Детство, юность и зрелость
Г л а в а III
ЗАДАЧИ УЧАЩИХСЯ В ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Детство, юность и зрелость
- этапы подготовительного периода
Вскрытию психологии учащихся в последнем году учения предпошлем небольшую лекцию о двух периодах жизни наших студентов, именно юность и зрелость, которые играют решающую роль в процессе подготовки к пастырству.
Счастлив, кто проводил тихое, безмятежное детство, кто видел вокруг себя согласную семью и в родителях своих встречал высокие примеры христианства1. Но очень немногим выпадает счастье иметь такое благодатное детство. Многие люди, которые могли бы быть замечательными христианами, далеко стоят от спасительного учения Христова, потому что никто их не подвел в детстве ко Христу, никто их Христу не покорил.
Рекомендуемые материалы
Детству, отрочеству и юности свойственна известная восторженность. «Так хочется найти предмет достойный поклонения и благоговеть пред ним... И где, казалось бы, ближе найти такие предметы подражания, как не в своей семье, среди ближайших родных?»2.
А между тем, очень часто, когда в детях пробуждается сознание, они видят, насколько родители их далеко стоят от того идеала, который рисуют себе дети, и они не только не могут в чем-либо нравственном подражать своим родителям, но еще должны призвать на помощь чувство великодушия, чтобы с намеренной изворотливостью выискать им оправдание.
Однажды ученики Христа Спасителя обратились к Нему с вопросом: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18,2). Христос, призвав дитя, поставил его среди учеников и сказал: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,4).
Да, Господь часто призывает к Себе детей помимо родителей. И в этой истине мы можем убедиться на себе, из нашей личной жизни, когда многие из нас, не находя, может быть, должной нравственной поддержки среди близких, родителей, родных, друзей, рвутся к Богу, ища у Него отклика, разъяснения и того тепла, которого лишили их близкие люди и в котором так нуждается человек, особенно в ранние годы своей жизни.
Детство тесно связано с юностью, и нам следует особенно подробно остановиться именно на этом периоде жизни человека.
Юность - пора, в которую обозначается иногда направление человека на всю его дальнейшую жизнь; пора, в которую вырабатываются привычки благочестия; пора, в которой особенно проявляются высокие идеалы, жажда самоотвержения и героизма.
«Самое чудесное видение, - сказал Пахомий Великий, - это то, когда ты увидишь лицо человека, в котором отражается чистота и глубокое смирение сердца»1.
И если вы сейчас учитесь в этой прекрасной аудитории на положении студентов Московской Духовной Академии, то этому высокому званию вы обязаны, в немалой степени, вашей юности.
Какое счастливое время юности! И кто сейчас, будучи уже в летах, не желал бы вернуть юность обратно!? Счастливое это время, но и опасное! Юноша - это молодое деревцо, которое, если не привязано за крепкое стоящее рядом, будет навсегда кривое. Не сдержите юность, дадите ей полную свободу, не будете внимательно следить за ней, не согреете ее теплом участия и любви, вы не заметите, как юность зачахнет подобно цветку, поблекшему от холода.
Св. Иоанн Златоуст говорит: «... юность есть как бы горящий костер и море, исполненное воли и многих смятений»2.
Вот уже нет румянца на лице юноши, уже потухли свежие очи, сиявшие невинностью и веселием, уже не так нежно он относится к своим родителям, учителям, он не любит долго оставаться с ними, он спешит от них скрыться, не интересует его так живо учеба, занятия, не влечет его и храм Божий, скучной и тяжелой становится молитва, в тяжесть посты и дела благочестия. Это худой признак - страсти возобладали юношей, порочное товарищество увлекло его к себе, чувственные греховные удовольствия стали выше духовного любомудрия.
Премудрый сказал: «Тлят обычаи благи беседы злы», недостаточное воспитание и худое товарищество. Это основные причины тлетворного духа. Отсюда встает вопрос о важности юношеской дружбы.
«Дружба! - восклицает Е. Поселянин, - какое это великолепное
слово, многообещающее, многозначущее!»1. Когда мы говорим о дружбе с точки зрения студентов духовной школы, этот термин приобретает особую красоту, особое значение и особую ответственность.
Какой должна быть высокой дружба у тех юношей, которые наметили себе цель прекрасную, благородную, героическую, - быть пастырями Церкви Божией, и идут, несмотря ни на что к этой благородной цели, идут многолетним приготовлением, причем, всякое препятствие на этом пути только удваивает их энергию. Чем выше идея, тем светлее товарищество, тем радостнее дружба.
Большая радость в жизни иметь единственного человека друга, испытанного, верного, единомысленного, доказавшего вам свою привязанность. Кто из нас не знает о светлой дружбе тех прекрасных юношей, которые потом сделались Учителями Вселенной, столпами Христовой Церкви на все века.
Есть ли, например, связь более близкая, преданная, как между двумя боевыми товарищами?... Люди, которые рядом стояли в бою, одинаково подвергались опасности, одинаково были ранены, вместе были на волоске от смерти, вместе по воле Божией остались жить, чтоб еще не раз, может быть, биться в одних рядах: разве они не родные?! И как такое товарищество разнится от другого, которому так несправедливо и бесправно присваивается великое имя дружбы, которая основана на совместных попойках и кутежах. Отсюда каким высоким идеализмом должна быть проникнута дружба в стенах нашей духовной школы! И всякое временное разлучение друзей, например, каникулы, должно еще более сплачивать их души, всякая опасность или неудача в учении, жизни - более укреплять их дух единомыслия.
Какие бывают виды дружбы? Студенческая, христианская, пастырская. Эта последняя приобретает особую высоту и значимость. Народная пословица гласит: «друг познается в трудный час». Господь пред страданиями сказал Своим ученикам: «Вы друзья Мои есте, аще творите, елико Аз заповедую вам» (Ин. 15,14). Но там среди учеников был и Иуда, среди друзей. И настанет час, когда Спаситель мира еще раз кротко скажет ему: «Друже, лобзанием ли предаешь Сына Человеческого...» (Мф. 26,50).
Да, нет ничего страшнее, безобразнее, бесчеловечнее, как подобного рода «дружба». И как подняться до высоты настроения Пастыреначальника, чтобы терпеть такую дружбу?...
Наши отношения в дружбе должны быть терпимыми, спокойными, доброжелательными; не поддаваясь порывам гнева, друзья желают друг другу только добра и делают не то, что в эту минуту хочется, а что должно с точки зрения христианской любви. Наши поступки должны быть обдуманы в спокойном состоянии, не спеша, строго взвешены и все вместе слагаться в одну стройную и светлую систему жизни.
Настоящая дружба на всю жизнь, если хотите, на всю вечность. У нашей духовной молодежи, при всех ее высоких качествах, жажде к истине, готовности идти на жертвы за святое дело и проч., есть один недостаток, который можно назвать какой-то халатностью чувств. У нас сплошь и рядом можно видеть такое явление: спросишь батюшку о его школьном товарище, с которым он жил в одной комнате, сидел за одним учебным столом, делил в течение нескольких лет горе и радость, а может быть и трудные годы и скудный кусок хлеба; по окончании академии года через два они уже не знают ничего друг о друге, жив ли товарищ, где он находится, какова его дальнейшая судьба? И это не по равнодушию, так как при случайной встрече они искренне бросаются в объятия друг другу. Это именно какая-то небрежность, лень, которая мешает написать письмо, которая так препятствует доброму взаимоотношению и проявлению высокой пастырской сердечности. И если взять во внимание обстановку жизни, то можно констатировать и такое положение: искренние друзья в школе - в жизни непримиримые враги, и не только по бытовым вопросам, но прямо по убеждению, по идейности взглядов. Это травма жизни. Крушение не только дружбы, но и самой жизни, трагедия бытия, настоящего и будущего.
Известен случай разрушения дружбы именно на идеологической основе. Добросердечный батюшка, любитель верности дружбы и человечности, не раз пытался письменно связаться со своим приятелем по школе. Последний предпочел лучшим не отвечать. Трудно, конечно, представить внутренний мир бывшего «приятеля», к сердцу которого так настойчиво стучалась любовь!... Видимо, не легко бывает человеку, когда он идет против закона дружбы, когда он попирает святость дружбы лучших своих студенческих дней!
С верностью дружбы тесно связаны высокие правила чести. Чести не только человеческой и не только христианской, но, говорим, чести пастырской.
Честь - это какое-то неизъяснимое благоухание благородного человека, проявление высших сторон духа, нечто возвышающееся над самой добродетелью.
Никого не обижать - это одно, а вступаться с опасностью жизни или готовностью нести за это значительные жертвы - это поступок чести.
Держать себя в толпе, никого не беспокоя, не проталкиваясь вперед между женщин и детей - это одно, а взять в той же толпе под свое покровительство слабое существо, сберечь в опасности старца или ребенка - это поступок чести.
Ни над кем не издеваться, быть со всеми вежливым, любезно переносить насмешки, даже обиды - это одно. А обличить тактично и остроумно «высмеять» человека, злосмеющегося над другими, заставить его покраснеть - это поступок чести, пастырской чести.
Не отказать человеку, который к вам пришел со своей нуждой, помочь ему духовно и даже материально - это одно. Подметить человеческую нужду, скрывающуюся, пугливо сторонящуюся людской помощи, придумать такой способ выручить человека, который бы был для него не оскорбителен - это поступок чести.
Счастлив тот из нас, кто проживает свою молодость по-молодому. Кто волнуется высокими чувствами, отзывается на все прекрасное, возвышенное, преклоняется лишь достойному и смело убивает в себе, с помощью Бога, движение тех позорных страстей, которые так часто омрачают светлый лик юности.
Но как жаль видеть тех юношей, часто далеко недурных, которые могли бы свою жизнь провести иначе, а вместо того представляют из себя гнездилище страстей, и в этих страстях так изматывают свои душевные силы, что становятся молодыми стариками.
И наоборот, как отрадно видеть человека, который в старости юн, который не только сохранил, но сильнее разжег в себе тот огонь, которым пылает святая юность.
Как прекрасна юность, идущая путем подвига, жертвы, идущая за Христом. И как благодарно будет потомство, Церковь такому юношеству. И сколько благословений пошлет им верующий народ, а какая награда уготована на небе!
Но, как известно, юность не бывает вечной. Она переходит в зрелость (зрелые годы). Наш студент оканчивает успешно курс учебы. Открывается широкая жизнь: семья, целибатство, монашество. Все эти пути требуют подвига, зрелого суждения. Детство и юность были приготовлением к ним. Настоящая академия - в опыте жизни.
Хочется сказать о счастье в зрелые годы, о счастье священнической семьи, вообще сказать об успехах пастырского дела в зрелые годы жизни. Мы не будем говорить о семье, это вопрос следующей лекции. Мы вскроем истоки счастья семьи, семьи священника.
Замечается возрастание чувств недовольства и неуважения детей к родителям. Происходит прямое нарушение заповеди Божией о почитании родителей. И наш пастырь должен видеть в этом факте зловещий признак несчастья семейной, служебной и общественной жизни. Возможно ли, например, спокойно думать о том, как в некоторых случаях дети бьют своих родителей, попирают материнскую любовь и грубо оскорбляют честь своего родного отца.
Неуважение к родителям есть явление, которое должно быть вырвано с корнем из жизни пастыря, ибо оно совершенно нетерпимо, преступно и подтачивает основы жизни. Когда преподобному Серафиму Саровскому приходилось слышать, как дети осуждали своих родителей, он приходил в неописуемый ужас и немедленно закрывал говорившему рот рукой.
2 - Прочность корпуса - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
А Высокопреосвященный митрополит Филарет Московский, Вселенские великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие замечательные пастыри и архипастыри Церкви, - какой прекрасный дают они нам пример святых отношений к своим родителям, от благословения которых зависит счастье семейной жизни и успех пастырской деятельности.
1 Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891, с. 28.
2 Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1905, с. 443.
1 Свящ. П. Флоренский. О типах возрастания. Богословский Вестник, 1906, май, с. 530.
2 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1897, т. 3, кн. 1, с. 332.
1 Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1905, с. 477.