Природа Ангелов
Природа Ангелов
По природе ангелы суть сотворенные чистые духи ограниченные. Указание на творение древняя Церковь находила в первых словах Бытописателя: "В начале сотвори Бог небо". Яснее высказана мысль о творении ангелов в Ветхом Завете в словах Ездры: «Ты сотворил еси небо и небо небесе и вся вои их» (Неем.9,6), . и, наконец, со всею решительность в Новом Завете у апостола Павла (Кол. 1,16) .
Вопрос о духовности ангелов представляет труднейшую проблему ангелологии. Как бестелесные, ангелы не могут занимать определенного места в пространстве, но по учению Откровения они не обладают в то же время и вездесущием, а могут пребывать в данный момент времени в одном лишь определенном месте, переноситься с одного места на другое, и, действуя в одном пункте, не могут действовать одновременно и в другом.
Из свидетельств святоотеческих ,особенно важными представляются слова св.Иоаина Дамаскина. «Ангел, - говорит он, - есть естество мысленное, бестелесное, по благодати в природе своей бессмертие приявшее, какового естества вид и предел ведает один Творец. Бестелесным же и невещественным называется оно, поелику поставляется в сравнение с нами; ибо все, будучи поставляемо в сравнение с Богом единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно Божество есть собственно невещественно и бестелесно». Такова мысль св. Дамаскина. Он не отрицает духовности ангелов и душ, а утверждает только, что их духовность такова, что если сравнить ее с Божескою, то она покажется грубою.
В отношении к созданному пространственному миру Бог везде присущ, то есть присутствует и действует во всех пунктах пространства, тогда как ангелы могут быть присущи и действовать в каждый данный момент только в одном определенном пункте.
Как сотворенные во времени, ангелы подлежат и всем условиям временного существования. Если они обладают бессмертием, то не по природе, а по благодати, как и душа человеческая. Жизнь их, как и всякого временного бытия, чужда косности: ум их с течением времени обогащается познанием новых тайн Божиих; воля постоянно совершенствуется в свободно избранном добром направлении. Многоразличная Премудрость Божия, или тайна домостроительства спасения человечества во Христе, сокровенная от веков в Боге, говорит Апостол, стала ведома "началом и властем на небесных" только ныне, с пришествием Христа и основанием Церкви (Еф.3,10) . В другом месте Апостол, говоря о "велией благочестия тайне", что Бог явился во плоти, между чертами ее величия ставит и то,что Он показался ангелам, и это, - как толкует данное место преосв. Феофан, - по проповедании во языцех и вознесении во славе (1 Тим.3,16) . Подобным же образом апостол Петр свидетельствует, что тайну спасения человечества во Христе не только "взыскаша и, испыташа пророцы", но что в нее желают и «ангелы проникнути» ( Петр. 1,10,12) . "Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущий, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а какие им бывают открываемы. Многие из планов Божественной премудрости, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают это они уже из самых событии. События открывают им и тайны, лежащие в основе их". Подобно тому, как возрастает с течением веков ведение ангелов, так точно с веками постепенно преуспевает и воля их. Если теперь ангелы непреклонны ко злу, то не по природе своей, - и не были таковыми от начала. Откровение знает великое, по гибельным своим последствиям, событие падения денницы и с ним множества других светлых духов. Как эти последние, добровольно предавшись на сторону зла, постепенно ожесточаются во вражде своей на Бога, так и оставшиеся на стороне добра все более - возрастают крепнут в свободной любви к своему Творцу, будучи вспомоществуемы Его всесильной благодатью.
Как чистые духи, обладающие ограниченными силами разума и свободы, ангелы представляют близкое подобие душ человеческих. Что уму их открыты высшие тайны Божественных планов, ясно можно заключить из слов Спасителя, с которыми Он отвечает ученикам на вопрос о времени кончины мира:"О дне же том или о часе никтоже весть, ни (даже) ангелы иже суть на небесах" (Мк. 13,32) . Высшую степень совершенства ангельского ведения дает разуметь и апостол Павел, когда, предостерегая Галатов от ложных проповедников, говорит: «Аще мы, или ангелы с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал.1,8) .
И ангелы, и души одинаково созданы по образу Божию. И человек, как он вышел из рук Создателя, по выражению Псалмопевца: "Умалил еси его малым от ангел" (Пс.8,б). Но и это немногое, чем уступает человек ангелу - в значительной степени зависит от того, что душа связана условиями земного телесного существования. Когда мы освободимся от этого тела душевного и воспримем тело духовное, когда совлечемся образа перстного и облечемся в образ небесного (1 Кор.15,44,49), когда будем взирать на славу Божию непокровенным лицом, "якоже есть" (1 Ин.3, 2) , и услышим "неизреченны глаголы, ихже - теперь - не леть есть человеку глаголати" (2 Кор.12,4) , тогда и это малое отличие в большой мере исчезнет, и мы более подобны будем ангелам.
Рекомендуемые материалы
Ангелы существуют в великом множестве, о чем свидетельствует неоднократно Св.Писание. Об этом говорит пророк Даниил (7,10), ` апостол Иоанн (Апок. 5,11), Сам Христос (Мф.26,53), евангелист Лука (2,13), Иуда (1,14), Павел (Евр.12,22). Некоторые толкователи Евангелия под 99 овцами из 100 в притче Спасителя о заблудшей овце (Лк.15,4; Мф.18,12) разумели мир ангельский, во столько раз превосходящий мир человеческий.
Мир ангельский не является однородным по достоинству и степени приближения к Богу. И здесь сказывается Божественное определение, наблюдавшееся в мире и сводящееся к тому, что в совершенстве творения наблюдается постепенность. В Св.Писании указаны девять степеней или чинов небесной иерархии или священноначалия: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Церковь в лице отцов и учителей Церкви всегда признавала различие степеней в ангельском мире. С особенной раздельностью выражено древнецерковное учение о чинах ангельских в книге "О небесной иерархии", известной под именем сочинения св. Дионисия Ареопагита.
Ещё посмотрите лекцию "6.1. Понятие основные этапы организационного проектирования" по этой теме.
В этой книге девять чинов ангельских разделяются на три иерархии по три лика в каждой. Высшую иерархию составляют серафимы, херувимы, престолы; среднюю – господства, силы, власти; низшую - начала, архангелы и ангелы. Такое разделение чинов ангельских писатель книги «О небесной иерархии» производит от апостола Павла. Такое же разделение чинов ангельских указывается в учении св.Иоанна Дамаскина, Григория Двоеслова и символических книг православной Церкви.
Большая или меньшая степень духовных сил ангелами получена ими при творении. Указание на это может находить в словах Апостола: "Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и не видимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти всяческая тем и о Нем создашася (Кол.1,16) .
По учению "Правосл. Испов.", "ангелы поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших". Так и учат и святые отцы, например, Григорий Великий, Афанасий и Иоанн Дамаскин.
Из Св.Писания и Предания нам известны семь ангел (5, и 2) поименно. Эти семь высших ангелов следующие: Михаил (=кто яко Бог = кто равен Богу) - упоминается в книге пр.Даниила, в послании Иуды в Апокалипсисе. Гавриил (=муж Божий---сила Божия) упоминается в книге пр.Даниила и у ев.Луки. Три имени ангельских встречаются в неканоническик книгах: в книге Товит - Рафаил (=помощь—исцеление Божие) , в 3 книге Ездры - Уриил (=огнь=свет Божий) Салафиил (=молитва к Богу). Преданием указывается Иегудиил (= хвала Божия) и Варахиил (=благословение Божие).
В церковно-богословских книгах эти ангелы. называются архистратигами небесных воинств.
В Откровении св. Иоанна Богослова упоминается о семи ангелах, предстоящих пред Богом (Апок.8,2). По и верованию Церкви эти семь ангелов управляют всеми чинами ангельскими.