Возможность и характер нашего познания о боге
Возможность и характер нашего познания о боге
Откровение Ветхого и Нового Задета ясно учит нас о непостижимости Бога. «Бога никтоже виде нигдеже» (никогда) (Ин. 1, 18); «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2, 11). Бог «во свете живым (живет) неприступием, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1 Тим. 6, 16).
Указав на невозможность видеть Лице Божие, т. е. всю полноту величия и славы Его, Господь говорит Моисею: «Егда же прейдет слава Моя, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду: и отъиму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя» (Исх. 33, 22-23), т. е. Моисею дано было увидеть как бы след, отблеск, отражение славы Божией, тень Существа Божия.
Будучи невидимым и недоступным в Существе Своем, Бог являет Себя людям, по мере их способности к восприятию, в разного рода видимых откровениях естественного и сверхъестественного характера. Таким образом, в Боге, по отношению к познаваемости Его сотворенным духом, по учению Церкви, нужно различать как бы две стороны: сторону непостижимую или непознаваемую и сторону познаваемую. Непостижимым является самое внутреннее Существо Божие или то, что есть Бог Сам в Себе, в отрешении от Его проявлении в мире: «что есть Бог в Существе Своем, — учит Православное Исповедание, — того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т. е. ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварию. Но Бог не оставил нас и в совершенном неведении о Себе. Он не постижим в Существе, но открывается в некоторых проявлениях Своих свойств. Все, что необходимо нам знать о Боге, и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения промышления, через закон и пророков и через Единородного Своего Сына. Непостижимый Сам в Себе, в Его внутренней природе и Существе, Он познаваем для нас тою стороною Своего Существа, которую открывает в Своих действиях и обнаружениях в мире. Поэтому человек может приобретать такое познание о Боге, которое соответствует его слабым силам в условиях земной жизни. О возможности относительного богопознания ясно говорит нам само Откровение: Разумное Божие (— то, что можно знать о Боге) яве есть в них (- язычниках), — говорит апостол Павел, — Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 19 - 20).
Раскрывая возможность для нас относительного богопознания, Откровение указывает нам и границы этого богопознания. По учению ап. Павла, Бога мы ныне познаем только «отчасти, а не всецело, видим Его не лицем к лицу, а «якоже зерцалом в гадании» (1 Кор. 13, 12). Другими словами, мы видим Бога ныне не непосредственно, как видим предметы мира физического, а только как в зеркале, т.е видим лишь отражение образа Божия в делах мира Откравеии. Мало этого: Апостол добавляет, что образ Божий представляется нам в зеркале мира в Откровении «в гадании», неясно, так что наше понятие о Боге может быть составлено лишь неточпым представлениям. Всецелое познание, когда «еже от части, упразднится» (1 Кор. 13, 10) и мы «узрим Его, якоже есть» (1 Ин. З, 2), есть дело будущего. Поэтому наше настоящее познание есть собственно не познание, не видение, а вера в том, что открывает нам о Себе Сам Бог. Мы ныне «верою бо ходим, а не видением» (2 Кор.5, 7). «Верою разумеваем», — говорит Апостол (Евр. 11. 3).
Утверждая невозможность для человека видеть, т. е. совершенно познать Бога, Откровение в то же время повествует, что многие из избранников Божиих удостаивались видений Бога. Патриарх Иаков, по собственному его выражению «видех бо Бога лицем к лицу» (Быт. 32, 30). О Моисее Сам Бог сказал: «Устами к уста говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12, 8). Из Откровения мы знаем о видениях пророков Исаии, Даниила, Иезекииля; кроме того, Св. Писание передает о многих явлениях Бога людям в виде и образе человека, ангела.
Бог, благоволил открыть Себя в творении мира, в богоподобной душе человека- в его разуме, особенно в сверхъестественном откровении — чрез закон и пророков и наконец — чрез воплотившегося Сына Божия. Поэтому человек, как одаренный вообще способностью познания, может и должен познавать Бога в меру свои сил. Это стремление к познанию и возможное познание Бога - естественное проявление жизни нашего духа, когда он сознает что Богом он живет, движется и существует. Более того, в это познании -- и высшее благо для человека: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17. 3), говорит Спаситель. Словом «живот» означается здесь всецелое удовлетворение всех высших потребностей и стремлений человеческого духа.
В Лице Господа Иисуса Христа Само Слово Божие «плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1. 14).