Общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации в эпоху античности
Тема 1 общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации в эпоху античности
1.1 Географические и хронологические рамки античной культуры.
1.2 Периодизация античной литературы.
1.3 Специфика античной литературы.
1.4 Роль античной литературы в истории мировой культуры.
1.1 Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Малой Азии. Древние римляне первоначально населяли небольшую территорию вокруг Рима, затем завладели всем Средиземноморьем.
Парфенон. Акрополь, г.Афины |
Понятие "античная культура" относится именно к этим двум народам. Началом греческой цивилизации считают III тысячелетие до нашей эры, а римской – VIII век до нашей эры (753 г. до н.э. – основание Рима). Первые письменные памятники античной литературы относятся к VIII веку до н.э., что считается началом античной культуры, а ее завершение относят к VI веку н.э. Корни античной литературы и культуры уходят в глубину мифологического сознания.
Мифология, воплощенная в литературе, рождает понятие о единстве внешней и внутренней красоты, физической и духовной. Гуманистическую направленность античной культуры определяли следующие постулаты:
Рекомендуемые материалы
· ценность человека как личности;
· гармоническое развитие физического и духовного начал;
· понятие о разумном единстве свободы личности и общественного порядка;
· законность как норма жизни природы, человека, общества.
1.2 Античная литература входит в систему единой средиземноморской греко-римской культуры и делится на следующие этапы:
1) архаический период включает в себя развитие устного народного творчества в течение многих веков, вершиной которого является "Илиада" и "Одиссея" Гомера (VIII в. до н.э.).
Львиные ворота г. Микены |
2) классический период охватывает VII–IV в. до н.э. Литература на территории Древней Греции в этот период достигает наивысшего расцвета, развивается литературный язык. На этом этапе появляются многочисленные формы лирики и драмы, что отражает интерес к внутреннему миру личности. Высокого уровня развития достигает также прозаическая литература, состоявшая из произведений греческих философов, историков, ораторов.
3) эллинистический период датируется концом VI–I в. до н.э. Это время определяется как время упадка и кризиса древнегреческой литературы и культуры. Ряд неудачных войн, римская колонизация приводят к социально-общественным изменениям, что находит отражение и в литературе. Она становится достоянием избранных, изобилует множеством малоизвестных названий, имен. Наибольшей популярностью пользуются малые жанры – идиллия, эпилий, эпиграмма.
Император Август |
4) римский период начинается в 31 г. до н.э. с момента покорения Греции Римом и заканчивается в начале. VI в. н.э. Центр культурного и литературного процесса находится в Риме, который, соперничая с Грецией, все больше с ней взаимодействовал. Следовательно, можно говорить о развитии эллинско-римской средиземноморской цивилизации.
5) поздняя (христианская) античность является завершающим этапом в развитии античной культуры и охватывает IV–VI вв. н.э. Светская литература этого времени становится подражательной, развлекательной. В IV веке христианская религия становится государственной религией Римской империи, наиболее интенсивно в литературе развивается богословское направление.
1.3 На протяжении своего развития формы и содержание античной литературы претерпевали определенные изменения. Первоначально письменной литературы не существовало, а ее носителями были аэды (бродячие певцы). При этом основной функцией такого вида литературы было поучение. В последующие времена записанные произведения были немногочисленны и также передавались больше в устной форме. На этапе своего расцвета письменная литература стала основной формой словесности, появилась книга в виде свитка или тетради, писатель стал восприниматься как творец.
Основные принципы античной литературы:
· литература – одна из форм общественной идеологии;
· человек – основной объект художественного изображения;
· мифологическая тематика: в мифологических образах воплощаются самые высокие мировоззренческие обобщения;
· традиционализм окружает образы ореолом литературных ассоциаций, обогащая творческий процесс;
· господство стихотворной формы, при этом даже проза стремится к ритмизации;
· склонность античных писателей изображать главным образом внешний, предметный мир, рисуя его в максимально благоустроенном и красивом виде.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Содержание, литература, введение.
Метрическая система стиха в античности строилась по принципу чередования долгих и кратких слогов, что связано с мелодическим ударением. Главным было соблюдение размера, рифмы не существовало. Основными размерами были гекзаметр дактилический, дистих элегический, ямбический триметр и другие.
В эпоху античности была разработана устойчивая система жанров. Жанры делились на высокие (эпос, песня, трагедия) и низкие (комедия, басня). Каждый жанр имел свои внутренние законы, что повлияло на формирование системы стилей. Стиль также мог быть высоким (поэтическое искусство, словесные построения) и низким (подобен разговорной речи). Жанр определял также язык и размер стиха.
1.4 В последующие эпохи античная литература продолжала оказывать влияние на развитие культурного процесса. Вплоть до настоящего времени она является источником вдохновения для больших литературных школ и направлений, всякого рода философских, эстетических и политических учений. В течение всех Средних веков латинский язык был официальным языком литературы, историографии, философии, законодательства, школы и церкви. В результате этого Европа нового времени познакомилась с античностью преимущественно в ее римском обличье. В эпоху Возрождения античность используется в целях провозглашения гуманизма, для борьбы со средневековым аскетизмом и утверждения сильной, красивой человеческой личности со всеми ее разносторонними стремлениями. Античность для людей Ренессанса является идеалом полной свободы тела и духа. В эпоху Нового времени в Европе античность становится выразителем самых сокровенных идей каждого поколения. Новая литература, испытавшая потрясения двух мировых войн, переживает судьбу человека и общества, обращаясь к извечным сюжетам античности.
В России и других православных странах античная культура воспринималась через Византию, что было причиной более глубокого изучения греческой литературы. В Москве в XVII веке была открыта Славяно-греко-латинская школа, издавались грамматики, словари, сборники по стихосложению, мифологии. Начало XIX века было ознаменовано потоком переводов античных авторов. В русской литературе нашли воплощение все литературные жанры античности: классическая драма и эпос, идиллическая пастораль и др.
Краснофигурный кратер |