Популярные услуги

Любая задача по линалу
Любая задача по математическому анализу и по интегралам и дифференциальным уравнениям
КМ-3 Важнейшие аспекты теории графов - любой вариант за 3 суток!
Решу любую задачу
Любая задача по Линейной алгебре и аналитической геометрии
НОМОТЕХ
Предельные теоремы и математическая статистика
Повышение уникальности твоей работе
Контрольная работа по рядам (КМ-3) ИДДО 2022
Сдам любой тест по дискретке в течение суток на положительную оценку!
Главная » Лекции » Математика » Теория игр » Приведение матричной игры к задаче линейного программирования

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования

2021-03-09СтудИзба

Лекция 6.

Тема: «Приведение матричной игры к задаче линейного программирования»

Игра т х п в общем случае не имеет наглядной геометрической интерпретации. Ее решение достаточно трудоемко при больших т и п, однако принципиальных трудностей не имеет, посколь­ку может быть сведено к решению задачи линейного программи­рования. Покажем это.

 Пусть игра т х п задана платежной мат­рицей . Игрок А обладает стра­тегиями, игрок В стратегиями . Необ­ходимо определить оптимальные стратегии  и , где  - вероятности применения соот­ветствующих чистых стратегий ;

Оптимальная стратегия   удовлетворяет следующему требо­ванию. Она обеспечивает игроку А средний выигрыш, не мень­ший, чем цена игры v, при любой стратегии игрока В и выиг­рыш, равный цене игры v, при оптимальной стратегии игрока В. Без ограничения общности полагаем v > 0, этого можно добиться, сделав все элементы . Если игрок А применяет смешанную стратегию  против любой чистой стратегии игрока В, то он получает средний выигрыш, или математическое ожидание выигрыша  (т.е. элементы j-того столбца платежной матрицы почленно умножаются на соответствующие вероятности стратегий  и резуль­таты складываются).

Для оптимальной стратегии  все средние выигрыши не меньше цены игры v, поэтому получаем систему неравенств:

                             (1)

Рекомендуемые материалы

Каждое из неравенств можно разделить на число v > 0. Введем новые переменные:

                            (2)

Тогда система (1) примет вид:

                          (3)

Цель игрока А максимизировать свой гарантированный вы­игрыш, т.е. цену игры v.

Разделив на   равенство , получаем, что переменные  удовлетворяют условию: . Максимизация цены игры v эквивалентна мини­мизации величины 1/v, поэтому задача может быть сформулиро­вана следующим образом: определить значения переменных , , так, чтобы они удовлетворяли линейным ограничени­ям (3) и при этом линейная функция

                                     (4)

обращалась в минимум. Это задача линейного программирования. Решая задачу (3)—(4), получаем оптимальное решение   оптимальную стратегию .

Для определения оптимальной стратегии следует учесть, что игрок В стремится минимизировать гаранти­рованный выигрыш, т.е. найти . Переменные удовлетворяют неравенствам

                   (5)

которые следуют из того, что средний проигрыш игрока В не пре­восходит цены игры, какую бы чистую стратегию не применял игрок А.

Если обозначить

                                                         (6)

то получим систему неравенств:

                     (7)

Переменные  удовлетворяют условию

Игра свелась к следующей задаче. Определить значения переменных , которые удовлетворяют системе неравенств (7) и максимизируют линей­ную функцию

                                                            (8)

Решение задачи линейного программирования (6), (7) определяет оптимальную стратегию .  При этом цена игры

Составив расширенные матрицы для задач (3), (4) и (7), (8), убеждаемся, что одна матрица получилась из другой транспонированием:

                                                                                                                  

Таким образом, задачи линейного программирования (3), ( 4) и (7), (8) являются взаимно-двойственными. Очевид­но, при определении оптимальных стратегий в конкретных зада­чах следует выбрать ту из взаимно-двойственных задач, решение которой менее трудоемко, а решение другой задачи найти с по­мощью теорем двойственности.

Приведем примеры экономических задач, которые описывают­ся игровыми моделями  и могут быть решены методами ли­нейного программирования.

Предприятие может выпускать три вида продукции , получая при этом прибыль, зависящую от спроса, который может быть в одном из четырех состояний (). Дана матрица ее элементы  характеризуют прибыль, кото­рую получит предприятие при выпуске i-той продукции с j-м со­стоянием спроса.

Определить оптимальные пропорции в выпускаемой продук­ции, гарантирующие среднюю величину прибыли при любом со­стоянии спроса, считая его неопределенным.

Таблица 1.

3

3

6

8

9

10

4

2

7

7

5

4

Решение. Задача сводится к игровой модели, в которой игра предприятия А против спроса В задана платежной матрицей (в таблице). Прежде чем решать задачу, можно попытаться  упростить игру, проведя анализ платежной матрицы и отбросив стратегии, заведомо невыгод­ные или дублирующие. Так, вторая стратегия (второй стол­бец матрицы) является явно невыгодной для игрока В по сравнению с первой (элементы второго столбца больше элементов первого столбца), так как цель игрока В уменьшить выигрыш игрока А. Поэтому второй столбец можно отбросить. Получим матрицу Р размера 3х3:


отсутствует и оптимальное решение следует искать в смешанных стратегиях игроков:

 и .

Обозначив  и  соста­вим две взаимно-двойственные задачи линейного программиро­вания

Задача 1                                                        Задача 2        

                                     

                                                

                                               

Решаем симплексным методом одну из задач, например, зада­чу 2, поскольку для нее первое базисное решение будет допусти­мым. Введем добавочные переменные и перейдем к уравнениям:

Оптимальное решение задачи 1: (2/27; 0;1/9; 1/2; 0; 17/27) причем  Из соотношений (9) находим цену игры  Оптимальную стратегию  находим, используя:

 т.е.

Следовательно, предприятие должно выпустить 40% продукции  и 60% продукции , а продукцию не выпускать.

Оптимальная стратегия спроса  определяется аналогично:

, т.е.  = (0,2; 0; 0,8; 0) (здесь учтено, что вто­рой столбец исходной матрицы был отброшен как невыгодный). Таким образом, оптимальный спрос в 20% находится в состоянии и в 80% - в состоянии

Информация в лекции "4 Графика" поможет Вам.

При решении произвольной конечной игры размера т х п ре­комендуется придерживаться следующей схемы:

1. Исключить из платежной матрицы заведомо невыгодные стратегии по сравнению с другими стратегиями. Такими страте­гиями для игрока А (игрока В) являются те, которым соответству­ют строки (столбцы) с элементами, заведомо меньшими (боль­шими) по сравнению с элементами других строк (столбцов).

2. Определить верхнюю и нижнюю цены игры и проверить, имеет ли игра седловую точку. Если седловая точка есть, то соот­ветствующие ей стратегии игроков будут оптимальными, а цена совпадает с верхней (нижней) ценой.

3. Если седловая точка отсутствует, то решение следует искать в смешанных стратегиях. Для игр размера т х п рекомендуется симплексный метод, для игр размера 2 х2, 2 х n, n х 2 возможно геометрическое решение.

На   практике   реализация    оптимального   решенияв смешанных стратегиях может происходить несколькими путями. Первый состоит в физическом смешении чис­тых стратегий в пропорциях, заданных вероятностями .

Другой путь - при многократном повторении игры - в каж­дой партии чистые стратегии применяются в виде случайной по­следовательности, причем каждая из них — с частотой, равной ее вероятности в оптимальном решении.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее