Популярные услуги

Искусство в XVII веке

2021-03-09СтудИзба

14.3 Искусство в XVII в.

14.3.1 Классицизм. Первоначально классицизм утвердился в поэзии французского поэта и филолога Франсуа Малерба (1555-1628), автора од и гимнов. О его творчестве выразительно писал в «Поэтическом искусстве» теоретик классицизма Никола Буало (1636-1711):

И вот пришел Малерб и показал французам

Простой и стройный стих, во всем угодный музам,

Велел гармонии к ногам рассудка пасть

И, разместив слова, удвоил тем их власть.

Очистив наш язык от грубости и скверны,

Он вкус образовал взыскательный и верный,

За легкостью стиха внимательно следит

Рекомендуемые материалы

И перенос строки сурово запретил.

Его признали все; он до сих пор вожатый;

Любите стих его, отточенный и сжатый,

И ясность чистую всегда изящных строк,

И точеные слова, и образцовый слог.

В этих строках лаконично и четко изложены главные принципы классицизма: упорядоченность художественных форм, их изящество и благородная простота как следствие напряженной работы мысли, стремящейся к ясности выражения идеи. Классицизм в искусстве соответствовал рационализму, утвердившемуся в XVII в. в философии. Преклонение перед разумом явилось могучим стимулом для аналитического исследования действительности и человека.

Лишь во французской художественной культуре классицизм сложился в целостную стилевую систему.

Крупнейшими представителями классицизма были литераторы Франции. В XVII в. это были Корнель, Мольер, Лафонтен, Расин, Буало и др. Парадигмой классической эстетики была античность, и не случайно к античным сюжетам, давая им современную трактовку, обращались такие великие драматурги-классицисты XVII в., как Корнель и Расин.

В соответствии с иерархией художественных жанров – высоких и низких – в литературе высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими – комедия, сатира, басня.

Пьер Корнель (1606 – 1684) стал крупнейшим классиком своего времени после представления трагедии «Сид» (1637), где показана коллизия долга и любви и герои поставлены в сложные, запутанные отношения. Родриго любит Химену, но он убийца ее отца, задевшего честь его отца, Химена любит Родриго, но она должна отомстить убийце отца. Корнель показывает глубину и борьбу всех этих чувств. Гельвеции в работе «Об уме» задается вопросом, почему современники так высоко ценили Корнеля? И из его ответа становится очевидно, что абсолютизм – это не только жесткое подчинение индивидуального общему, это век, когда высоко ценились отвага, смелость, честолюбие, и «характеры героев Корнеля и их поступки... соответствовали духу того времени» Эпоха классицизма, как никакая другая эпоха, показала эстетизм нравственности, показала величие и красоту таких ценностей, как долг и честь. Герои Корнеля величественны, великодушны, доблестны, у них открытая натура, гордо поднятая голова, благородное сердце, и не случайно, Вольтер писал, что «театр Корнеля – школа величия души».

Другим великим трагиком XVII в. был автор «Федры» Жан Расин (1639 – 1699), о котором Р.Роллан (1866 – 1944) писал: «Великому искусству Расина свойственна величавая ясность, в глубине которой просвечивают, как в прозрачной воде, человеческие души и их волнения – в особенности слабые души и женские чувства». Сравнивая Корнеля и Расина, французский писатель Ж.Лабрюйер (1645 – 1696) писал: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин роднит их с нашими. Тот рисует людей такими, какими они должны быть, этот – такими, какие они есть... Один возвышает, давит, господствует, учит; другой нравится, волнует, трогает. Все, что есть в разуме наиболее прекрасного, наиболее благородного, наиболее возвышенного, – это область первого; все, что есть в страсти наиболее нежного, наиболее тонкого, – область другого. У того – изречения, правила, наставления; у этого – чувства. Корнель наиболее занят мыслью, пьесы Расина волнуют. Корнель поучителен, Расин человечен, один подражал Софоклу, второй более обязан Еврипиду».

Великим автором великих комедий XVII в. был Жан Батист Мольер (1622 – 1673), французский комедиограф, актер, театральный деятель, служивший при дворе Людовика XIV . Творчество Мольера сложилось под влиянием традиции фарса, с одной стороны, и под влиянием итальянской комедии масок, с другой. Текст фарса изобилует грубоватыми, сочными шутками, словопрениями, острословием. По традиции, исполнители в фарсе импровизируют, свободно отступают от сюжетной схемы. Итальянская комедия масок восхищала Мольера высокой техникой комических приемов и трюков, а маски – смешные старики, влюбленные, педанты, ревнивцы, смышленые или глупые слуги – напоминали о фарсовых персонажах.

Опираясь на эти традиции и достижения классицизма, Мольер создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, сатира, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом («Смешные жеманницы», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» и др.). Жизненность и живучесть человеческих пороков, высмеиваемых Мольером (ограниченность, самодурство, жадность, лицемерие, ханжество и др.), обеспечили многовековой интерес к его произведениям.

Классицизм благодаря Корнелю, Расину, Мольеру, Декарту стал французской национальной идеей, выдвинувшей Францию в XVII в. на уровень самой культурной страны в Европе.

В XVII в. классицизм господствовал также в архитектуре, живописи и скульптуре, музыке.

Образец классицизма в архитектуре – Версальский дворец, созданный архитекторами Л.Лево (1612 – 1670), Ж.Мансаром (1646 – 1708) и А.Ленотром (1613 – 1700), спроектировавшим Версальский парк.

Классицизм в живописи – это полотна на мифологические и литературные темы Н.Пуссена (1594 – 1665) такие, как «Времена года», «Смерть Германика», «Спящая Венера» и др., а также К.Лоррена (1600 – 1682). Его лиричные и торжественные пейзажи передают тонкие эффекты освещения (серия «Времена суток»).

Французская скульптура XVII в. находилась под влиянием своего соотечественника Жана Гужона (1510 – 1568), представителя Возрождения, поэтически одухотворенные произведения которого, изысканные по пропорциям и ритму, сказались на творчестве Саразена (1588 – 1660). Несмотря на 18 лет, проведенных в Италии, где в тот период уже утвердилось барокко, Саразен по возвращении создавал свои произведения («Кариатиды», павильона «Часы» в Лувре, «Триумф Петрарки», надгробие для усыпальницы принца Конде) в русле классицизма.

Представитель классицизма в музыке – Ж.Б.Люлли (1632 – 1687). Он основоположник французской оперной школы, автор лирических трагедий «Тезей» и «Альцеста» и музыки к комедиям Мольера.

14.3.2 Барокко. В XVII в. в искусстве многих стран Европы был распространен барочный стиль. Разочарование в историческом оптимизме первых гуманистов, разочарование в вере в безграничные возможности человека привели к отказу от ценностей, утвержденных Возрождением, к попытке вернуться к ценностям Средневековья. «В XVII в. человек теряет ощущение своей исключительности и обособленности в мироздании и чувствует себя слитым с вечно движущейся природой. Небесный свод разрывается и превращается в звездную бездну». Своеобразным преодолением культуры Возрождения и явился стиль барокко (что в переводе с итальянского означает «причудливый и странный»). Но прямое возвращение к Средневековью уже стало невозможным. Отсюда противоречивость художественного творчества мастеров барокко, в котором парадоксально уживались взаимоисключающие черты искусства Средневековья и Ренессанса. Новое мироощущение порождает новые формы в архитектуре.

Границы зданий как бы тают, исчезают резко ограничивающие их прямые линии и плоскости. Барочные купола создают иллюзию разверстых над человеком, уходящих в бесконечность небес... архитекторы усомнились в «праведности» прямой линии и предпочли округлые, ломаные кривые. Фронтоны барочных храмов отделяются от здания, становясь как бы независимой частью постройки.

