Греческая литература
5.5 Греческая литература. Древнегреческая литература, как и вся культура, прошла многовековой путь развития. Именно в Древней Греции сложились ее основные типы: эпос, драма, лирика. Первыми древнегреческими литературными произведениями были два шедевра – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Их сюжеты взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. В каждой из поэм отражены лишь небольшие эпизоды этого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны. Описание заканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. На все предшествующие и последующие события даются лишь намеки, свидетельствующие о том, что содержание всего цикла было хорошо известно слушателям.
Идеалы Гомера – идеалы аристократические, и обращается он к носителям аристократической культуры и сознания. Поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Для гомеровского воина высшей ценностью является посмертная слава, память о доблестном бойце и его подвигах. Эту память сохраняет певец – аэд, который передает ее потомкам. Со временем поэмы Гомера стали для греков священными книгами.
Произведения Гомера были для греков каноном поведения источником знаний о прошлом. Геродот заметил, что богов сотворили Гомер и Гесиод. Гомер действительно внушил свое представление о богах, и Фидий, величайший греческий скульптор V в. до н.э., создавая скульптуру Зевса Олимпийского находился под впечатлением стихов слепого Гомера.
Новые пути эпической поэзии VIII - VII вв. до н.э. проложил Гесиод, беотийский земледелец, создавший три новых эпических жанра: космогонический (поэма «Теогония» о происхождении мира богов и людей), генеалогический («Каталог женщин» – о repoинях древних мифов) и дидактический («Труды и дни», содержащий советы и наставления земледельцу).
В VII в. до н.э. развивается поэзия. Ее ярким представителем был поэт Архилох, с острова Парос. В своих стихах он утверждал отличие от гомеровских ценностей и считал призрачной посмертную славу, к которой стремились герои Гомера. Архилох выражает более реалистичный взгляд на мир. В его стихах звучат порывы неудовлетворенной страсти, оскорбленное самолюбие, язвительная мстительность, готовность стойко переносить превратности судьбы. Старые стихотворные размеры он заменяет ямбом и хореем.