Сущность феномена культуры
Вопрос 7. Сущность феномена культуры.
Само понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В переносном значении понятие «культура» (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство», и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация». Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политики.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катан (234—149 до н.э.) был автором трактата о земледелии. В трактате речь идет не просто об обработке земли, а, главным образом, об уходе за участком. Без предельного интереса к участку не будет должного возделывания, иначе говоря, культуры. Несколько позже, у римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106—43 до н.э.), слово «культура» отрывается от земной почвы и метафорически соотносится с разумностью. Говоря о возделывании, Цицерон уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа, считая таковой философию. Кроме слова «культ» к понятию культуры близок и термин «оккультизм». Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается в понятиях «мистика», «магия», «мистерия». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. С непосредственно религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздается в культе. Здесь в каждый данный исторический момент как бы заново совершаются в символической форме все вечно значимые события священной истории. Рождается представление о рыцарстве как своеобразном культе доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке, который тяготеет к возвышенному, гармоничному развитию. В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пу-фендорфа (1632—1694). После XVII в. многие философы — И. Кант, В. Виндельбанд, Э. Кассирер, О.Шпенглер и другие — пытались ответить на вопрос,
Этот краткий экскурс в историю показывает, что попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культурология. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явилось истоком, питавшим поиски ее исходных понятий. Формирование четких определений понятия «культура» в мировой науке позволило двигаться дальше в разработке теории культуры, ставить новые вопросы в ее познании. Естественно, то определение культуры, которое мы здесь дали, нельзя рассматривать в качестве точного отражения ее универсальной сущности как специфического феномена. Естественно, возможны и иные определения. Кроме того, мы обозначили далеко не все грани культуры. Для того чтобы выполнить эти задачи, было бы крайне важно проследить, как возникла культура. Однако за давностью это практически невозможно. Тайна происхождения культуры скрыта от нас тысячелетиями. Но существуют различные научные гипотезы, догадки, которые помогают приоткрыть эту таинственную завесу.