Утреннее богослужение
Утреннее богослужение
В состав утреннего богослужения входят: Полунощница, Утреня и первый Час.
Полунощница
Полунощницей называется церковная служба, которая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 24; Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время было самым безопасным временем для совершения богослужения. Вместе с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине, есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения св. Василий Великий (Посл. 2 к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Св. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для совершения молитв. О времени и месте совершения полунощного последования св. Симеон Солунский говорит: "В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образе последней ангельской трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (в притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы".1
По мнению толкователей богослужения, полунощницу Св. Церковь установила:
1. с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в "Учительном Известии" говорится: "В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающия на землю" (Служебник).
2. для постоянного напоминания верующим о страшном дне второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как второе пришествие Христово, по общему верованию Св. Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, "как тать в нощи", для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопений, которые изображают это пришествие Господне (тропари: "Се жених...") и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).
3. чтобы призвать верующих бодрствовать и в полночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: "Свят, свят, свят".
Устанавливая такой порядок службы, Св. Церковь также основывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Евангелиста "зело рано", т.е. тотчас после полуночи.
Рекомендуемые материалы
В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три отдельных последования Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и вседневной (Понед. 1 нед. Вел. поста), и воскресной (Типикон, 7 гл.) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообразно с днем седмицы и указанием Устава.
Не полагается полунощницы, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях (Типикон, 2 ,7 гл.; пятница и суббота 5 седм. Вел. поста, среду Страстной седмицы).
Иногда полунощница совершается не в храме, а в келлиях (Пятн. 5 седм. Вел.поста. Затем от Вел. четверга и до Фоминой недели).
Чинопоследование вседневной полунощницы
Первая часть
Священник в одной епитрахили возглашает: "Благословен Бог наш...". Чтец: "Аминь" и читает начальные молитвы: "Царю небесный", "Трисвятое", "Отче наш", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклонимся..." (трижды). Далее читается 50 псалом (покаянный: "Помилуй мя, Боже..."), 17 кафизма, состоящая из 118 пс., "Символ веры", "Трисвятое", "Отче наш"... Затем читается или поется тропарь: "Се жених грядет в полунощи...". Слава: "День он страшный помышляюще...". На "И ныне" - Богородичен: "Тебе, необоримую стену..." Далее: "Господи, помилуй" (40 раз), "Иже на всякое время...", "Честнейшую херувим...", "Именем Господним благослови, отче".
Священник: "Боже ущедри ны..."
Чтец: "Аминь" - и далее читает молитву: "Владыко Боже отче Вседержителю...".
На этом и заканчивается первая часть.
В зимнее время (с 29 сентября, нового стиля, до недели Ваий) после молитвы: "Владыко Боже Отче..." прибавляются еще две молитвы; "Господи Вседержителю Боже сил..." и "Тя благословим, вышний Боже...".
В течение же всего Великого поста после возгласа: "Боже, ущедри ны..." произносится молитва Св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...".
Вторая часть
Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается "Приидите, поклонимся" (трижды), затем читаются два псалма: "Возведох очи мои в горы..." (120 Пс.), "Се ныне благословите Господа..." (133 Пс.). После этих псалмов чтец продолжает: "Слава, и ныне", "Трисвятое", "Отче наш..." и заупокойные тропари: "Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя...", "Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй...". На "Слава" поется кондак "Со святыми упокой...", на "И ныне" - Богородичен "Блажим Тя вси роди, Богородице Дево..."
После тропарей произносится: "Господи, помилуй" (12 раз), и заупокойная молитва "Помяни, Господи, в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу...".
Заключительную часть полунощницы составляют молитвы: "Преславная Приснодево..." и "Упование мое Отец...". Далее священник произносит: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор или чтец: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды) и далее малый отпуст.
После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совершается обычное прощение. (Смотри выше в конце повечерия). Священник произносит ектению: "Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии...". После ектении говорит: "Молитвами святых отец наших..." и на этом заканчивается последование вседневной полунощницы.
В дни праздничные, например: 8-го сентября, 26 декабря, 7-го января, в понедельник Св. Духа, в субботу Лазаря, в отдание Пасхи, по первом Трисвятом и по "Отче наш..." вместо "Се жених..." поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по "Отче наш...", вместо указанных заупокойных тропарей, поется кондак праздника. Но только тогда молитва "Помяни, Господи в надежди воскресения..." не произносится (Типикон, см. последование этих дней).
Чинопоследование Субботней полунощницы
Субботняя полунощница, как и вседневная, состоит из двух частей. Она отличается от вседневной полунощницы тем, что на субботней полунощнице вместо 17 кафизмы читается 9-я, в которой прославляется Господь Спаситель мира, Своими страданиями и смертью победивший ад (17-я кафизма в этот день читается на утрене, после шестопсалмия в числе рядовых кафизм).
В соответствии с 9-й кафизмой после Символа веры поются или читаются тропари не о втором пришествии и Страшном суде ("Се жених..."), а в прославление Пресвятой Троицы "Несозданное естество, всех Зиждителю...", на "Слава" тропарь "Вышния силы подражающе на земли...", на "И ныне" - "От одра и сна воздвигл мя еси, Господи..." и после молитвы: "Владыко Боже Отче Вседержителю..." читается еще другая молитва: "Величая Величаю Тя, Господи..."
Вам также может быть полезна лекция "20 Лейкоцитозы и лейкопении".
В дни праздничные, например: 26 декабря, 7 января, в субботу Лазаря и других - поется тропарь праздника, как и на вседневной полунощнице.
На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвой: "Господи и Владыко живота моего...".
Чинопоследование Воскресной полунощницы
Воскресная полунощница отличается от вседневной и субботней тем, что она значительно короче и состоит из одной только первой части. Второй части нет, нет и кафизмы, а вместо кафизмы поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троицы, а именно: Троичный канон рядового гласа.
Порядок этой полунощницы следующий: возглас, обычное начало, 50 псалом и поется канон Пресвятой Троице рядового гласа (из Октоиха), "с благоговением и умилением" (Типикон, 7 гл.). После канона поются особые троичные тропари: "Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова..." и друг. (см. Часослов). Затем "Трисвятое", "Отче наш..." и поются ипакои гласа. Чтец: "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне", "Честнейшую...". После возгласа священника: "Боже, ущедри ны..." читается молитва "Всемогущая и животворящая Святая Троица...". Затем произносится отпуст ("чин обычного прощения", см. в конце повечерия) и ектения: "Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии...". Конечный возглас: "Молитвами святых отец наших...". На этом и заканчивается воскресная полунощница.
1 Архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, стр. 123.