Деятельностная основа культуры
Вопрос 6. Деятельностная основа культуры.
Без разумной деятельности природа человека ограничена только способностями восприятия и инстинктами. Но в том-то и дело, что человек способен на такую активность, которая не ограничивается природой, рамками вида. Он переходит от одной формы деятельности к другой, творя себя и созидая культуру. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, человеческой природой, т.е. приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо. На это способен только человек. Шаг к разрыву с природой человек сделал только в том смысле, что стал возводить на ней свой человеческий мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С тех пор развитие продолжается через культуру. Вместе с тем человек продолжает служить соединительным звеном между природой и культурой. Таким образом, культура — это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя, в качестве человека. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности. И все же не всякая человеческая деятельность творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. Деятельность человека разнообразна, и многообразны результаты, продукты человеческой активности. Но только те деяния человека, которые содержат в себе напряженный творческий прыжок, прорыв в новое духовное пространство, вычитывание смысла в окружающем, непременно рождают святыни, ценности, мы прежде всего и определяем как культуру. А ее результаты, уже «материализованные» в конкретных механизмах, памятниках, сооружениях, орудиях труда и т.д., мы обычно относим к цивилизации, хотя такого абсолютного их разделения в реальной жизни, конечно же, не существует. Человеческая активность далеко не всегда сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, — творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси — человек цивилизации. Цивилизация — это, условно говоря, вещественное воплощение культуры. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема культуры и цивилизации». Помимо инстинктивной программы, которая есть у всех живых существ, у человека есть и программа социальная. Инстинкт подсказывает, что нужно делать. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой, незавершенной человеческой природы. Стремясь восполнить свою недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека.