Древнеримский роман
6.5 Древнеримский роман. Апулей и Петроний. В Римской империи особой популярностью пользовался роман, появившийся во II в. до н.э. Особенно популярны были романы Апулея (125 – после 170) и Петрония (погиб, по Тациту, в 66 г.). В романе Петрония «Сатирикон» действуют не идиллические возлюбленные, традиционные персонажи романа, а бродяги, авантюристы, не чуждые никаким порокам. Самая яркая фигура в романе выскочка-богач Трималхион, невежественный, но гостеприимный. «Сатирикон» – увлекательное, подчас непристойное повествование о современных Петронию нравах римского общества.
Еще более знаменитым был авантюрно-аллегорический роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Главный герой Луций, колдовством превращенный в осла, попадает в руки грубых и хитрых купцов. В облике осла Луцию приходится претерпеть множество бед, поневоле слушая людские разговоры. Но во сне ему является богиня Исида, предсказавшая возвращение к человеческому облику. Социальная наблюдательность в этом романе сочетается с религиозной мистикой. Многие исследователи считают «Метаморфозы» первым романом в истории литературы.
«Идеальный мир прекрасного был для эллина дороже и выше всего, – пишет Моммзен. В наслаждении им он забывал и личные печали и недостатки государственного и общественного быта. Преимущества эллинов более ярки и более бросаются в глаза. Но дарования италийцев глубже, драгоценные их свойства – понимание того всеобщего, что рассеяно в частных явлениях, их покорность и способность к самопожертвованию... Отдельные личности могли страдать в таком народе, могли быть заглушаемы в людях их лучшие природные задатки, но отечество этих людей и их чувства к этому отечеству были таковы, каких не знал грек, и при государственном устройстве, основанном на самоуправлении, латины так развил свою национальность и вместе с этим достигли такого могущества, что им подчинились и эллинская нация, и весь мир».
Однако при всем различии этих двух великих народов сила воздействия их культуры на последующую культуру Европы и мира была столь велика, что это позволило их объединить в одном общем прекрасном понятии «Античность». Оба этих народа внесли равновеликий вклад в последующее развитие культуры, задав высоту, ниже которой подлинная культура не имела права опускаться, оставив наследникам богатейшее мифотворчество, опыт демократического общества, богатство философских идей, величайшие произведения литературы, архитектуры, скульптуры, законы рационального логического мышления, законы гармонии и красоты человеческого тела, законы трагедии, военного искусства и правовые нормы. Взаимодействие этих элементов, взаимодействие римской и греческой культур создали европейскую цивилизацию и европейца как социокультурный феномен, для которого важны одинаково слово и дело, гармония и польза, идея и ее воплощение.