Спас в силах
Спас в силах
Это образ Христа на престоле на фоне мандорлы с Силами Небесными и четырехконечной звезды с символами Евангелистов. Это модификация образа Пантократора, представляющего образ Второго пришествия Христа во Славе.
Иконография сформировалась на основе ветхозаветных пророческих видений (Иезекииль, Исайя, см. Прил.1) и Откровения Иоанна Богослова (IV, 2 – 9). Древнейшее изображение Спаса в Силах – в миниатюре XI в. Первый пример Спаса в Силах в иконописи – центральный образ Деисиса Благовещенского собора Московского Кремля (Феофан Грек).
В XV в., веке высочайшего расцвета древнерусской иконописи, именно этот извод чаще всего избирали художники Москвы и срединной Руси для центральной иконы Деисиса.
Следуя изводу, все изображение вписано в алый прямоугольник - символ Земли, в углах которого тонкой линией изображены Ангел, лев, телец и орел – символы четырех Евангелистов, несущих во все концы земли Благую весть о Спасителе и Его грядущем суде. Все существа держат Евангелия.
Внутри этого прямоугольника (четырехконечной звезды) голубой прозрачный овал – мандорла – сияние славы Христа. В центре этого овала стоит престол с восседающим на нем Судиёй; престол только намечен прозрачными линиями, что говорит о его нематериальности. Вокруг Христа – служащие ему ангельские чины – Силы Небесные: овал заполнен изображениями крылатых Серафимов и Херувимов, а у подножия престола в виде алых кругов с крыльями и глазами предстают Престолы, или Троны.
Последнее пришествие Христа произойдет в «огне пламенном», которым Он будет облачен как ризою. Поэтому фигуру Христа окружает алый ромб – знак огненной природы Божества («огнь поядающий») и его мощной творящей энергии. Этой энергии исполнен весь облик Вседержителя, одетого в пронизанные золотым свечением одежды. Последний Страшный Суд над миром творит Владыка Вселенной. Всеведущий и Всемогущий, Он принимает молитвы заступников – святых, стоящих слева и справа у его трона, и все молитвы,
14. Иконография Христа. Основные типы. 2. Спас в Силах
Рекомендуемые материалы
когда-либо вознесенные Ему грешными и страждущими. К ним обращена Его поднятая в благословении творящая десница. Окончательно и безповоротно разделив добро и зло, Он вслед за Страшным Судом созидает новый и светлый мир – Новое Небо и Новую Землю.
От Христа к углам четырехугольника исходит по три тройных золотых луча, оканчивающихся у границы овала. Это Божественные истоки, питающие евангельскую проповедь, а также нити Божественной Благодати, которыми творение удерживается около Бога и приводится к Нему.
Фигура Христа как бы накладывается на изображение духовных небес, а вместе они накладываются на символический знак Земли. Тварное бытие – невещественное (духовное небо) и вещественное (Земля) – пронизывает единство Божественной Любви (энергии, благодати), которую символизируют тройные лучи, направленные в четыре стороны.
Сочетание тройных лучей перекликается с древнейшей монограммой Спасителя, повторяющей букву Х, начальную имени Христос.
Икона указывает не только на грядущий Судный день, но и на то, что за ним последует – блаженная жизнь восьмого века (окончательное свершение Божия замысла о Его творении). Не случайно сочетание ромба с четырехугольником образует восьмиконечную звезду – знак будущего века.
Итак, идея Страшного Суда сочетается здесь с образом земли в новом, обоженном состоянии. Это обожение может быть достигнуто только через Христа, Который и изображен в центре и на первом плане.
Мандорла (итал. Mandorla – миндалина) - условное изображение сияния, в котором пишут образ Христа, реже – Богоматери (напр., Всех скорбящих Радосте). Круглая мандорла – круг славы (слава).
Силы Небесные –
частое бытовое название всех чинов небесных. (9 чинов).
Девять чинов небесных – ступени иерархии Сил безплотных. По учению св.Дионисия Ареопагита (IIпол. Iв.) девять чинов небесных образуют три триады:
сверху вниз:
I триада характеризуется непосредственной близостью к Богу. Это Серафимы, Херувимы, Престолы.
II триада отражает принцип Божественного мировладычества. Это Господства, Силы, Власти.
III триада характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку. Это Начала, Архангелы, Ангелы.
Первую триаду Сил Небесных изображают окружающими Христа в композиции Спас в Силах. Они всегда сопутствуют явлению Бога.
В иконописи наиболее разработана и распространена иконография следующих Сил Небесных:
Серафимы и Херувимы – с шестью крыльями, обрамляющими лик; иногда – в виде человека в рост, прикрывающегося шестью крыльями.
Престолы или Троны изображаются в виде многоочитых огненных колес с крыльями. Глаза символизируют их жизнеспособность и разумность; крылья – принадлежность к миру духовных небес.
Их изображения основаны на ветхозаветных текстах явлений
прор. Исайе (Серафимы: Ис. VI, 2-3) и прор.Иезекиилю (Херувимы на колесах: Иез. I, 4-26). Теперь надписи Серафим и Херувим пишутся над одинаковыми по внешнему виду образами.
Архангелы и Ангелы изображаются в виде человекоподобных существ с крыльями в хитонах и др.
(См. также ст. Силы Небесные)
16. Иконография Христа. Основные типы. 4. Спас в Силах Приложение 2
Символы Евангелистов –
условные изображения Евангелистов в образах живых существ.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 6.6 Последствия внутриличностных конфликтов.
Символ Евангелиста Матфея – Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Христа, предреченного пророками.
Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа.
Символ Евангелиста Луки – Телец, чем подчеркивается жертвенное служение Христа.
Символ Евангелиста Иоанна – Орел, означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн («духовное Евангелие» Иоанна).
Традиция изображения символов Евангелистов основана на ветхозаветном тексте видения прор. Иезекииля (Иез., I, 10). Бог явился ему на колеснице, несомой четырьмя Херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов.