Менталитет древних греков
5.1 Менталитет древних греков. Аристотель (384 – 322 до н.э.) писал, что северные европейские народы отличаются энергией, но не обладают достаточной живостью ума; населению Азии, обитающему в жарких странах, наоборот, при живости ума недостает энергии. У греков же, благодаря их умеренному климату, Аристотель видел сочетание энергии характера с умственной тонкостью.
В равномерном развитии различных способностей Аристотель видел причину счастливого душевного равновесия и гармонии, проявляющихся в великих произведениях литературы и искусства греков. Он отмечал, что воображение у эллина всегда сочеталось с элементами рассудочности, чувство – с умом, страсть – с размышлением. Он никогда не придавался какому-нибудь одностороннему увлечению, будучи обладателем многочисленных способностей, пригодных для каждого случая. Объединяя эти способности, он придавал созданиям своего творчества их настоящий характер.
Другой существенной чертой греческого народа Аристотель считал его неистощимую любознательность. В области естественных и нравственных наук, в истории, географии, философии, математике греки проявляли любопытство в лучшем значении этого слова и потому первыми сформулировали почти все великие научные задачи и изобрели почти все научные методы. Их всегда искушало все загадочное, как бы оно ни проявлялось, особенно же их влекла тайна мироздания. Они хотели все увидеть и все познать. Эта потребность ставить вопросы всему, где только можно получить ответ, проявляется и у первых философов-ионийцев, и в трудах великого греческого историка Геродота (485 – 425 до н.э.). Геродот писал о тонкости ума эллинов: «с давних времен эллин отличался от варвара своей сообразительностью и отсутствием глупого легковерия». Это характеристики всех греков, несмотря на то, что у жителей разных греческий полисов были свои особенности. Беотия, например, славилась своими литературными и политическими деятелями, остроумие спартанцев было известно во всей Греции. И хотя их остроты менее грациозны и в меньшей степени проникнуты тонкой иронией, чем афинские, в них больше сжатости и силы. Многие мудрецы, прославившиеся своими изречениями, вышли из дорийской части Греции; но когда римлянин Цицерон хотел показать, как надо пользоваться остроумными словами в качестве орудия красноречия, поскольку сам был выдающимся оратором, он обращался за образцами ко всем грекам без различия.
Традиции имели в Греции огромную силу, но никогда не подавляли свободу отдельной личности. Благодаря смелости суждений, фантастической силе воображения, искренности чувств эллин избежал стеснений в развитии своей культуры.
Вся поэзия греков в конечном счете есть поэзия жизни. Идеал
греков – идеал молодости и красоты, который они постоянно стремились осуществить и на котором охотно сосредоточивали свою мысль. Греческая нация более всех других любила жизнь, наслаждаясь своими мыслями и чувствами, и по природе была склонна к постоянно деятельному оптимизму.
Благодаря перечисленным причинам общего и частного порядка малочисленный греческий народ в своем культурном развитии поднялся на такую трудно вообразимую высоту, на какую ни до, ни после него ни одному народу подняться не удалось. Именно поэтому все то, что касалось древних греков, включая мельчайшие подробности их быта, всегда было и остается предметом острого интереса.