Ярчайшие образцы барокко – работы архитектора Л. Бернини (1598 –1680). Корифей барокко, Бернини создал знаменитую колоннаду собора св. Петра в Риме и пышное убранство интерьера собора: гигантский балдахин на спиралевидных колоннах, отлитых из бронзовых украшений Пантеона, деревянный трон, принадлежавший, по преданию, апостолу Петру, а также скульптурную группу «Экстаз св. Терезы». Стиль Бернини полон экспрессии и драматизма.

Чтобы характеристики, которые обычно придаются термину «барокко», приобрели свой реальный смысл – «пространственный размах», «пышность декора», «динамика форм» и др., достаточно пристальнее рассмотреть алтарь кафедры Петра работы Бернини. Из овального окна над престолом расходятся лучи, символизирующие благодать Святого Духа, огромное количество скульптур над кафедрой выражают представление о многообразии, сложности и изменчивости мира. В них выражена напряженность и аффектация, а все произведение поражает своей пышностью и величием.

Наиболее адекватное представление о барокко в живописи дают полотна итальянского художника М. Караваджо (1573 – 1610) и фламандца П. П. Рубенса (1577 – 1640). В работах этих художников чувствуется типичная для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита, энергичная лепка объемов.

Крупноформатные полотна Рубенса наглядно демонстрируют драматическое мастерство композиции и любовь к богатству красок.

Барокко – сложный стиль, на что намекает уже сама этимология термина – «причудливый», «неправильной формы». Его творцы, начиная сомневаться в беспредельном титанизме человека, в своих работах выражают восхищение перед могучими силами природы, по сравнению с которыми человек очень слаб. Художники барокко создавали свои произведения, как правило, на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Отдых на пути в Египет» Караваджо и «Персей и Андромеда» Рубенса).

Барокко – это не только художественный стиль, это мироощущение человека, вдруг почувствовавшего, что он не всесилен, не всемогущ, что он всего лишь одна из сил природы и что его существование не всегда гармонично. И иногда жизненные обстоятельства таковы, что у человека не хватает сил с ними справиться. Об этом картина испанского живописца X . Риберы (1591 – 1652) «Самоубийство Катона Утического». Один из ярких персонажей Древнего Рима Катон Утический изучал философию и был приверженцем стоицизма. С войсками Красса сражался против Спартака, вместе с Цицероном выступал как трибун в сенате за казнь участников заговора Каталины. Будучи сторонником Римской республики, Катон видел в Цезаре опаснейшего врага, объявил себя его противником. Но Цезарь побеждает. Катон потерпел поражение при Тапсе (современный Тунис) вместе с Помпеем, которого поддерживал. Видя безысходность своего положения и поражение республики, Катон в 46 г. до н.э. решился на добровольную смерть, бросившись на собственный меч. Этот момент и запечатлен на картине Риберы.

XVII век называют «золотым веком» испанской живописи. В это время свои произведения создавали также такие замечательные живописи, как гениальный Веласкес (1599 – 1664), великий мастер портрета («Портрет папы Иннокентия X »), исторических полотен («Сдача Бреды»), полотен на мифологические темы («Вакх»); Сурбаран (1598 – 1664) – автор цикла картин из жизни св. Бонавентуры; Мурильо (1618 – 1682) – основатель и президент Севильской академии живописи, автор сентиментальных картин («Непорочное зачатие») и портретов уличных мальчишек.

Плодоносным XVII век был и для голландского искусства. Великими художниками этого века являются Рембрандт (1606 – 1669), чьи полотна – это замечательное сочетание живописного мастерства, основанного на эффектах светотени, и глубокого психологизма, что особенно видно на портретах пожилых людей («Портрет пожилой женщины», «Портрет старушки»), где ему удалось передать средствами живописи непередаваемое – рефлексию над прошлым, над собственной прожитой жизнью; Рейсдал (1628 – 1682), автор замечательных пейзажей («Водопад»); Халс (1580 – 1666) – автор многочисленных портретов («Мужчина в черной одежде», «Цыганка», один из самых известных – «Смеющийся кавалер»).

Если культура Возрождения отражала гармонию человеческой жизни, гармонию среды, окружающей человека, прекрасное, как гармоничное по самой своей природе; то произведения в стиле барокко показывают, что борьба со злом не всегда заканчивается победой добра, что в жизни, наряду с прекрасным, полно ужасного; отсюда – наличие мистики в произведениях барокко, монументальности, асимметрии и непредвиденности. И все это на фоне своеобразного гуманизма, стремления защитить такие нежные цветы нравственности, как честь; но защитить их порой через игру бурных страстей, иногда даже ценой жизни.

Примером барокко в художественной литературе являются драмы чести испанского драматурга XVII в. П. Кальдерона (1600 – 1681) «Стойкий принц» и «Саламейский алькальд», содержащие христианско-демократическую трактовку чести. Кальдерон – также автор комедий интриги («С любовью не шутят», «Дама-невидимка»). В этих произведениях есть то, что характеризует барокко: трагическая надломленность чувств, интеллектуальный аристократизм, игра в изысканно-утонченное чувство, обличенные в изощренную речь, изящный лексикон, любование галантными героями.

Гёте говорил о Кальдероне: «Я... восхищался великим талантом Кальдерона и чтил его высокий дух и ясный разум... Он не отражает природу как таковую; он насквозь театрален, сценичен. Конструкция пьесы проста и целиком обозрима, сцены следуют одна за другой по заданной схеме, словно бы в балетном ритме, который доставляет художественное наслаждение и напоминает технику новейших комических опер. Главные внутренние мотивы драматических сюжетов постоянны: это конфликты долга, страстей, внешних обстоятельств. Основное действие движется величавым шагом поэзии, а риторические, диспутальные и софистические интермедии создают изящные фигуры в темпе менуэта.

Вам также может быть полезна лекция "6. Режимы работы микропроцессорной системы".

.... нужно признать, что на такой сцене нельзя изобразить чувства и поступки, взаимоотношения и настроения людей в их первозданной естественности; их необходимо преобразовывать, перерабатывать, перегонять. Так это и происходит в данном случае – поэт поднялся до порога более высокой культуры, он представляет как бы квинтэссенцию человечности».

Эти слова великого Гёте относятся в первую очередь к драме Кальдерона «Жизнь есть сон», в которой автор показывает мучительное становление цивилизованного человека Нового времени.

Основоположником драмы чести был самый плодовитый испанский драматург Лопе де Вега (1562 – 1635), автор свыше 2000 пьес, в том числе таких драм чести, как «Хуэнте Овехуна» («Овечий источник»), «Собака на сене» и «Учитель танцев», В его драмах, как и в других драмах Кальдерона, представлена борьба принципа чести с низкими силами жизни.

В XVII в. над Европой впервые раздалась та гениальная музыка, которая и поныне звучит в концертных залах всего мира. Одним из создателей нового музыкального языка был итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 – 1643), один из родоначальников жанра оперы («Орфей», «Ариадна»). Монтеверди левым использовал оркестр и раскрыл драматические возможности оперы. В соборах звучит духовная музыка, развивается органная и клавесинная музыка.

И.Н.Голенищев-Кутузов отмечал: «Музыкальные здания, которые возводили великие композиторы XVII столетия, походили на соборы в стиле барокко. Как барочная архитектура, где линии кажутся смещенными, фасады движутся, колонны восходят винтообразно вверх, купола словно пронзают пространство, музыка барокко полна движения, она грандиозна и насыщена сложнейшими и многообразнейшими комбинациями».

Свое завершение музыка барокко находит в творчестве гениального немецкого композитора и органиста И.-С. Баха (1685 – 1750). Бах – мастер контрапункта, воплотивший в своих произведениях полифонию барокко.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее