Популярные услуги

История рекламы в России

2021-03-09СтудИзба

История рекламы в россии

Возникновение рекламы в России в XV-XVIII веках

Рекламное дело в России в определенной степени прошло все стадии становления и развития рекламы. Так, уже в X - XI веках русские купцы прибегали к разным приемам рекламирования своих товаров. Обычно приглашали за плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями устной рекламы были в то время и коробейники, торговавшие мелким товаром - лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т.д.

Позднее, в XV веке вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади (отсюда берет свое начало известный фразеологический оборот «кричать на всю Ивановскую»). Но голоса глашатаев с трудом пересиливали крики торговцев, раздававшиеся со стороны лавок под кремлевскими стенами. Чуть позже, в конце XVI века, с началом книгопечатания на Руси, у Спасской башни возникло место постоянного распространения печатных и рукописных книг, летучих листков, лубочных картинок. Там же постоянно собирался народ для обмена свежими новостями.

Следует отметить, что для общей информационной ситуации в России в XV - XVII веках было характерно отсутствие регулярного массового информирования. Информационный вакуум в средневековых русских городах заполнялся молвой, которую переносили странники, юродивые, а также сказители, исполнявшие былины, исторические песни и духовные стихи. Стилистика и содержание их высказываний имели отдаленное сходство с приемами психологического воздействия рекламных текстов. Поэтому представляется возможным считать это явление своеобразным способом распространения религиозных, нравственных и, отчасти, политических идей - предшественником религиозной и политической рекламы.

Таким образом, в русской культуре постепенно вырабатывался богатый арсенал средств идейного и эмоционального воздействия, интеграция которых необходима для рекламной деятельности.

Значительный вклад в этот процесс внесли народные картинки - лубки, первое упоминание о которых относится к началу XVII века. Изготовление лубочных картинок отличалось простотой, материалы были доступны. В его основе лежала ксилография - искусство создания гравюр на дереве. Лубочные картинки печатались с гравированных изображений на внутренней части древесной коры (луба) и представляли собой рисунок с кратким пояснительным текстом, часто в стихах. Производство лубков велось в различных городах и деревнях России, а продажа осуществлялась очень широко. В результате лубки входили в каждый дом независимо от его материального достатка и были, по сути, одним из ранних прорывов печатной массовой культуры в повседневный русский быт.

В содержательном плане лубочные картинки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Они посвящались как серьезным - религиозным и политическим, - так и развлекательным темам. Часто встречались эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты.

Рекламная функция занимала в лубках одно из ведущих мест. Например, сохранились листы, рекламировавшие иноземную модную продукцию. Так, один из рисунков изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает:

Рекомендуемые материалы

«Французское ли это?»

 И слышит в ответ:

«О, мсье! Самое свежее!».

Призывный смысл лубка очевиден. Бесспорно, это образец торговой рекламы.

В XVIII веке по монаршему изволению лубочные мастера начали настойчивое внедрение в русский быт табака. Подобно тому, как в Англии в XVII веке пресса рекламировала чай, кофе и шоколад, в России лубки XVIII века популяризировали табак.

Полноценный рекламный характер имеет подборка лубочных картинок, призванная уменьшить опасность эпидемии оспы - своеобразная социальная реклама. Листки пропагандировали необходимость прививок и использовали богатый набор рекламных средств. Например, на одном из лубков были изображены две крестьянки. Одна - здоровая, румяная, пригожая, другая - обезображенная оспой. К подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек. Далее идут стихи:

«Какой позор уродливым мальчишкам,

Смотрите, как они хорошим ребятишкам

Дурными кажутся и как от них бегут,

Товарищами их в игрушку не зовут,

С уродами ж играть как будто все боятся

И так спешат от них скорее прочь убраться».

Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.

Много лубочных картинок посвящалось религиозной тематике, в том числе и борьбе с раскольничеством. Разъяснялся смысл крестного знамения сложением трех, а не двух перстов; необходимость брить бороды и т.п. Часто религиозные лубки служили одновременно приглашением к сбору пожертвований на строение монастырей и храмов. В этом случае лубочная картинка с видом монастыря, снабженная надписью типа

«Не    благоугодно    ли    что-нибудь    пожертвовать    на   украшение обители?»

посылалась в подарок зажиточным горожанам.

Отдельным содержательным направлением было производство лубков политической рекламной направленности, в том числе и антиправительственной. В них широко использовалась аллегория, подтекст, иносказания, известные сказочные сюжеты.

Часто лубочные картинки, преследуя цель назидания и устрашения зрителей, рекламировали обряд публичного покаяния закоренелых преступников. Листки изображали преступников, закованных в кандалы на фоне храма. Далее следовал текст, объявлявший о порядке проведения этой акции. В нем, в частности, говорилось:

«Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого   часа   и   в   которой  церкви  сей  злодеи  исповедать будут всенародное свое покаяние».

Таким образом, происходил синтез различных средств рекламной деятельности: объявление публично оглашалось, его суть отображалась на картинке и тиражировалась с подробным объяснением происходящего.

Авторы лубков прибегали к убеждению с помощью контрастов, противопоставлений: здоровье - болезнь, красота - уродство, святость -греховность. Эти альтернативы, воплощенные в броских образах, побуждали читателей к выбору определенной линии поведения.

Параллельно с развитием ремесленного производства лубков совершенствовалась профессиональная гравюра. Из всех ее разновидностей, существовавших в нашей стране в XVII- XVIII веках, выделим прежде всего ту, что тем или иным образом выполняла рекламные функции. Речь идет о гравированных аллегорических изображениях с текстом приглашения на академический диспут или придворный праздник, а также программой намеченного мероприятия. В этом виде гравюра представляла единство двух, впоследствии разделившихся рекламных жанров - зрелищной афиши и театральной программки.

В широкий российский быт гравюры вошли при Петре I. В это время усилилась и стала действительно значимой их рекламная направленность. Петр I внес некоторые изменения в гравировальное дело и работу граверов. Царская гравировальная мастерская переместилась в Петербург. Под руководством А.Шхонебека, а также братьев Ивана и Алексея Зубовых был организован цех граверов, который стал выполнять гравюры новым - более современным, и, самое главное, более быстрым способом - офортом, что позволило максимально оперативно использовать их для освещения политических событий. Петр I в большинстве случает сам осуществлял руководство созданием гравюр. Поэтому им был обеспечен определенный приоритет и оперативность.

Гравюры с подробным объяснительным текстом о значительных событиях войны и жизни российского государства служили своеобразными политическими рекламными плакатами. Они играли существенную роль не только в жизни страны, но и дарились выдающимся военачальникам, государственным деятелям, отличившимся строителям Петербурга и другим верноподданным, а также подносились иностранным послам как напоминание о могуществе российского оружия. Таким образом, наряду с эстетической и мемориальной функцией, гравюры выполняли и функции политической рекламы, пропагандируя могущество и незыблемость государственных основ России.

Вообще реформаторская деятельность первого русского императора оставила заметный след в истории России. Она способствовала реформированию армии и созданию флота, переустройству государственного аппарата и развитию промышленности и торговли. Все эти преобразования опирались на широкую массовую информацию, политическую и социальную рекламу.

Создание в начале 1703 года газеты «Ведомости» и налаживание в дальнейшем ее регулярного выхода также способствовало рекламированию государственных реформ. «Ведомости» постоянно информировали общественность о различных событиях в жизни страны и на Западе. Петр I, часто являясь редактором публикаций газеты, стремился подавать материалы максимально значимые и важные для формирования благоприятного отношения к проводимым реформам. И хотя газетная информация и реклама была востребована лишь незначительной (грамотной и довольно состоятельной) частью общества, она давала широкую и полную информацию как о России, так и о западных странах. Отметим, что реклама р русской дореволюционной ( в том числе и петровской) прессе - отдельная тема, требующая самостоятельного изучения. Она будет рассмотрена нами далее.

Для целей политической рекламы в Петровскую эпоху был впервые использован такой рекламно-журналистский жанр, как сатирический памфлет. В памфлетах комментировались политические события, высмеивались враждебные выпады против России. В качестве примера можно привести выдержку из политического памфлета-каталога книжной продукции:

«Жалостное     воздыхание     России,      сетующей     о     приближении совершенного   возраста   короля   своего   и  горячее  желание  оной  о счастии и долгоденствии герцога - регента».

Распространенная на Западе форма политического памфлета в виде книготоргового списка литературы также впервые была использована в Петровское время. Такая форма политической критики противников имела воздействие на читающую публику в России.

В преследовании определенных политических целей впервые была использована и такая необычная форма рекламирования, как рецензия. Во времена царствования Петра I рецензии носили чаще всего явную политическую окраску и способствовали укреплению патриотических убеждений народа.

С развитием печатного дела Петр I стал активно использовать печатные листы для широкого политического информирования и рекламирования не только побед русского оружия, но и других важнейших дел государства. Листы получили название «реляции - плакаты». Это были небольшого формата текстовые плакаты, которые позднее превратились в широкоформатные плакаты-призывы, обращения.

Кроме традиционных плакатов в форме газеты, когда текст размещался с обоих сторон листа, а плакат сворачивался в несколько раз, печатались и экстренные выпуски новостей на одной стороне плаката. Параллельно информация с этих плакатов дублировалась в газете «Ведомости».

Плакаты распространялись через правительственные организации, вывешивались для всеобщего ознакомления и, в отличие от лубочных картинок и гравюр, не продавались. Так как реляции предназначались для широкого рекламирования политических событий, тиражи их, как правило, были значительны. Например, письмо о победе в Полтавском сражении и список взятых шведских военнопленных были отпечатаны в количестве 2500 экземпляров. Порой же тираж плакатов доходил до 4000 экземпляров.

Особое место в ряду плакатов Петровской эпохи занимали плакаты. доводившие до сведения широких слоев населения царские указы. Они регулярно печатались с 1714 года. Текст указов набирался на одной стороне листа. Поэтому плакаты-указы были удобны для расклеивания и развешивания в городах и населенных пунктах. Они размещались, как правило, на самых видных местах - обычно это был специальный столб.

Указы имели достаточно привлекательный вид для полиграфических возможностей того времени. Тексты, напечатанные крупным шрифтом, помещались в наборных рамках. Иногда применялись гравированные на дереве инициалы. Часто присутствовали изображения лавровых листьев и другие изобразительные элементы.

Постепенно в указах-плакатах сформировалось стандартное обращение, в качестве обязательного элемента включавшее вначале перечисление всех титулов царя. Но впоследствии указы приобрели более лаконичный, рабочий характер и к 1721 году сформировалось обращение для всего населения России, которое в дальнейшем стало постоянным:

«Царского величества указ объявляется во всенародное известие».

Указы-плакаты положили начало систематическому политическому информированию народа с помощью печатных средств. Централизованное печатание указов-плакатов и налаженная методика их распространения позволили эффективно доводить значимую политическую информацию до населения. Именно с этого момента можно считать, что в России возникла политическая реклама.

Петр 1 придавал большое значение комплексным рекламным формам воздействия на население России. Для широкого рекламирования важных общегосударственных событий устраивались грандиозные праздники. В многолюдных триумфальных шествиях, красочных фейерверках реализовывались задачи политической рекламы. Достаточно упомянуть о строительстве в Москве триумфальных арок для торжественной встречи русских войск из Азовского похода, по случаю подписания мирного договора со Швецией в 1721 году т.д., многочисленных карнавальных шествиях, маскарадах, салютах, святочных играх и фейерверках.

Фейерверки регулярно проводились на Новый год, а также по случаю крупных военных побед, заключения мирных договоров и иных политических событий. Работа по созданию фейерверков занимала продолжительное время. Привлекался широкий круг специалистов. Они придумывали сценарий фейерверка, определяли его основную идею и художественные образы - простые и понятные зрителям. В результате на фейерверках выстраивались ряды блестящих фонтанов, ослепительные солнца и колеса, каскады, мозаики, вертящиеся мельницы и бриллиантовые пирамиды. А в небе распускались диковинные огненные цветы и гирлянды, рассыпалось множество шаров и ракет. В сочетании цветных огненных струй и разноцветных звезд возникала неповторимая красочная картина.

Бесплатная лекция: "1 Особенности потребительских свойств продовольственных товаров" также доступна.

Существенным дополнением праздников и фейерверков были т.н. транспаранты или своеобразные световые плакаты. Картины политического рекламного содержания, нарисованные на большом холсте, устанавливались на площадках для проведения праздников и фейерверков и подсвечивались с обратной стороны. Несомненно, их можно считать прообразами современных банерных щитов - билбордов.

Для создания благоприятного общественного мнения о России в Западной Европе Петр I применял не только специальные издания и рассылаемые реляции, но и включение важной положительной информации и России в специальные каталоги книг, напечатанных в России. Для аналогичных целей использовались и каталоги - памфлеты, рецензии и другие формы рекламы.

Увлечение Петра I символикой привело к тому, что именно в это время в политической рекламе стали использоваться наглядные визуальные формы, рассчитанные на эмоциональное воздействие. Возникла традиция единого обмундирования солдат, были введены флаги и знаки отличия, ордена, наградные и памятные медали. При непосредственном участии Петра I были созданы военно-морской флаг, знамена отдельных полков, получила развитие государственная и дворянская геральдика. Своим указом в 1722 году Петр I создал герольдмейстерскую контору при Сенате. Началась активная работа по созданию дворянских гербов, которые помещались на многих предметах гербовладельцев.

Проецируя этот опыт на практику современной рекламы, можно с уверенностью рассматривать флаги, знаки отличия, государственную и дворянскую геральдику как начала фирменной символики - неотъемлемой составляющей современной рекламы.

Петр I всемерно стремился повысить активность, инициативу и усердие лиц, находившихся на государственной службе. Особая роль в этом отводилась вручению орденов и медалей, присвоению высоких званий. Они использовались и для рекламирования политических успехов Российской империи, и как средство поощрения верноподданных. Вместе с тем, для поощрения своих помощников Петром I применялись и произведения искусства, не относящиеся к орденам или медалям. Например, миниатюрные портреты финифтью кисти живописцев Оружейной палаты использовались ь качестве наградных знаков, которыми царь жаловал своих приближенных. Обычно такие портреты заказывались небольшими партиями и носились в петлице. Особо почетные наградные знаки оправлялись в золотые ажурные рамки с алмазами.

Итак, первый русский император не скупился на затраты в целях политической рекламы. Первая четверть XVIII века донесла до нас многочисленные и разнообразные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты и разнообразные рекламные акции (шествия, манифестации, фейерверки). В то же время такие архаичные способы воздействия, как религиозно-нравственные проповеди юродивых, оттеснялись на обочину культурной жизни, но не исчезали из нее вплоть до конца XIX века. Дальнейшая интеграция рекламных средств породила новые формы рекламирования, вовлекла в поле своего влияния более широкие сферы общественной жизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее