к лицу с Самим Богом и совершать ходатайственные молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки и за всех, иже во власти суть, (а также) совершать спасительные таинства? Как дерзать на такие вещи без благодати и помощи Святаго Духа?» (Слова мудрости, с. 111). Еще сильнее выразился св. Златоуст: «Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой Жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой Божественной помощи?»1.

         «Итак, первое и существенное действие Духа Святого на хиротонисуемых, - говорит проф. В.Милов, - заключается в покрывании благодатию их немощной природы и силе низводить Духа Святого на верующих»2.

         Нравственно-психологическое изменение после того у пастыря совершается по многообразию нравственных его сил. «Дал нам (пастырям) Бог, - замечает апостол Павел, - не духа боязни, но силы, любви и целомудрия» (Тим. 1,7).



1  Доктор исторических наук М.Я. Сюзюмов. История Византии. М., 1967, с. 145.

2  Проф. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви, с. 83; Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1913, с. 41.

3  К. Попов. Учение двенадцати Апостолов. Киев, 1885, гл. 15, с. 39.

1  В «Духовном Регламенте» (п. 8) говорится: «Когда прихожане или помещики, которые живут в вотчинах своих, изберут человека в Церкви своей во священники, то должны в отношении своем засвидетельствовать, что он есть человек жития доброго и не подозрительного. А которые помещики в тех своих вотчинах не живут, иное свидетельство о таких людях подавать людям и крестьянам их и в челобитных писать именно, какая ему рука будет или земля. А избранный бы также приложил руку, что он тою ругою или землею хощет быти доволен, и от Церкви, к которой посвящен, не отходит до смерти».

1  Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, с. 180.

2  Прот. Соболев. Пастырское богословие. София, 1930, с. 144.

3  Прот. Серединский. Сводная таблица христианских исповеданий. Рига, 1890, с. 119.

1  Архиеп. Иннокентий. О богословии, гл. 4, с. 123.

2  В. Соловьев. Евангельское основание богословия. Журнал «Православное обозрение», 1885, январь, с. 51.

1  Согласно 6-му правилу IV-го Вселенского Собора, решительно никто не рукополагается иначе, как с назначением рукополагаемого к какой-либо церкви (приходу).

1  Архиеп. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 57.

1  Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 8, с. 591.

"19 Степенные функции" - тут тоже много полезного для Вас.

2  Там же, т. 9, с. 138.

3  Там же, т. 5, с. 377.

4  Там же, т. 8, с. 589.

5  Св. Василий Великий. Творения. С.-Посад, 1900, т. 3, с. 246.

1  Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 1, с. 425.

2  Проф. Архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию. Машинопись, с. 56 (Библиотека МДА).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее