Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » История психологии » Психологическая мысль периода Возрождения

Психологическая мысль периода Возрождения

2021-03-09СтудИзба

Лекция 8 (25.10.10)

Психологическая мысль периода Возрождения (конец 15 – начала 17 века)

Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций

Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет (характерный портрет), утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа (как некое запечатление социальных отношений, акцент на быт того слоя общества, который ранее считался не заслуживающим внимания), свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиями бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека.

Происходит возврат человеческих ценностей. Антропоцентризм становится основным принципом толкования явлений. Гуманизм ставит в центр культуры человека со всеми его способностями. Появляются трансформированные формы античной культуры.

Франческо Петрарка (1304 – 1374)

Византийские споры: может ли Бог проявить себя человеком, или это трансцендентная вещь. Доступен ли Бог познанию. Победа была одержана отродоксальной церковью. Массовый исход византийских гуманистов из Византии в Европу. Ученые, которые представляли собой элиту византийского сообщества, ушли в Западную Европу, учить желающих постичь основы греческой мудрости. В то время Западная Европа считалась окраиной цивилизации. Западная линия берет мощный старт.

Рекомендуемые материалы

Петрарка считал, что Бог непознаваем, и сосредоточил внимание на человеке. Он воспевал чувственную любовь к женщине. Это прецедент возврата к античному содержанию.

Как без луны и солнца свод небесный,

Как ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи

Когда она навек закроет очи…

Она живет – и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет – счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмет с собой.

Абсолютный акцент на формирование человеческого счастья не путем соединения с Богом, а посредством земных отношений. Петрарка отличался своими связями с ключевыми политическими фигурами того времени, он – некое символическое выражение нового начала культуры эпохи Возраждения.


Считал, что внимание науки должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии. Указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели.

Идеи ренессанса в русле схоластики. Пьетро Помпонацци (1462 – 1525)

Одна из главных проблем – соотношение разума и веры. Отстаивает линию «двойственной истины». При этом истины философии у него рациональны, опираются на разумное познание, базируются на разуме и ощущениях, не подлежат искажению ради их согласования с положениями веры.

Философствовать надо «исходя из естественных начал». Истина едина и достигается именно разумным признанием человека. Она – прерогатива философского знания. Говорит о том, что именно чувственный опыт является основой любого познания. Мы не должны подстраивать результаты своего опыта под идеологию церкви. Вероучение он выводит за скобки познания как такового.

В религии истины нет вообще. Это свод моральных правил. Вероучение как закон установления нравственности в народе не содержит в себе «ни истины, ни лжи».

В 1516 г. пишет трактат о бессмертии души. Он показывает, что решение проблемы бессмертия души зависит от теории познания, понимания сущности человеческого разума. Анализирует этическую сторону проблемы, значение тех положений, что следуют из смертности или бессмертия души, для человеческой нравственности.

Выводы: душа индивида, включая интеллект, уничтожается вместе с телом, душа материальна и смертна. Мышление предполагает телесные процессы и невозможно без них. Оно невозможно без органов чувств, без ощущений, чувственных образов, представлений. При этом Помпонацци, ссылаясь на Аристотеля, подчеркивает, что поскольку душа есть форма тела, то и разум неотделим от материи, от тела.

Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом; она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела.

Но в определенном смысле душа  нематериальна: когда человек, поднимаясь над животными, проявляет способность к рефлексии, к мышлению, образованию общих понятий, не зависящих от его индивидуальных актов.

Считает, что душа человека обладает не простой, а множественной природой. Полагает человека промежуточным звеном между царством животных и царством ангелов.

Три вида одушевленных существ в структуре мироздания:

1) высшие существа – небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах;

2) низшие существа – животные: нуждающиеся для того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления;

3) человек, занимающий среднее место: люди зависят от тела не как от субъекта, а как от объекта, они не созерцают  всеобщее само по себе, но и познают не только частное, а «постигают всеобщее в частностном».

Принадлежность человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога, когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид.

Смысл (цель) человеческого счастья в земной жизни – это постижение высших, надиндивидуальных благ, т. е. благо всего человечества. Благо для людей – это некие универсальные понятия, идеи, которые имеют непосредственную связь с божественным.

Связь Бога и человека – через символизм. Поступок добродетельный символически связывает человека с Богом, поступок зверский символически связывает с низшими существами.

Для достижения цели счастья человек должен обладать тремя видами разума:

1) созерцательным для разумного познания мира

2) практическим для различения добра и зла в эмпирическом пространствен

3) действующим для развития механических искусств, возможности адаптации человека в земной жизни

Трактат «О причинах естественных явлений или О чародействе» (1520г.)

Все, что происходит в мире, должно найти свое рациональное, разумное, естественное объяснение. Всеобщая причинность природных явлений лежит в основе всех явлений, и естественных, и сверхъестественных. Космический дерерминизм выступает в виде философии вечного круговорота. «Закон движения – это закон вечного повторения и нет ничего, чему подобного не было в прошлом и не будет в грядущем; ничего не будет, чего бы ни было, и ничего не было, чего не будет вновь». Это чистой воды античное объяснение динамики мира. Христианство вносит в картину мира некую телеологичность, целеустремленность. Помпонацци отказывает мировому движению в финале, говорит о круге. Говорит о том, что Бог не личностен, поскольку в мире много зла. Если Бог сотворил человека, то ему принадлежит ответственность за все то зло, которое есть в мире. Зло – это некий рычаг движения мира к совершенству. И поэтому Бога нужно считать неким безличным началом или фатумом. Это его также роднит с античной традицией.

Идея бессмертия души в корне безнравственна, поскольку, совершая добрые поступки, человек либо боится наказания, либо хочет получить вознаграждение. Эта идея утилизирует понятие добродетели. Помпонацци вводит идею чистой добродетели. Она д. б. автомномна, ценна сама по себе, не ради воздаяния и наказания. Она соединяет человека с божественным. В это время набирает оборот практика покупки индульгенций. Но существует опасность абсолютизации добродетели.

Отказывает человеку в воле, все его поведение детерминировано.

Нет случайных событий. Фатум – всеобщая обусловленность происходящего универсальными причинами, воплощение всеобщей причинно-следственной связи в мире. Человеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и самой природой человека. Поведение человека инициативно и детерминировано.

Чем примечателен Помпонацци для своего времени? Он представляет собой новое содержание рассуждений на старой форме. Он взорвал изнутри традицию схоластики, потому что такой путь рассуждений приводит к тому, что акценты расставлены на опыте. Схоластика на данный момент прекращает свое существование в качестве мощного идеологического инструмента. Он выводит науку из лона церкви, секуляризирует ее, переводит в самостоятельное существование.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности – средство познания закономерного строя вещей.

Предметом специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, -- человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения – изображения.

Если раньше рассматривалась в качестве инструмента познания только сенсорика, то да Винчи вносит в познание действенный, системный принцип. Наша теория деятельности во многом берет начало у да Винчи.

В качестве высшей ценности провозглашаются творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека – по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности.

Да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в конструкциях.

Опыт – главный источник знаний о человеке и о мире. «Мудрость есть дочь опыта». Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.

Сколько ангелов может поместиться на кончике иглы? Это была проблема, которая решалась в схоластических университетах. В эпоху Возрождения – переход на практические вопросы.

Философско-психологическая мысль периода Нового времени (период Научной революции 17 в.)

Эпоха Возрождения – некое связующее звено между двумя базовыми периодами человеческой культуры.

Водоразделом между эпохой Средневековья и периодом Нового времени является первая буржуазная революция в Нидерландах против испанского владычества (середина 16 в.). Это первое вступление на историческую сцену капиталистических отношений.

Факторы перехода к эпохе Нового времени:

- в области общественного бытия – развитие производительных сил; если в эпоху Возрождения мы имели в качестве главного акцента производства сельское хозяйство, то здесь – переход к мануфактуре, образование производств. Переход от крестьянского быта к производственному.

- в области общественного сознания – развитие идей Реформации (образование новой конфессии) и важные открытия в области естественой науки.

У нас сейчас – эпоха информационного периода. Название «Новое время» было придумано не в 16 в. Это мы сейчас так этот этап называем. Эпоха Нового времени – переход от феодальных к капиталистическим отношениям.

Движение Реформации – важный источник духовной революции периода Нового времени.

Мартин Лютер (1483 – 1546)

Помещает дощечку с 95 тезисами против индульгенции на дверях своего монастыря. За что был отлучен от церкви. С этого момента начинается процесс отпадения от католической церкви практически целых стран.

ü отвергал притязания католической церкви на роль посредника между человеком и Богом, человек должен непосредственно обращаться к Богу, он сам ответственен за все свои поступки, и церковь не является решающим звеном, определяющим ценность этих поступков.

ü утверждал, что человек должен лично общаться с Богом,

ü спасение рассматривалось как дело личной веры. Человек волен трактовать писание индивидуально. В католической традиции, до сих пор ни один человек, не относящийся к клиру (священству), не имеет права толковать Писание.

Жан Кальвин (1509 – 1564)

Утверждал, что Бог знает, к чему преопределен человек. Но получить намек об этом человек может лишь добиваясь всеми силами успеха. «Если я удачлив – я избранник, если нет – Бог определил меня как неудачника».

Для нашего менталитета существует возможность исправления ситуации к лучшему. Для кальвинизма это в принципе невозможно. Если ты лузер, то ты им определен быть. Для нашего менталитета успех – это не решающая категория. Важен успех в чем-то, а просто успех – это малоинтересно. В кальвинизме и успех, и неудача – это воля Бога.

Основные черты и достижения науки Нового времени:

ü Импульс для развития в этих условиях получили естественные науки, имеющие непосредственное практическое значение для мануфактурного производства

ü Наука обретает собственный объект и новое поле деятельности – исследование и раскрытие законов развития мира природы. Эпоха Нового времени диктует науке новый статус, с отличием не только от религии, но и от философии вообще. Не философские посылки, а опыт, служащий практике – новые цели и задачи науки. Философии определяется некая область метафизических умозрений, которые уже тогда никому не были интересны. Не добродетель вообще, а практическая добродетель, например.

ü В 17 веке происходит организационное оформление науки:

- Академия в Риме (1603). Италия – некая Мекка свободомыслия. Первая приняла исход из Византии.

- Лондонское Королевское общество развития естественных наук (1645). Собрание ученых, акцентировавших интерес на естественных вопросах.

- Королевская академия наук во Франции (1666).

На протяжении 17 в. возникают некие институты как альтернатива схоластическим, церковным университетам.

Химия вышла из алхимии, астрология дала начало астрономии.

ü Идеалом научности становится опытное познание.

ü Формируется новый тип современного ученого, сила которого – в эксперименте, становящемся все более строгим и точным благодаря использованию разнообразного научного инструментария.

ü Создается новая картина действительности, обосновывается гелиоцентрическая концепция строения Вселенной.

ü Географические открытия расширяют представления о мире.

ü Изобретение микроскопа позволило углубить знания в области анатомии и физиологии организмов.

ü Описан механизм кровообращения.

ü Развитие мануфактурного производства и связанный с ним расцвет механики предопределил механистический характер научных воззрений.

ü Происходит смещение спектра философского анализа от проблем онтологии (что есть и чего нет) в область гнесеологии (как я смотрю на мир, вопросы познания, «а я так вижу», некая тенденция, объясняющая действительность, переход к психологическим, индивидуальным вопросам)

ü Важное место отводится проблемам метода научного познания, возникает два противоположных течения: рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) и эмпиризм (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк – пока еще философы, но реализующие принципы опытной науки)

Эмпиристы считали, что познание человека происходит главным образом через чувственный опыт. Рационалисты считали, что в человеком изначально заложены некие универсалии, являющиеся ключевыми в познании мира.

Галилео Галилей (1564 – 1642)

Первым начал реализовывать детерминистический и механико-математический подход в науке.

Придерживался концепции двух истин, отстаивал автономию научного знания (существует опытная истина и религиозная истина). Концентрировался на истине научной.

Исследование природного мира осуществляется на основе опытного познания, посредством ощущений. Законы природы непреложны, одинаковы для всех. В зависимости от человека в социуме эти законы не меняются.

Галилей, обладая больной научной культурой, говорил о том, что если мы акцентируем свой опыт на чувственном познании, мы не должны отбрасывать разум как инструмент познания. Акцентирование внимания на чувственном познании мира, однако, не исключает роли разума как важного условия познания. Выделяет два равноправных метода познания: «резолютивный» (анализ, индукция) и «композитивный» (синтез и дедукция).

В основе теоретической концепции Галилея лежит механистически-редукционистский подход к построению научной картины мира. Объектом науки могут быть только физические тела. Герметизированное пространство (поддающееся измерению) заполнено движущимися телами, не обладающими никакими свойствами, кроме механико-геометрических. Системообразующей основой мироздания выступают законы механического движения и взаимодействия геометрически организованных тел, признающихся единственно объективными.

Развивает демокритовское учение о первичных и вторичных качествах. Первичные, объективные свойства вещей, которые существует независимо от познания человека – величина, фигура, количество и движение. Все остальное – цвет, запах и т. д. – вторичные качества, которые зависят от существующих средств познания.

Лекция "4.22 Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском" также может быть Вам полезна.

То есть существуют только то, что имеет величину, фигуру, количество и движение. Ангелы, человеческое мышление сюда не попадают.

Заостренное внимание на объективных, первичных качествах тел влечет за собой целый ряд последствий:

ü Человек исключается из универсума исследований, по всем своим первичным свойствам он выступает как физическое тело, не отличающееся от других физических тел

ü Вместе с ним исчезает целый ряд объектов, замыкающихся на нем

ü Предпочтение отдается не качественному, содержательному, а количественному анализу действительности

ü Конечные цели заменяются механистическими, непосредственными действующими причинами. Мы редуцируем все наши вопросы к причинам, это исключает вопросы и проблемы смысла развития науки, человечества и т. д. Мы сводим все к причине «почему событие выглядит так, а не иначе».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее