Конфуций и его учение
4.4 Конфуций и его учение. Чтобы понять менталитет китайца, необходимо обратиться к нравственной философии китайского мыслителя Конфуция (Учитель Кун, 551 – 479 до н.э.), сформулировавшего этические нормы и ритуалы всех последующих китайских поколений. В 22 года он начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. В 50 лет Конфуций стал высоким сановником в государстве. В беседах со своими учениками Конфуций формулирует идеал общественного деятеля – образ «благородного мужа» (цзюнь-цзы), главным качеством которого является «жэнь». Жэнь – главная категория этической концепции Конфуция. Для китайца это понятие многозначно. И хотя на европейские языки оно переводится словами «гуманность», «человеколюбие», «человечность», «человеческое начало» и т.д., его изначальный смысл – быть идеальной формулой в иерархических отношениях разной природы: между отцами и сыновьями, между правителями и чиновниками, затем оно было экстраполировано Конфуцием на отношения между братьями, между друзьями, и, как читаем в книге «Лунь Юй», на вопрос «Что же такое жэнь?» – Учитель ответил: «Это значит любить людей, причем всегда и во всем выражать любовь». Жэнь – это характеристика человека и определенный тип его поведения.
Одним из ключевых в этической концепции Конфуция является также понятие «благородный муж». У Конфуция – это идеал человека, для которого прежде всего характерно милосердие, чувство долга. Помимо милосердия и чувства долга благородный муж должен обладать качеством « вэнь », что значит образованность, просвещенность, духовность и любовь к учению.
Еще одной чертой благородного мужа Конфуций считает качество «хэ» – любезность без льстивости, принципиальность без навязывания другим своих взглядов, способность налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.
Люди также интересуются этой лекцией: 1.3 Образование Древнерусского государства.
Важнейшей этической категорией Конфуция является категория ритуала – «ли». Для Конфуция ритуал – это парадигма общественного поведения. В содержании «ли» Конфуций, прежде всего, подчеркивал вежливость. Эта категория у Конфуция стала необходимым этапом человека на его пути к нравственному совершенству.
Вообще понятие «ли» имеет не только значение ритуала. Раньше оно означало обувь, надеваемую при совершении религиозных обрядов, что и породило его два исходных значения: установление предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). Понятие «ли» для Конфуция означало не только правила благопристойности в широком смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить государством. Оно раскрывает сущность формулы Конфуция «Управлять – значит поступать правильно».
Конфуцианство всегда было не только этической, но и очень влиятельной на Востоке политической доктриной. Конфуций переосмыслил доктрину «мандата Неба», разработанную еще в начале эпохи Чжоу (рубеж II – I тыс. до н.э.), по которой великое Небо дает пост правителю Поднебесной, чтобы он постоянно заботился о благе своих подданных и процветании государства. Если этого не будет, последует смена владельца мандата. Конфуцианский идеал правителя со временем стал эталоном для китайских чиновников-управленцев. Право на участие в управлении государством эти люди подтверждали своим участием в конкурсных экзаменах, одним из требований которых было хорошее знание конфуцианства.
Конфуцианство – это этическая и политическая доктрина, но в ней есть и существенный религиозный компонент. Прежде всего это культ предков. В конфуцианстве нет таких религиозных понятий, как грех, покаяние, загробное блаженство. И потому последователь Конфуция стремился быть нравственным, а не безгрешным. Вместе с тем при содействии предков конфуцианец стремился получить прижизненные блага и избежать ударов судьбы. Ударам судьбы считалось не иметь мужского потомства. В этом случае глава семьи считался сиротой. Несчастьем было также не иметь ученой степени или хотя бы сына с ученой степенью. Об этом и просили предков, а в случае удачи – благодарили.
Исполнение культа предков контролировалось властями, для чего содержался огромный чиновничий аппарат. Но в условиях патриархальной власти отца или старшего в семье чиновничье вмешательство в этом вопросе требовалось не часто.
Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций по сути дела провозгласил принцип равных возможностей.