Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Методология и методы научного исследования » Итроспекция - специфический метод психологии

Итроспекция - специфический метод психологии

2021-03-09СтудИзба

Вопрос 3.

Итроспекция – специфический метод психологии

Интроспекция (от лат. intro — внутрь, spectare — смотреть) как метод самонаблюдения имеет богатую историю. И, пожалуй, до сих пор в научном мире к интроспекции нет однозначного отношения. И если в прошлом такое положение определялось преимущественно борьбой мировоззрений, то в настоящее время, по-видимому, главной причиной выступает совмещение в термине «наблюдение» (а, соответственно, и «самонаблюдение») двух понятий.

Первое — это понимание наблюде­ния как психического явления: высшей формы восприятия. Второе — это понимание наблюдения как исследовательского метода.

Разногласия мировоззренческого порядка были по сути отзвуком того или иного подхода к решению психофизической проблемы. Так, дуалис­тическое решение, противопоставляющее дух материи, душу телу, субъективное объективному, сознание поведению, ведет к разделению двух ли­ний в познании психического с последующим их совмещением. Первая линия связывается с самонаблюдением как способом прямого усмотре­ния внутреннего субъективного мира. Вторая линия — это объективное наблюдение, дающее опосредованное знание о внутреннем мире челове­ка. При этом признается, что самонаблюдение страдает субъективизмом и не может само по себе дать объективное знание. С целью «объективи­зации» этого знания к интроспекции «добавляется» объективное наблю­дение, оформленное как строгие экспериментальные условия и предпи­сания наблюдателю. Ярким примером такого подхода является методо­логия «структурной психологии» В. Вундта.

Другой путь решения психофизической проблемы, представлен­ный теориями тождества, состоит в признании как реальности, требу­ющей своего познания, только одной субстанции: либо материальной, объективной, либо духовной, субъективной. Первая точка зрения реа­лизована поведенческими теориями, в частности, бихевиоризмом. Пред­ставители этого направления признают в качестве научного метода толь­ко объективное наблюдение за внешним поведением человека и живот­ных, игнорируя и сознание как активно влияющий на поведение фактор, и самонаблюдение как метод изучения сознания. Апологеты духовной субстанции, естественно, пренебрегают объективным наблюдением, которое, по их мнению, не может проникнуть в ее сущность. Большими познавательными возможностями они наделяют интроспекцию. Но, в отличие от В. Вундта и его последователей, стремились не столько по­лучить рациональное знание о психике и сознании, сколько через само­созерцание приобщиться к высшей духовной субстанции. На таких по­зициях стоит спиритуализм. Пожалуй, к этой же группе можно отнести и многие направления феноменалистической, или «глубинной», психо­логии, несмотря на их критику классического интроспекционизма. Суть глубинной психологии — в признании в качестве силы, определяющей поведение человека, некие внутренние образования, скрытые за «по­верхностью» сознания. В психоанализе 3. Фрейда — это бессознатель­ное, в гормической концепции В. Макдугалла— инстинктивная энер­гия «горме», во многих гуманистических направлениях — независимая от социально-исторических факторов мотивационная сфера личности и т. д. Обращаясь к анализу этих внутренних образований, указанные психологические течения фактически вынуждены были использовать самонаблюдение. Так, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера прямо указывает, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внеш­него «жизненный план». Присущая гуманистической психологии идея самодетерминации личности в области методической по сути приводит к признанию интроспекции как ведущего психологического метода.

Рассмотрение психического и физического в их неразрывном един­стве — позиция материалистического монизма. В соответствии с этой позицией само- и объективное наблюдение есть две стороны одного ме­тода. Наиболее четко эта мысль высказана С. Л. Рубинштейном: «Речь для нас идет не о совместном применении наблюдения и самонаблюде­ния как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга... Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятель­ности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в самодов­леющий, в единственный или основной метод психологического позна­ния. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действи­тельности всегда является лишь одной стороной наблюдения также и внеш­него, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, отпадают и все основания. Для того чтобы пытаться, как хотела поведен­ческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение. В ряде случаев, на­пример, при изучении ощущения, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (по­средством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающихся) представляют собственно два различных направле­ния в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В од­ном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, кото­рые привели к такому, а не иному ее отражению; в другом — от этих пока­заний сознания, отражающих объективную действительность, мы перехо­дим к раскрытию свойств этой действительности».

Однако в марксистской науке, реализующей принцип материалис­тического монизма, излишний акцент на первичность объективного и вторичность субъективного при решении так называемого «основного вопроса философии» привел и к искусственному дисбалансу во взгля­дах на соотношение внешнего и внутреннего наблюдения в психоло­гии. И вновь наиболее ясно это выразил С. Л. Рубинштейн: «В един­стве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из на­шего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными метода­ми психологического изучения являются методы объективного иссле­дования». В конечном счете такая тенденция привела к обви­нению интроспекции в тяжком грехе «абсолютного отрыва сознания от реальной деятельности человека». Но подобный порок свой­ственен многим эмпирическим методам психологии. В частности, про­блематична адекватность любого психологического моделирования. Напомним хотя бы многочисленные упреки лабораторному эксперимен­ту в «нежизненности» экспериментальной ситуации, в его отрыве от той самой «реальной деятельности человека». Правда, справедливости ради надо заметить, что указание на «методологические извращения» относились преимущественно к интроспекционизму как научному прин­ципу, а не к свойственному ему исследовательскому методу самонаб­людения. И это напоминает ситуацию с критикой тестирования, кото­рое объявлялось «порочной практикой» и «научно ошибочным и отвер­гнутым советскими психологами применением тестов», в то время как сами тесты рассматривались весьма полезными способами получения психологической информации. Представляется, что при­знание объективной обусловленности сознания совсем не обязательно должно вести к принижению самонаблюдения как исследовательского метода, данные которого имеют научную ценность якобы только при ус­ловии их проверки объективными методами или соотнесения самим субъектом этих данных с «их реализацией в объективном акте».

Рекомендуемые материалы

Думается, что данные интроспекции имеют не меньшее значение для познания внутреннего мира человека, чем данные «объективных» методов, которые сами неизбежно несут печать субъективизма, исходя­щего от исследователя (экспериментатора, интервьюера, диагноста).  Ценность показаний самонаблюдения не столько в относительной не­посредственности связи между субъектом и объектом наблюдения, сколько в возможностях преодоления пространственно-временных ог­раничений чувственного познания, в возможностях отлета от конкре­тики объективизированных проявлений психики, в возможности вклю­чения в самонаблюдение элементов высшей абстракции. Это раскры­вает перспективы к переходу от познания внутреннего мира человека на макроскопическом уровне его организации (что олицетворяется тер­мином «психика») к его познанию на космическом уровне его органи­зации (что олицетворяется понятием «душа» и непривычным пока для нашего научного слуха понятием «универсум»). Блестящие приме­ры использования самонаблюдения как метода не только познаватель­ного, но и метода регуляции, дает многовековая традиция многих вос­точных учений, ориентированных на самосовершенствование челове­ка. В современной науке впечатляют данные трансперсональной психологии, получаемые с помощью самонаблюдения.

Классик гуманистической психологии, автор всемирно известных «Я-концепции» и «клиенто-центрированной психотерапии » К. Роджерс считал, что интроспекция как обращение к внутреннему опыту есть «основной путь познания, это глубокое организменное чувствова­ние, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные пред­ставления и концепции». На эвристический характер данных самонаб­людения указывал крупный отечественный ученый С. В. Кравков, счи­тая и сам метод источником постановки неизвестных проблем.

Таким образом, следует признать, что «интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас во вне­шний — природный и социальный — мир».

Относительно советской психологии следует указать на излишне жёсткое противопоставление материализма и идеализма, что в современ­ных условиях представляется некоторым анахронизмом времен идеоло­гического противостояния. Именно таким бескомпромиссным отверже­нием идеализма, видимо, продиктовано и отношение советской психо­логии к интроспекции: поскольку этим методом широко пользовались ученые-идеалисты, постольку он неприемлем для марксистско-ориенти-рованной психологии. Отсюда и соответствующие определения интрос­пекции: «Ошибочный метод психологии, уточненный понятием самонаблюдения»; «Основной метод идеалистической психологии. В научной материалистической психологии метод интроспекции служит подсобным методом, требующим объективного контроля»; «Нужно различать самонаблюдение как наблюдение, направленное на самого себя, на самопознание, и собственно интроспекцию, т. е. опреде­ленную порочную трактовку самонаблюдения»; «Конечно, ин­троспекция не может претендовать на роль единственного метода позна­ния психики, как это пыталась утверждать идеалистическая психология. Она вообще вряд ли является научным методом».

Из-за указанной «запятнанности» интроспекции идеализмом в оте­чественной психологии советского периода предпочитался термин «са­монаблюдение». Эта традиция жива и по сей день. Нов силу двой­ственности понятия «самонаблюдение» размывается его значение как исследовательского метода. Так, в одном из лучших наших психологи­ческих словарей самонаблюдение трактуется как психическое явление, а не как научный метод. Там прямо указывается, что «самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом». Хотя такой взгляд редок, но он оттеняет двусмысленность кате­гории самонаблюдение.

Искусственное дистанцирование советских психологов от интрос­пекции приводило даже к уклонению от прямого использования терми­на «самонаблюдение» и замене его на неуклюжее «использование дан­ных самонаблюдения». Верхом виртуозности в подобной терминоло­гической эквилибристике было изобретение термина «моноспекция». Воистину, «цель оправдывает средства»!

Открещивание от интроспекции, а в ее лице и от идеализма, дове­ло это «правое дело» до отказа «моноспекции » в статусе метода: «Реги­страция фактов сознания — не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных». Не будем спорить, является ли «использование данных самонаблюдения» науч­ным методом, но насчет того, что «способ получения исходных дан­ных» — это не метод, следует возразить категорически. Любой эмпи­рический метод есть «лишь» способ получения первичных (исходных, сырых) данных об объекте и предмете исследования. Превращение этих данных во вторичные, в результаты производится не на эмпирическом этапе исследования, а на стадии их обработки.

Несогласованность, а, следовательно, и зыбкость позиций советс­кой психологии в этом вопросе иллюстрируется следующим высказы­ванием: «В отличие от самонаблюдения как метода получения эмпири­ческих данных, какими бы "глубинными" они ни были, интроспекция представляет собой методологический принцип, лежащий в основе не только получения, но и понимания психологического материала».

Большинством отечественных психологов самонаблюдение все же рассматривается и как разновидность восприятия, и как научный ме­тод. Но при этом ему, как правило, отказывается в самостоятельности. Особо подчеркивается невозможность научного объяснения наблюдае­мых фактов в рамках самонаблюдения. Типичны в этом отношении сле­дующие суждения: «В целом самонаблюдение нельзя признать само­стоятельным методом психологии, оно лишь поставляет исследовате­лю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме»; «...самонаблюдение дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения процессов и фактов сознания»; «...самонаблюдение не может дать объяснения психических явлений, но дает иногда очень ценные сведения, которые должны становиться объектами для дальнейшего анализа и синтеза». Представ­ляется, что все сказанное по поводу объяснительных возможностей са­монаблюдения с равным успехом можно отнести на счёт любого эмпи­рического метода, если рассматривать его как способ сбора данных об объекте исследования. Объяснение получаемых фактов — это уже иной этап исследования, а именно стадия интерпретации результатов, а не составная часть эмпирического метода, коим является и самонаблюде­ние. Иначе говоря, признак «объяснительности» присущ научному ис­следованию (как один из его этапов) и исследователю (как его способ­ностей к научному анализу и синтезу), а не эмпирическому методу, на­правленному не на объяснение, а на добывание психологических фактов. Таким образом, если снять с метода самонаблюдения незаслуженный упрек в невозможности с его помощью объяснить наблюдаемые психи­ческие явления, то автоматически снимаются и претензии к его неса­мостоятельности. Самонаблюдение столь же самостоятельный способ сбора данных, как и любой другой эмпирический метод.

В связи с этим, по-видимому, целесообразно реабилитировать в нашей науке термин «интроспекция» как обозначение самонаблюде­ния в смысле исследовательского приема, исключающего его параллель­ную трактовку как психологического феномена. Такой подход просмат­ривается в психологическом словаре руководителя: «интроспективный метод — метод психологии, основанный на самонаблюдении в процес­се восприятия, мышления и т. п. и последующем словесном отчете; используется в научной материалистической психологии наряду с объек­тивными методами изучения психики». Особенно привлека­ют в этом определении два момента. Во-первых, это указание на само­наблюдение как на психическое явление, лежащее в основе метода. И второе — признание самонаблюдения естественным компонентом дру­гих психических процессов: восприятия, мышления и т. п. Это означа­ет, что вне протекания восприятия, мышления, воображения, памяти, чувств самонаблюдение невозможно. Но эта несамостоятельность са­монаблюдения как психического явления вовсе не означает несамосто­ятельности его как научного метода. Именно как метод самонаблюде­ние обладает самостоятельным статусом и включает в себя перцептив­ные, мнемические, опознавательные, мыслительные, аффективные, волевые и другие процессы.

Итак, интроспекцию следует признать полноправным эмпиричес­ким методом, в основе которого лежит способность человека к само­наблюдению, понимаемому как сложное взаимодействие всех его пси­хических процессов, функций и свойств. Более того, в силу такой пси­хической основы и процедурных особенностей интроспекцию следует особо выделить из всей совокупности эмпирических методов психоло­гии как ее предельно специфический метод

Именно это обстоятельство вынудило в историографии психоло­гической науки выделить в качестве ее специального направления «ин­троспективную психологию». Это направление объединяет плеяду ве­ликих ученых, зачастую выступавших резкими оппонентами друг дру­гу. Это направление объединяет весьма разноплановые школы и течения в психологии, нередко занимающие непримиримые мировоззренчес­кие позиции. Но в одном они были едины — это признание и плодо­творное применение интроспективного метода.

Истоки интроспекционизма восходят к взглядам Р. Декарта (1596— 1650) и Д. Локка (1632—1704). Они считали, что внутренний мир чело­века может познаваться принципиально иначе, чем мир внешний. У Декарта эти взгляды отражены в его учении о непосредственной досто­верности самосознания и о «врожденных идеях», у Локка — в уче­нии об «идеях ощущений» (и соответствующих первичных объектив­ных качествах физического мира) и «идеях рефлексии» (и соответствен­но вторичных субъективных качествах, в которых отражаются первичные).

В период формирования психологии как самостоятельной экспе­риментальной науки метод, намеченный Декартом и Локком, был при­нят на вооружение В. Вундтом. Как известно, Вундт соединил интрос­пекцию с экспериментом. Главное в этом соединении заключалось в двух особенностях.

Во-первых, строго регламентированные условия, в которых проводится самонаблюдение, способствуют повторяемости процедуры и проверяемости полученных в самоотчетах данных. Такой объективный контроль повышает надежность и «научность» свиде­тельств испытуемого. Именно это обстоятельство позволяло Вундту противопоставить свой метод предшествующей умозрительной «нена­учной» интроспекции. Строгость данных особо повышалась, по мне­нию Вундта, тем, что наблюдению подлежали не сложные многосос­тавные акты психической жизни типа мышления и воли, а простые структурные элементы психики («атомы» сознания) — ощущения и их представления в памяти, а также простейшие чувства. Этим фактом предопределилось наименование вундтовского направления — «струк­турная психология».

Вторая специфическая черта метода Вундта — это формирование у испытуемых особой аналитической установки, помо­гающей постигать психологическую реальность. Такой специальный настрой на восприятие элементов психической деятельности усиливался выработкой навыков самоотчета о том, что испытуемый непосредствен­но осознает в момент предъявления раздражителя. Ответы формулиро­вались в терминах ощущений. Ответы в терминах раздражителей Тит-ченер называл «ошибкой стимула».

Несколько иной вариант интроспекционизма представлял немец­кий философ Ф. Брентано и его последователи К. Штумпф, Т. Липпс и О. Кюльпе. Они видели задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать все переживаемое индивидом во всей полноте и кон­кретности. Эти идеи были восприняты возглавляемой О. Кюльпе Вюр-цбургской школой. Не ограничивая интроспекцию отчетом о непосред­ственных раздражителях, эта школа соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что раньше испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Таким образом, применение интроспекции в сочетании с экспериментом было распро­странено на изучение сложных психических образований (мышление).

С интроспекцией связаны и исследования гештальт-психологии. Но, в отличие от Вундта, гештальтисты широко применяли интроспекцию для изучения не «элементов» психики, а ее целостных функциональных конструкций (гештальтов). Расчленяющая «аналитическая» установка структурной психологии была заменена на естественную «феноменоло­гическую» установку, предполагающую свободное и непредвзятое опи­сание переживаний во всей их полноте, целостности и конкретности, так, как они обнаруживают себя наблюдателю. Отрицание гештальт-психо­логией вундтовско-титченеровского структурализма отнюдь не мешало ей эффективно использовать метод интроспекции.

В России проводником интроспекции в вундтовском варианте был Н. Н. Ланге, стоявший у истоков отечественной экспериментальной психологии. В целом дореволюционная российская психоло­гия, хотя и критично, но довольно интенсивно пользовалась интрос­пекцией.

