Способы богопознания
Способы богопознания
Способов богопознания — два: естественный и сверхъестественный.
1. Естественный способ богопознанип состоит в познании Бога из естества, т. е. природы видимой, неразумной н разумной (человека), и из истории человечества. По словам св. Григория Богослова «небо, земля, море, — словом весь мир есть великая и прекрасная книга Божия», читая которую, человек имеет возможност составить понятие о всемогуществе, премудрости и благости Творца. А св. Василий Великий как бы добавляя говорит: «К познанию Бога не столько ведет небо и земля, сколько собственно наше устройство, если кто благоразумно испытает сам себя, как говорит пророк: «Удивися разум Твой от мене» (Пс. 138, 6), т. е, рассмотрев самого себя, познал я превосходство Твоей мудрости».
Св. Писание свидетельствует, что видимая природа возвещает человеку о славе и величии Творца. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвешает твердь» (Пс. 18, 2). «Испольн вся земля славы Господа Саваофа» (Ис. 6, 3). Душа человеческая с ее стремлением к истине, добру, красоте еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах Творца. Слышится голос Божий и в истории народов: история человечества не есть сцепление простых случайностей, а управляется Помыслом Божиим и ведется к определенной цели. Псалмопевец, имея в виду это водительство Божие в жизни народов, восклицает: «Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши» (ГIс. 66, 5).
Пользуясь всеми этими данными, человек может приходить к познанию Бога, о чем свидетельствует ап. Павел так: «Разумное Божие (то, что можно знать о Боге) яве есть в них. (язычннках) Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 19-20) . Руководителем человека в таком познании служит присущее внутреннему существу человека, в силу его богоподобия, рожденное стремление к Божеству и способность чувствовать Его, когда Он благоволит коснуться души его Своим благодатным воздействием. Так человек может приходить к признанию в Боге свойств всеведения, всемогущества, премудрости и т. п. Некоторые из язычников естественным способом, действительно, приобрели некоторые познания о Боге, согласные с истиного, так что пренебрежение этим способом, по слову апостола. — «Быти им безответственным».(Рим. 1, 20).
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 4.3. Основные соотношения для несинусоидальных величин.
Но одного естественного способа для надлежащего понятия о Боге недостаточно. История показывает, что даже философские понятия о Божестве были далеко несовершенны и содержали ряд заблуждений. Одни из философов впадали в пантеизм, признававший все за Бога, другие -- в дуализм, допускавший существование двух начал --- доброго и злого, третьи приходили к скептицизму и безбожию, сомневаясь в самом существовавании истины. Эти же заблуждения повторялись и в позднейшее время.
Главная причина недостаточности одного естественного Откровения для богопознания заключается в глубоком повреждении человека (а вместе и природы) вследствии грехопадения. Вместе с помрачением образа Божия помрачилась в человеке и способность разумения Бога. Развращенное сердце не может содействовать разуму в познании дел Божиих в мире, а омраченный страстями ум — делать согласные с истиною умозаключения. С развитием зла в человечестве и голос Божий в истории народов был нередко заглушаем и заглушается голосом человеческих страстей.
Недостаточность естественного Откровения, при врожденном стремлении человека к познанию Бога и бессилии достигнуть этого собственными силами указывает на необходимость для человечества особого Откровения Божия. Поэтому, как говорит Апостол, «понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти веруюших» (l Кор.1, 21)
Эта, проповедь - Откровение сверхъестественное. Только в сверхъестественном Откровении, данном Богом сперва через закон и пророков, а потом через воплотившегося Сына Божия, осуществляется возможность несомненно истинного познания о Боге. Сверхъестественное Откровение Божие предотвращает разум человека от уклонений по пути к истине в деле естественного богопознания и в то же время дает человеку познание о таких предметах, до которых собственными силами человек никогда бы немог возвыситься (тайны о Св. Троице, Миротворении, Искуплении, Освящении, судьбах мира и человека и пр.). Как дающее ответ на все высшие вопросы бытия и жизни; это Откровение способно удовлетворить всем высшим потребностям нашего духа: разуму доставить свет истины, воле -- силу к добру, сердцу — блаженство покоя. Как исходящее от Самого Источника истины — Сына Божия и Духа Истины, глаголавшего через пророков н апостолов, оно представляет собою такую истину, относительно которой не должи быть места никаким Сомнениям, неуверенности, колебаниям, которые возникают в отношении к учениям человеческим.
Дарование людям сверхьестественггого Откровения не устраняет значения и надобности богопознания естественного.
Естественное богоискание и богопознание содействуют тому, что истины откровенного Слова Божня принимаются не путем только одного подчинения разума Откровению, не одного только внешне верою, но и всем существом человека: они воспринимаются уже как истины, отвечающие самым коренным и глубоким вопроса его духа. В видимой природе много такого, что может служить подтверждением и пояснением истин Откровения. Спаситель, говоря, например, о Промысле Божием, указывает па птиц и полевые лилии и таким образом учение сверхъестественного Откровения объясняет примерами нз области откровения естественного.