Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » История христианской церкви на Западе » Христианская литература на Западе в 4-5 вв

Христианская литература на Западе в 4-5 вв

2021-03-09СтудИзба

Христианская литература на Западе в 4–5 вв.

Амвросий Медиоланский (335/340–397)

335-340 Трир. Образование в Риме: красноречие и право.

370 – наместник в Лигурии (Милан).

374 – миротворец между арианами и православными по смерти епископа.

Возведен в сан. Упражняем сердце чтением: Филон, Ориген, Евсевий, Афанасий, Василий.

Защита Церкви от имперского вмешательства, арианской ереси и нападок язычников. Император внутри Церкви, а не над ней.

Умелый пастырь и влиятельный политик.

382–384. Выступает против лидера языческой партии Симмаха. Вернуть римскому сенату алтарь победы. Опроверг аргументацию римского префекта. Попытка восстановить языческий культ провалилась.

Рекомендуемые материалы

386 –выдержал военную осаду базилики и не передал арианам. Молился и распевал псалмы.

387 – крестил Аврелия Августина.

390 – добился церковного покаяния от Феодосия Великого после расправы в Фессалониках (убийство готского начальника). Умер через два года после смерти Феодосия. 04.04.397.

Произведения экзегетические (толкование Св. Писания), догматические (разъяснение таинств), аскетические (христианская этика). Речи, письма, гимны.

Записи проповедей. Обращаясь к широким массам, вразумляет и наставляет на путь добродетели.

Смысл буквальный, нравственный и духовный (мистический). Аллегорический и назидательный характер объяснений, не претендуют на научность. О рае, О Каине и Авеле, О Ное, О Аврааме, Шестоднев. Экзегетика восходит к Оригену и Василию (330–379). «Он сотворил человека и потом отдохнул, обретя в нем того, кому мог прощать грехи».

Обращается не столько к уму, сколько к чувству верующих.

Катехизические беседы-трактаты. Катехумены и неофиты. О таинствах. Первая «крещальная формула» на латинском языке. Древний Символ веры. О вере (378) в пяти книгах – против ариан для императора Грациана. О Святом Духе. Отстаивает понятие «единосущия». Его книги – скорее популяризация, нежели теологическое исследования. Отвлеченное теоретизирование ему чуждо, но ценил греческую философию.

О девственницах и О вдовах. В городской среде Запада идея добровольной девственности была достаточно новой. Тем не менее, многие девушки оказались захваченными ею. Призывает не к монашескому аскетизму, а к воздержанию в браке. Мистический брак с Христом – высшее призвание женщины. Образцы текста (с.73). Брака и материнства не умаляет, в отличие от Тертуллиана. Вина женщины в грехопадении оправдана (она обманута мудрейшим змеем).

О покаянии – осуждает ригоризм Новатиана.

Об обязанностях священнослужителей. Первое исследование по церковной этике и нормам жизни. Следует плану и риторике трактата Цицерона Об обязанностях. Воспитание достойного гражданина – нравственное формирование духовенства. Разрешение конфликта между нравственно-прекрасным и полезным. Все стоические добродетели переосмысливает в христианском духе. Написанное простым и ясным языком. Это сочинение скоро сделалось настольной книгой латинского духовенства.

О благе смерти. Дидактическое сочинение с платоническими мотивами. Речи на похоронах и поминках (брата и императоров)– ораторское искусство.

Письма – судьбы христианства и Империи неразделимы.

Гимнография и антифонное пение. Привлечь народ к участию в богослужении. Дары Христовы вечные и Господь создатель сущего. Воспоминания Августина (с. 80).

Иероним Стридонский (345–419/420). Стридон – на границе между Далмацией и Паннонией. В 379 г. стерт с лица земли готами. О знаменитых людях. Учился в Милане и Риме, у Доната (самый авторитетный учитель в Риме). Вергилий, Гораций, Теренций, Цицерон. В 370 г. Трир. Гос. Карьера. 373–377 – монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). Знание греческого. Приверженец Оригена и аллегорического толкования. Перевод Хроники Евсевий Кесарийского с дополнениями. Участие во Вселенском соборе в 381 г. Секретарь папы Дамаса с 382 г. Начитанность и компетентность в экзегезе. Новый перевод Библии (390–405. Вульгата). Муж трех языков (vir trilinguis). В 382–384 на вершине славы. Духовный наставник знатных римлянок. Клеветники. Резкий и несдержанный на язык. Критика образа жизни римского духовенства и монашества. После кончины папы Дамаса в 384 г. покидает Рим (385). Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla (шесть стобцов – древнееврейский, греческая транслитерация и четыре греческих перевода. Включая Септуагинту). Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

            В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.

            В 392–393 гг. О знаменитых людях, основа Церковная  история Евсевия. Противопоставил одноименному сочинению Светония. Христиане насчитывают в своих рядах не меньше великих людей, чем язычники. 135 биографий от апостола Петра до Иеронима. Пристрастие. Недоброжелательность к Амвросию.

Перевод О началах Оригена. Слепое следование букве подлинника ведет к насилию над родным языком. Существующие переводы Библии кажутся ему грубыми и тяжелыми для восприятия. Письмо к Паммахию О лучшем способе перевода (395–396). «При переводе с греческого, исключая Священное Писание, где и самый порядок слов есть тайна (et verborum ordo mysterium est), я передаю не слово словом, а мысль мыслью (non verbum e verbo, sed sensum de sensu)» (Письма 57:5). «Трудно, чтобы хорошо выраженное на чужом языке, сохраняло ту же красоту в переводе… Если я перевожу слово в слово, звучит несуразно, если по необходимости меняю что-нибудь в расположении или в словах – оказывается, что я отступаю от обязанностей переводчика» (Предисловие к Хронике Евсевия). Рекомендации Цицерона и Горация, призывавших не к дословному переводу, и к творческой передаче смысла и силы греческих произведений.

Фанатик умерщвления плоти. Ходил нагой и никогда не умывался: художники Возрождения изображали его в пещере в довольно неприглядном, хотя и вдохновенном виде. Против Иовиниана («Христианский Эпикур»). Епифаний Штакулка ядов. Тезис о предсуществовании душ. Против Иоанна Иерусалимского. Апология против Руфина. Диалог против пелагиан. Пелагий: человек не подавлен первородным грехом и способен спастись без вмешательства свыше. Конфликт между литературными пристрастиями и идеалом христианской жизни. Видение 384 г. «Ты цицеронианин, а не христианин». Полный отказ от языческой культуры (Тертуллиан) им воспринят не был. Необработанная речь пророков ужасала.

Аврелий Августин (354–430). Наиболее полный синтез античной культуры и христианства. Тагаста. Риторическое образование в Карфагене. После рождения сына посвящает жизнь поиску истины. Цицерон, Св. Писание. Мани (3 в.). Противоборство света и тьмы, духа и тела. Суровый аскетизм. Разочарование. С 384 г. придворный ритор в Милане и ученик Амвросия. Крещение. После смерти матери отъезд на родину. Монашеское уединение нарушено в 391 г. – священство. Епископ Гиппона с 395 г. Авторитет пастыря и богослова. В 430 г умер в Гиппоне, осажденном вандалами.

Никто из латиноязычных писателей Церкви не написал больше Августина. В совершенстве усвоил языческую философию и литературную технику.

Разговоры с самим собой (Soliloquia – Deum et animam scire cupio).

О Троице – против последователей Ария. Актуально в связи с приходом в Африку варваров. Против последователей Доната (с 313 еп. Карфагена, ум. 355), «церкви чистых». Донатисты считали, что моральный облик священника влияет на совершаемые им таинства и требовали повторного крещения.

О порядке, О свободном решении – источник зла не Бог, который есть любовь, а свободный выбор людей. О Книге Бытия против манихеев. Аллегорическое толкование.

Против Пелагия (ум. 418). Приверженец классической философии, он создал свое нравственное учение: человек не подавлен первородным грехом, в его воле самому избрать путь добродетели или порока. Августин придает решающее значение Божественной Благодати. Учение о предопределении.

Против академиков – познание истины без Бога невозможно. Значение семи свободных искусств, которые в средневековой школе составят два цикла предметов. Тривиум – три науки о слове (грамматика, диалектика, риторика), квадривиум – четыре науки о числах (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). О грамматик. О музыке. Рациональное понимание вещей (scientia) должно подчиняться вере, которая одна ведет к мудрости (sapientia). Религиозное и нравственное воспитание народа через Проповеди:  О лжи. О супружеском благе, О святой девственности. Так в затянувшемся споре о том, может ли проповедник пользоваться риторикой язычников, была, наконец, поставлена точка. Языческие науки должны быть не самоцелью, а лишь средством распространения евангельской истины. С простыми людьми надо говорить на простом языке. Каким должен быть проповедник и его проповеди – О христианском учении. Для преодоления неясностей использовать все возможности, какие есть в распоряжении экзегета. «Темнота Писания предусмотрена Божественной Мудростью, пожелавшей трудом смирить человеческую гордость и спасти человеческий ум от пренебрежения к тому, что он легко постигает».

Борьба против еретиков менее всего отвечала характеру и личным склонностям Августина, расположенного к созерцательности. Исповедь (Confessiones). Форма публичного покаяния. Воскрешая в памяти прошлое, Августин раскаивается в совершенных поступках и благодарит Господа за милосердия к нему: «не знает наше сердце покоя, пока не успокоится в Тебе». Анализ состояния души. Аналогов античной литературе не имеет. Библейская образность и лиричность псалмов сочетается с риторикой римских классиков. Если в Исповеди Августин исповедуется перед Богом, то в проповедях он исповедуется перед людьми. Он не скрывает ни слабостей своих. Ни сомнений и таким образом создает атмосферу доверия, сокращая дистанцию между собой и слушателями.

О Граде Божием (De Civitate Dei). Личную жизнь человека обуславливают Благодать и грех. История человечества – конфликт двух градов, земного и небесного (их символы Вавилон и Иерусалим). Любовь к себе и жажда материальных благ (царство диавола) – любовь к Богу и жажда духовных благ (царство Бога). Шесть веков: Каин и Авель – Ной – Авраам – Давид – Вавилонское пленение – Рима – Пришествие Мессии – Страшный Суд. Цель истории в нравственном прогрессе, смысл – в христианизации человечества. Орозий: 4 державы: Вавилонская, Македонская, Карфгенская, Римская.

            При Константине (306-337) наконец было достигнуто долгожданное примирение государства с Церковью. Апологетика постепенно себя изживает, и писатели начинают обращаться к теологическим изысканиям, чему весьма способствовало установление более тесных контактов между церковными деятелями Запада и Востока. Следствием новой ситуации явилось, с одной стороны, резкое обострение религиозных споров, с другой – большая согласованность действий сторонников ортодоксии. 

После смерти Августина латинская христианская литература развивается в русле традиций «золотого века». Однако на протяжении шести-семи десятилетий значительных трудов на Западе не появляется. Взлет христианской мысли. Рожденный на волне еретических учений, в Западной Империи идет на убыль. А вместе с ним и влияние восточного богословия. Одна из причин – утрата латинскими писателями знания греческого языка. Если Амвросий читал сочинения восточных отцов в подлиннике, Августин слабо, но греческий знал, то Лев Великий не знал его вовсе. Когда в 5 в. в Рим доставили письмо византийского богослова Нестория, то на поиски переводчика ушел целый месяц. Варварские нашествия полностью расстраивают связи с Востоком и ведут к культурному оскудению Запада. Питавшие церковную литературу споры по вопросам вероучения уходят в прошлое. Для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей.

Иларий Пиктавийский (315–367). Языческое образование. В Евангелии нашел ответы о смыслежизни. С 350 епископ Пиктавии. Аллегорическое толкование Евангелия. С 355 наступление на ариан (Арий реабилитирован при поддержке Констанция на соборах в Арле, 353 и Милане 356). С 356 изгнание во Фригию. На Востоке сложился как мыслитель и писатель. О Троице. 12 книг. Столь основательного и исчерпывающего исследования по христологии на Западе еще не было. Возврат в 360. Против императора Констанция. Громит вождей арианства на Парижском (361) и Миланском (364) соборах. Сульпиций Север: «Всему миру известно, что наша Галлия была избавлена от преступной ереси рачением Илария Пиктавийского». Толкования Псалтири и Книга гимнов. Не исключено, что Иларий придал литературную форму каким-то образцам народной литургической поэзии раннехристианских общин.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Папа Дамас (366–384). Испания–Рим. Восстанавливал христианские святыни, катакомбы, могилы мучеников, культовые сооружения. Надгробные эпиграммы на камне. О Ватиканских  источниках. Вдохновил Пруденция.

Пруденций. Испания, 348. Создатель латинской христианской поэзии. Адвокат, служба императору. Остаток дней посвятил воспеванию Бога. Книга стихов (405). Книга ежедневных гимнов. Часы молитвы. Гимн на пение петуха, где свет утренней зари ассоциируется с животворящим светом Христа. В отличие от Амвросия, предназначал гимны не для литургии, а для чтения образованных христиан. Опровержение ересей и язычников (Апофеоз, Происхождение грехов, Против Симмаха). Психомахия (Сражение добродетелей и страстей, вызвала подражания). Книга о мучениках (О венцах). Элементы эпоса, лирики и драмы. Греческая церковная лексика. Органическое усвоение опыта римских классиков: Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Младший современник Пруденция Седулий. Пасхальное стихотворение. Ок. 430. Вычурные стихи. Неумеренные эксперименты. Италия–Греция.

Авсоний (310—394). Грамматик и ритор, формальное мастерство и ученость. С 364 воспитатель Грациана в Трире, с 378 префект Галлии и Италии, консулат. В 383 возврат в Бордо. Обращение под влиянием двора, чисто внешнее. Блестящая и поверхностная эрудиция. Умудрился не заметить ростков новой средневековой культуры.

Павлин Ноланский (353–431).  Столица Аквитании Бордо. Ученик Авсония: 378 консул в Риме, 381 наместник в Кампании. 390 крещение, монашество после смерти брата и сына, раздал имущество бедным. 393 священник в Барселоне (жена испанка), 394 епископ Нолы в Кампании, у гробницы мученика Феликса. Формальное мастерство и ученость. Поиски оптимальной формы для христианских идеалов. Далек от богословских споров, мир повседневных дел и будничных забот. Стихи в честь дня рождения Феликса (Carmina natalicia). В Письмах трактуются вопросы библейской экзегезы, христианской агиографии, гражданского и церковного быта, аскетизма, культового зодчества.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Друг Павлина Ноланского. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Лев Великий (440–461). Основоположник современного папства. Отпор монофизитам. Халкидонское вероопределение. 96 проповедей и 143 письма. Образцовый римлянин и рачительный глава Церкви.

Становление монашества на Западе в 4–6 вв.

К 6 в. для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей. В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.

Василий Великий (329–357–379). Посетил Египет, Палестину, Месопотамию. Изумление перед восточными аскетами и желание им подражать. Уединился на берегу р. Ирис. Поры общества к аскезе. Вокруг возникают монастыри. Не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. Отшельничество и общежитие. Уединение – опасность для слабых и неопытных. Одни впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Собственное спасение без любви к ближнему. В многолюдных общежитиях преобладал ручной труд. Экономические интересы, что отвлекало от молитвы и духовного созерцания. Создал смешанную форму монашеской жизни. Молитва чередовалась с физическим трудом, но для него допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола.

Св. Мартин Турский (316/336?–397). Военная карьера. Явление Христа во сне. Сближается с Иларием Пиктавийским. В 370 основал первый правильно организованный монастырь на Западе неподалеку от Пуатье при содействии Илария Пиктавийского.. Епископ Тура. Еще при жизни сделался легендарной личностью. Один из самых почитаемых святых Франции.

Иероним Стридонский (345–382–419/420).

373–377 – монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389).  В 385 – Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla. Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Иоанн Кассиан (360–415–435).

Добруджа (Румыния). В ранней молодости монах в Вифлееме. Одинаково хорошо владел латинским и греческим. С 385 с другом Германом в Египте. Духовное странничество. В 400 Иоанн Златоуст (Хрисостом) рукополагает в диаконы в Константинополе. В 405 в Риме возведен в священнический сан. Дружба со Львом. В 429–430 по его просьбе пишет трактат против Нестория О воплощении Господа. В 415 в Массилии основывает мужской и женский монастырь.

Основные принципы, достоинства и практику монашеской жизни Кассиан разъясняет в 12-ти книгах «Об установлении киновий и о средствах против восьми главных грехов» (417, 419–426?). За образец он взял организации монашеских общин Египта. Цель – познакомить западное монашество с практическим и духовным опытом и укладом жизни восточных монахов.

Это – своего рода устав, или «правило» монашеской жизни, который имел преимущество перед уставом св. Пахомия (пер. бл. Иеронима) и правилами св. Василия Великого (пер. Руфина), так как был адаптирован к условиям западной жизни и климата. Многие идеи Кассиана использовал в своем Монастырском Уставе Бенедикт Нурсийский, реформатор западноевропейского монашества.

Главное сочинение – Собеседования Отцов (420–429). Кассиан воспроизводит беседы на духовные темы с монахами и отшельниками в Египте. Это не диалоги, а длинные речи в ответ на заданные вопросы. Для монашеского движения Запада значение этого труда неоценимо. В нем определена цель монашества – созерцательная жизнь и указываются средства для ее достижения – посты, бдения, чтение и обдумывание священных текстов, псалмопение и молитва (с. 163). Расширяет жанр Патерика.

Не просто передает сведения и собственные наблюдения, но ищет ответов на проблемы духовного совершенства. Не только «примеры», но поучения.

Предваряя книги «Установлений», предупреждает, что не станет рассказывать о чудесах Святых Отцов, поскольку чудеса, возбуждая удивление, мало способствуют святой жизни, тогда как целью его книги является указание путем к исправлению нравов и духовному совершенству. Эта сдержанность по отношению к чудесам (разумеется, не отменяющая веры в чудеса как таковые) обличает в Кассиане человека, еще не принадлежащего к миру средневековой культуры. В этом легко убедиться. Сравнив атмосферу его книг с той атмосферой ожидания чуда, которая характерна для сочинений Григорий Великого, Беды и особенно Григория Турского.

Сальвиан (400–после 450). Трир, Галлия. Свидетель варварских набегов. С 425 в Леринском монастыре (на острове в Средиземном море). Епископ Лиона Евхерий доверяет ему воспитание своих сыновей. С 439 – священник в Массилии. Дожил до глубокой старости. Проповедник: против алчности. К вселенской церкви. 450 – О мироправлении Божием. С. 164–167.

Бенедикт Нурсийский (480–543) Из знатного рода, риторически-литературное образование. Аскеза и бичевание. Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона церкви Иоанна Крестителя и св. Мартина. Убежище во время войны Византии с готами. Воспитание детей. Устав Бенедикта. Монах трудами послушания стремится вернуться к Тому. Кого покинул из-за непослушания. Отказ от личных желаний. Воинский отряд, подчиненный дисциплине. Идет далее Василия и Кассиана, обособляя монахов от мира и прикрепляя к месту. Полная нищета. Целомудрие, молчание. Лестница из 12 ступеней смирения описана в Уставе. Общаясхема монашеской жизни, систематичность и гибкость. Иероним, Августин, Пахомий, Василий, Кассиан. Культурное значение ученых занятий, параллельно развившихся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. 1-2 часа чтения в день. Связь новой монастырской культуры со школьной культурой Древнего Рима.

Кассиодор (ок. 490–ок. 583). Служба при дворе Теодориха и его преемников. Начальник королевской канцелярии. Политическая гибкость. Ревностно проводил политику Теодориха – попытку слияния готов с римлянами и создания мощного государства на месте рухнувшей Западной Римской империи. С 540 отказывается от политической деятельности, покидает двор и в родовом имении на юге Италии основывает монастырь Вивариум (получивший название от садков с живой рыбой). После удаления от дел с усердием берется за устроение монастыря, работу над уставом монастырской жизни и литературную деятельность. В этой области явился предшественником Бенедикта Нурсийского: первой обязанностью монаха он счет не физический труд, а заботу о своем умственном и духовном развитии. Намеревался создать в Риме академию богословских наук (Об изучении наук божественных и человеческих). Создал большую библиотеку, поощрял работу переписчиков (антиквариев): своим трудом они «борются тростником и чернилами против коварных козней Диавола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают». Не запрещает и изучения светских наук, но советует овладевать только их началами. Одобряет лечебное дело, а для малоспособных – садоводство, земледелие, рыболовство.

Вместе с этой лекцией читают "Феноменология малых групп".

Григорий Великий (Двоеслов) (ок. 540–590–604)

Григорий Турский: «Он принадлежал к одному из первых сенаторских родов, с юности был благочестив, на собственные средства основал в Сицилии шесть монашеских общин, а седьмую в Риме… Остальное же имущество распродал и раздал бедным… Стал носить скромное платье и был посвящен в качестве седьмого диакона для служения престолу Господа» (10-1). Должность претора. С 579 по 585 в Византии в качестве папского нунция, где сдружился с братом Исидора Севильского. С 590 по 604 занимал папский престол. Энергичный и рачительный правитель. Заботился о снабжении Рима хлебом, посещал церковные имения, входил вовсе подробности хозяйства и финансов. Пастырь и проповедник. Ученый человек, хотя отрицал знание греческого. В декларативных высказываниях к занятиям риторикой и к античным авторам относился отрицательно, считая «недостойным поступком подчинять слова небесного пророка грамматике Доната» и порицал вьеннского епископа Дезидерия за то, что тот обучал свою паству грамматике по произведениям язычников. Нравственные поучения, Проповеди.  Патырский устав – руководство и наставления для священников. Диалоги о житии и чудесах италийских Отцов – четыре книги очень просто изложенных легенд о святых, в том числе Бенедикте Нурсийском. Расчет на самых необразованных читателей. Впервые появляются видения, любимый жанр средневековой литературы. Учение об очистительном огне, откуда представление о чистилище. Гимны, антифонарий, григорианское пение.

Григорий Великий – вообще центральная фигура целой эпохи. Но если его энергичная и многосторонняя, руководимая достойными мотивами и в то же время прагматически успешная деятельность обычно импонирует историографии последних двух веков, то его облик как писателя и мыслителя вызывает, как правило, куда менее позитивную оценку. Слишком очевидны такие его черты, как тенденция к опрощению и упрощению, к общепонятному назиданию, к усвоению церковной доктриной народных поверий, как недоверие к языческому культурному наследию, а порой, как кажется, – и к христианскому умствованию.

Когда мы его читаем, мы попадаем в совсем иной мир по сравнению даже с самыми «средневековыми» пассажами позднего Августина. Но это означает лишь, что он был человеком совсем иного времени, чем время Августина; ориентация его мысли и творчества была адекватна запросам современников. Средневековый читатель ценил его очень высоко, не только как святого, но и как автора. Для расхожего типа складывавшейся «клерикальной» культуры Запада, для тех ее проявлений, которые наиболее непосредственно воздействовали на религиозность народа, Григорий не менее, а порой более важен, чем Августин.

Колумбан (?–585–615).  Бангор, Ирландия. Прибыл ко двору бургундского короля в 585 г. Три монастыря со строгим уставом и дисциплиной. Как строгий монах он своей жизнью невольно обличал распущенность галльского клира. Обличал распущенную жизнь Теодориха, поощряемого бабкой Брунгильдой. Бежал в 610 г. в Нейстрию, Австразию, Цюрих (оставил на берегах озера св. Галла). Потом в Ломбардии основал монастырь Боббио. Расходился с римским престолом в дне празднования Пасхи. Почил в 615 г.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее