История неруктворного образа
История неруктворного образа
Всякая икона оправдана только воплощением Христа и является свидетельством Его воплощения. Первой из них является Нерукотворный Образ Иисуса Христа. С него и начинается вся многовековая история иконописания, поскольку, согласно церковному преданию, первая икона была чудесным образом создана самим Христом.
В Четьи Минее так рассказывается о происхождении Нерукотворного Образа.
Царь Авгарь V Ухама (Черный) – правитель небольшой страны Осроэны, находящейся между Тигром и Евфратом со столицей в Эдессе (ныне – г.Урфа на юго-востоке Турции), был болен проказой. Прослышав о Христе, он послал к Нему своего придворного и художника Ананию (Ханнана) с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Он также поручил Анании, если Христос не сможет прийти, написать Его портрет (образ) и принести ему. Ханнан нашел Христа окруженного густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя, но не мог, как ни старался. Ведь он пытался изобразить Христа как человека, а он был Богочеловек. Увидев, что Ханнан хочет сделать Его портрет, и узнав, зачем ему это нужно, Христос не оставил несчастного больного без помощи; Он попросил воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате (убрусе) отпечатался Его образ.
Спаситель передал этот плат Авгарю вместе с ответным письмом (написанным Апостолом Фомой), в котором обещал, что по исполнении Своего дела пошлет к Авгарю одного из Своих учеников.
Переписка между Авгарем и Христом сохранялась в царских архивах Эдессы, написанных в I в. историком Лебубной. В IV в. эта переписка была прислана первому историку Христианской Церкви Евсевию, о чем он упоминает в своей Церковной Истории (Евсевий, Церковная История, 1, 13).
Получив портрет, Авгарь исцелился от проказы, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Эдессу пошел Апостол Фаддей (один из семидесяти), закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство.
Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. (Отсюда – традиция помещения Нерукотворного Образа на городских воротах). Авгарь сильно содействовал распространению христианства среди своего народа.
2. Иконография Христа. Основные типы. 2. История Нерукотворного Образа
Рекомендуемые материалы
Летопись Эдессы упоминает о христианском храме, который был разрушен наводнением в 201г., при этом летопись называет его «древним». Возможно, это был первый христианский храм в мире. При царе Авгаре IX (170-214г.г.) государство Осроэна стало первым христианским государством в мире. Но это было немного позже, во IIв. А пока что правнук Авгаря V вернулся к язычеству и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. По другой версии, Образ был спрятан от орд язычников, подступивших к городу. Со временем это место было забыто.
Образ был вновь обретен, когда Эдесса была осаждена персидским царем Хосроем в 544г. Во сне священнику Евлалию явилась Богородица, повелевшая раскрыть Образ. Он был найден епископом в целости с горящей перед ним лампадой. Нерукотворный Образ не только сохранился, но и отпечатался на внутренней стороне закрывавшей его черепицы. Раскрытый Образ устрашил врагов, которые отступили от города.
Древнейшее известное нам письменное упоминание об этом образе относится к тому же VI веку: Евагрий в своей «Церковной истории» называет его «богозданной иконой».
В VIII веке Иоанн Дамаскин изложил историю его происхождения. Это сказание на протяжении веков обрастало новыми подробностями и существует в нескольких вариантах, которые схожи в главном.
Что же касается самого плата с Нерукотворным Образом, то он долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище. Он почитался на всем православном Востоке, и уже в VIII веке христиане во многих местах по примеру Эдессы праздновали Нерукотворный Образ.
В 787г. Отцы Седьмого Вселенского собора упоминают его несколько раз. Чтец Лев, присутствовавший на соборе, рассказывал, что он поклонялся ему в Эдессе.
В 944г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Эдессы (в это время там правили мусульмане). Он был торжественно перенесен в Константинополь, помещен в храме Богоматери (Фарос). Сам император Константин составил проповедь в честь Образа, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Этот день и поныне празднует Православная Церковь – 29 августа (16 августа по ст.ст., третий Спас).
Сюда же в 968г был перенесен императором Никифором Фокой и Лик на Чрепии - Керамион, который до этого находился в Сирии в Иераполисе.
3. Иконография Христа. Основные типы. 3. История Нерукотворного Образа
Это дало импульс широкому распространению иконографии как Спаса на Убрусе, так и Спаса на керамиде (Чрепие) – лик на фрагменте кирпичной стены или просто на более темном фоне. Нерукотворный Образ на Руси чаще изображался на иконах, а в Византии на фресках, фасадах зданий, на священных сосудах и знаменах.
Ранние русские изображения этого образа созданы еще в домонгольскую эпоху:
новгородская двусторонняя икона XII века (древнейший на Руси, дошедший до нашего времени образ Спаса Нерукотворного);
в Грузии – древнейшая энкаустическая икона VII века);
росписи храма Спаса Нередицы в Новгороде.
Их отличает характерная особенность: плат, на котором отразился Божественный лик, не спадает складками, а изображен плоскостно, как бы натянут. Эта деталь отражает предание о том, что Авгарь наклеил плат на негниющую доску.
Уже в XIV веке стало обычным изображать плат со складками, а иногда поддерживаемым за верхние углы Ангелами.
На иконах может быть надпись Нерукотворный Образ на греческом языке –Мандилион (напр., в иконах Симона Ушакова).
Иногда в декоративных рамках образа писали тексты писем Авгаря и Христа. К концу XVII века были популярны иконы с клеймами (часто – на рамах), иллюстрирующими сказание о Нерукотворном Образе. Мы знаем о них из письменных источников. Сохранились иконы на сюжет отдельных сцен сказания, которые создавались иконописцами Строгановской школы в начале XVII века.
Существует извод Мокрая брада, где лик изображается с влажными волосами.
4. Иконография Христа. Основные типы. 4. История Нерукотворного Образа
В стенописи наряду со Спасом на Убрусе изображался Спас на Чрепии, и оба изображения помещались в основании подкупольного барабана напротив друг друга.
Как и в Византии, на Руси образу Спаса Нерукотворного придавали охранительный смысл. Его помещали на городских воротах (напр., на Спасской башне над входом в Московский Кремль), на воинских знаменах. Нерукотворный Спас был на боевом стяге Димитрия Донского; с ним же ходил в поход на Казань Иоанн Грозный. Во всех городах Древней Руси писали иконы Спаса Нерукотворного, освящали храмы во имя его.
Существует версия, согласно которой византийский император в благодарность за помощь в борьбе с турками преподнес Нерукотворный Образ генуэзскому капитану Мольтальдо, который увез его в Геную, а перед смертью передал Нерукотворный Образ в соседний монастырь, где он находится поныне.
После разгрома Константинополя в 1204 году следы икон Нерукотворного Образа теряются. Возможно, они были похищены крестоносцами. По одной версии, они утонули в Адриатическом море вместе с кораблем, на котором их вывозили. По другим – Спас на Убрусе находился где-то в Европе в средние века.
1. Чтение книги Л.Успенского «Богословие иконы» (гл.2, стр.22).
2. Чтение статьи Б.Романова «Как выглядел Иисус Христос» (ж-л «Наука и религия» ).
3. Рассказ о трудах д-ра ист. наук Б.Сапунова о внешности Христа.
4. Чтение статьи П. Нуйкина «Портрет Христа, написанный с натуры?» (ж-л «Наука и религия»).
Нерукотворный Образ – важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. История Нерукотворного Образа подтверждает также источение иконой Божественных энергий, проявляющих свое действие, в частности, и в том, что образ может давать отпечатки.
5. Иконография Христа. Основные типы. 5. История Нерукотворного Образа
Рекомендуем посмотреть лекцию "Патфизиология как наука".
Нерукотворный Образ представляет исторический образ Христа периода проповедничества – без тернового венца.
В западно-христианских странах плат Авгаря также издавна известен и почитаем, но значительно более популярен там всегда был другой Нерукотворный Образ – Плат Вероники. Согласно преданию, Христос, нёсший на Голгофу Свой крест, отёр лицо платом, данным ему благочестивой женщиной по имени Вероника, и на этом плате проявился Его образ со страдающим ликом и с терновым венцом на голове.
(Крестный путь изобретен францисканскими монахами. Вероника отерла пот с лица Христа на четвертой остановке. По одной из версий имя Вероники возникло благодаря ошибке: лат. vera icon – истинный образ.)
Это сказание появилось не ранее VIII века (Л.Успенский считает, что не ранее XV века.)
В иконе Плат Вероники изображается Вероника, держащая плат с отпечатанным на нем ликом Спасителя в терновом венце или просто лик Спасителя на плате.
На Западе эта иконография чрезвычайно широко распространилась. В России такие иконы стали появляться с конца XVII в., когда западная иконография уже оказывала активное воздействие на традиционную православную. Например, одной из святынь Петербурга была икона Плат Вероники, привезенная Петром I и признанная Русской Православной Церковью.