Древнегреческий театр
5.6 Древнегреческий театр. Если эпоха архаики выразила себя в лирике, то классический V в. до н.э. заговорил языком трагедии и комедии. Возникла трагедия из хоровой песни, из дифирамба, который распевали одетые в козлиные шкуры «сатиры», лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. «Хоры козлов», сатиров существовали по всей Греции уже в VII в. до н.э. Возникла же трагедия, когда афинский тиран Писистрат (560 – 527до н.э.) учредил государственный праздник Великих Дионисий и народный культ Диониса таким образом получил поддержку властей. К хору был добавлен актер, ведущий с ним диалог, и трагедия превратилась в драматическое действо. Сначала разыгрывались сцены только о самом Дионисе, затем стали представляться и другие мифы. Дальнейшему превращению «хора козлов» в драму способствовал тот факт, что великие драматурги (Эсхил и Софокл) стали вводить в действия актеров. Но и в дальнейшем хор играл в драме не меньшую роль, чем актеры. Это сближает греческую трагедию с современной оперой или ораторией.
Сюжеты трагедии в основном заимствовались из мифологии. Древнегреческая трагедия играла большую воспитательную роль. Великие авторы трагедии стремились потрясти зрителя, наставить его, показать на примере своих героев, как божественные законы управляют жизнью людей.
Представление в древнегреческом театре длилось три дня во время праздника в честь Диониса. Давали подряд три трагедии, а затем «сатирову драму» – инсценированный эпизод из мифологии, но в облегченном, веселом, забавном освещении, что позволяло зрителям снять напряжение после трагедии.
Так как греческая драма возникла из песен хора, то хор был первоначально ее главной и необходимой принадлежностью, и долго в ней удерживался. У Эсхила хор нередко являлся главным действующим лицом. У Софокла, сохраняя связь с действием, хор уже имеет второстепенное значение. У Еврипида хор утрачивает связь с действием, и песни его превращаются в музыкальный дивертисмент между отдельными актами драмы. И уже с конца IV в. до н.э. некоторые поэты стала писать трагедии без хоров.
Все театральные постановки, начиная с 508 г. до н.э., проводились как состязание – агон. В состязании участвовало три поэта, три актера и три хорега. В состав жюри входили десять граждан. Наград было три, но победу означала только первая. Постановление комиссии (протокол) публиковалось на мраморной доске. Такие протоколы назывались дидаскалиями и сохранились до нашего времени.