Однако интроспекция встречала и множество противников. Край­няя точка зрения заключалась в признании невозможности самонаблю­дения как психического явления. Весьма резко эту позицию выразил основоположник позитивизма и социологии Огюст Конт (1798-1857). Исходный тезис «позитивной философии» Конта — требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явления и отринула «метафизику» как учение о сущности явлений. Он уподоблял самонаб­людение в психологии попытке глаза увидеть самого себя или попытке человека выглянуть в окно, чтобы посмотреть, как он сам проходит мимо по улице. Самонаблюдение невозможно, по Конту, потому, что невоз­можно самораздвоение человека на субъект и объект познания одно­временно. Либо человек что-то переживает, либо он наблюдает. В пер­вом случае некому наблюдать, т. к. субъект поглощен переживанием.

Во втором случае нечего наблюдать, т. к. сосредоточившись на наблю­дении, субъект ничего не переживает. Но, несмотря на все изящество аргументации Конта, отрицание самонаблюдения как психического яв­ления есть, по сути, отрицание возможности осознания наших пережи­ваний, а в конечном счете, и существования сознания. А этого позити­визм в принципе не отрицал.

Другая критика интроспекции связана не с ее отрицанием, а с ука­занием на трудности самонаблюдения и в связи с этим ненадежности получаемых с его помощью данных. Первое, на что обращалось внима­ние, это на несовместимость одновременно двух процессов — наблюде­ния и того, который подлежит этому наблюдению. Тогда самонаблюде­ние по существу становится не интроспекцией, т. е. непосредственным восприятием настоящего, а ретроспекцией, т. е. восстановлением вос­принятого ранее. Второй сомнительный момент в интроспекции — это влияние наблюдения на предмет наблюдения, поскольку любое обраще­ние внимания на собственное переживание вносит в последнее искаже­ние, не дает протекать этому процессу свободно и независимо. Но такого рода трудности — естественный атрибут любого познавательного акта в системе «субъект — объект». Просто для самопознания через самосо­зерцание и самоанализ эти трудности становятся очевидными, тогда как для познания внешних объектов они не обнажены. Нужны были десяти­летия напряженного труда во всех областях научного знания, чтобы при­знать неизбежность влияния наблюдателя на «объективные» характерис­тики наблюдаемого объекта. Следовательно, признание наличия таких эффектов самонаблюдения вовсе не должно означать отказа от него как от метода, поставляющего достоверные знания.

Целенаправленное самонаблюдение исследователя является неотъем­лемым элементом и некоторых психологических методов. Например, в профессиографии используется метод внедрения ученого в изучаемый процесс, овладения им определенными производственными операция­ми с последующим самоотчетом о результатах его самонаблюдения.

В-третьих, роль исследователя, не только отчитывающегося о своих пе­реживаниях, но и интерпретирующего их, иногда сознательно переда­ется испытуемому. Но испытуемому квалифицированному, специально подготовленному. Таковы были многие опыты в школе Вундта. И здесь опять же нет ничего антинаучного.

Наконец, хотим мы того или нет, но в каждом случае изучения психики с помощью субъективных методов исследователь вынужден в той или иной мере делегировать свои функ­ции испытуемому и полагаться на его умения и навыки в изучаемой психической деятельности, его откровенность, ответственность доб­росовестность. И тут интроспекция ничем не отличается от любого субъективного метода, базирующегося на самонаблюдении.

Итак, и сущность интроспекции, и ее история убедительно го­ворят о том, что она является естественным, полезным и перспек­тивным методом изучения психики, причем методом, специфичес­ки присушим психологии.

Приложение

Схема наблюдения за ребенком

при психологическом обследовании

(для детей от 6 до 15 лет)

( Черный В., Колларик Т. Компендиум пси­ходиагностических методов. — Братисла­ва, 1988. - Т. 2. - С. 215-216)

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю­дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно­го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв­лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу­ющих частей:

1)прямое наблюдение;

2)производные характеристики;

3)темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на­блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:

1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги­гиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произноше­ние, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

Османская империя в правление Абдула Хамида 2 - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

4. Социальное поведение — установление контакта, изменения пове­дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш­них факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к зада­ниям, рабочие навыки, внимательность.

7. Признаки невротической напряженности — движения рук, грима­сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност­ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об­становка.

В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди­тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи­теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа­сения, страх, ситуации нагрузки.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее