Культура XIX века
Лекция № 7
Культура XIX века
1. Экономический подъем в Англии. Движение чартистов
2. Романтизм
3. Реализм
4. Тенденции в развитии литературы середины и второй половины XIX века
5. Архитектура
6. Живопись
7. Театр в Англии XIX века
Рекомендуемые материалы
8. Американская культура XIX века
9. Литература США середины и второй половины XIX в.
В 30-е и 40-е годы XIX века в Англии быстро развивался капитализм. Здесь раньше, чем в других странах, промышленный переворот вступил в завершающую стадию, что и сделало Англию наиболее развитой страной капиталистического мира. В 30—40-х годах в основных отраслях английской промышленности окончательно победило фабричное производство. Другой важной чертой промышленного развития Англии этих лет был быстрый рост тяжелой промышленности. Англия стала поставщиком машин во все страны мира.
Наличие массовой безработицы позволяло капиталистам усиливать эксплуатацию рабочих и снижать заработную плату. Особенно беспощадной эксплуатации подвергались женщины и дети — они получали за свою работу значительно меньше, чем взрослые рабочие-мужчины. Период, когда рабочие видели главную причину своих несчастий в машине, заменявшей ручной труд, и пытались бороться с введением машин, даже уничтожали их, остался позади.
Под влиянием пропаганды Роберта Оуэна начали создаваться производственные кооперативы и «меновые базары», где из обмена были устранены деньги; крах таких предприятий показал рабочим что, идя по этому пути, они никогда не добьются существенного улучшения своего положения.
Борьба английских рабочих принимала организованный характер, создавались новые профессиональные объединения. Митинги и демонстрации, организованные политическими союзами, приняли внушительные размеры. В 1836 году группа передовых рабочих и ремесленников организовала «Лондонскую ассоциацию рабочих», которая занялась выработкой политической программы рабочего движения - «народной хартиии» (по-английски хартия — «чартер»), которая предусматривала последовательную демократизацию политического строя Англии. С 1838 года по всей стране развернулись массовые митинги, на которых хартия получила всеобщее одобрение. Правительство усилило репрессии, начались массовые аресты активных участников движения. Суровые судебные приговоры, тюремное заключение, ссылки на каторгу обезглавили чартистское движение. В конце 1839 года оно оказалось сломленным.
После неудачи стачки 1842 года чартистское движение стало терять свой массовый характер. Этому способствовало улучшение экономической конъюнктуры в связи с ослаблением кризиса. О'Коннор выступил с планом возвращения рабочих к сельскохозяйственному труду. Вскоре земельная ассоциация чартистов обанкротилась и распалась. Правительство приняло решительные меры против движения чартистов. Упадку чартизма способствовало поражение революций 1848-1849 годов в странах Европы. Чартизм оставил большой след в политической жизни, оказал влияние на культурную жизнь Англии, литературу. Под его воздействием создал ряд произведений Чарльз Диккенс.
Торгово-промышленная монополия Англии позволяла ей эксплуатировать многие страны. К середине XIX века Англия была крупнейшей колониальной державой. Англия захватила Индию, в Китае Гонконг, Новую Зеландию, территории Африки, земли Канады и т.д.
В Англии начала XIX века впервые ставится вопрос о различии, а иногда и противопоставлении культуры и цивилизации. По мнению английского философа С. Кольриджа цивилизация без культуры дезинтегрирует и даже развращает общество, в то время как культура обеспечивает гармоническое развитие его. Рассматривая эту проблему и критикуя современную ему цивилизацию, М. Арнолд в своей книге «Культура и анархия» утверждает, что корни социального зла таятся как в развитии индустриализации, так и в демократических процессах общества. В этом он усматривает опасность утраты традиционных духовных идеалов и ценностей. Он считает, что только интеллектуальная элита может быть подлинным выразителем идеи культурного прогресса общества. Из этого характерного для XIX века противопоставления культуры и цивилизации возникает известная концепция «элитарной культуры».
Литература, поэзия, философия зарождают новое понимание мира. Во Франции появляется теория Ж.Ж. Руссо о, так называемом "естественном человеке", когда "естественный человек-это ребенок, которому наведано борение страстей, чуждое норме природного существования". В Англии рождается культовый роман Л. Стерна "Сентиментальное путешествие", который становится определенным символом этой эпохи, которым зачитывается молодая аристократия, который волнует умы и души многих людей конца века. Естественно, что все эти идеи не могли не отразиться в искусстве. Тема гармонии "естественного человека" и "естественной" окружающей природы, индивидуализация образа, человека как неотъемлемой части идеального мира охватила все сферы искусства.
Романтизм в европейском искусстве.
Рубеж XVIII и XIX столетий характеризуется новым направлением в духовной культуре – романтизмом, возникшем на почве разлада идеала и действительности. Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция. Идеи «свободы, равенства, братства» оказались утопической мечтой, а эпоха революции и десятилетняя наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией. Все это породило настроения разочарования жизнью, пессимизма, новую модную «болезнь» - «мировую скорбь» и нового героя, бунтующего, не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну, часто в поисках смерти.
Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком (1757—1827), но признание романтизм получил позже.
Первый этап английского романтизма. «Озерная школа». Первый этап английского романтизма (1793—1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям Вордсворт (1770-1850), Сэмюэл Тейлор Колридж (1772—1834), Роберт Саути (1774—1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от англ. lake — озеро).
Все три поэта в молодости поддерживали Великую французскую революцию. Но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций. В 1796 г. впервые встречаются Вордсворт и Колридж. Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. Поэты создают сборник «Лирические баллады» (1798). Успех этого сборника положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма.
Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что он порывает с условностью поэтического языка XVIII в. Наиболее известным произведением Колриджа стала баллада «Сказание старого морехода».
Несколько в стороне от Вордсворта и Колриджа стоит Роберт Саути. Первоначально он был захвачен идеями Великой французской революции, что отразилось в его трагедии «Уот Тайлер» (1794, опубл. 1817) о вожде средневекового восстания в Англии. Но позже он отошел от революционности, стал апологетом правительственной националистической доктрины (книга «Жизнь Нельсона», 1813), за что был обласкан властями. В 1813 г. Саути получил титул «поэта-лауреата». Свободолюбивый Байрон не раз осмеивал эту политическую лояльность и литературный консерватизм Саути. Стрелы байроновской сатиры достигли цели, и слава Саути померкла в глазах потомков. Но при жизни поэта громкой известностью пользовались его поэмы: «Талаба-разрушитель» (1801), основанная на арабских легендах (пример романтического ориентализма в английской поэзии), «Мэдок» (1805) об открытии Америки одним из валлийских князей XII в., «Проклятие Кехамы» (1810), сюжет которой взят из индийской мифологии, «Родерик, последний из готов» (1818) об арабском завоевании Испании в VIII в. Особенно популярными были баллады Саути, среди которых выделяется баллада «Суд божий над епископом» (1799) великолепно переведенная на русский язык В.А.Жуковским.
Таким образом, для поэтов «Озерной школы» характерны смелые эстетические искания, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества и вместе с тем консервативности политических и философских взглядов. Представители «Озерной школы» реформировали английскую поэзию, подготовили приход в литературу романтиков следующего поколения — Байрона, Шелли.
Второй этап английского романтизма. Этот этап охватывает 1812— 1832 гг. (от выхода в свет I и II песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.
К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795— 1821). Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса. Ките передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: «Поэзия земли не знает смерти» (сонет «Кузнечик и сверчок», 1816). В его поэмах («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820) сказалось свойственное романтикам увлечение древнегреческой мифологией и историей (в противоположность классицистическому увлечению античным Римом). Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса. Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию. Китс умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с Байроном лицо английской романтической поэзии этого времени.
Шелли. Перси Биши Шелли (1792— 1822) родился в семье аристократа, учился в Оксфордском университете, но был исключен из него за опубликование работы «Необходимость атеизма» (1811). Позже поэт был вынужден покинуть Англию. Живя в Италии, Шелли испытывает большое влияние Байрона, который в это время тоже жил в Италии. Шелли погиб во время шторма на море. Шелли был преимущественно лирическим поэтом. Его лирика носит философский характер. Шелли видит истину в духовной красоте (стихотворение «Гимн Интеллектуальной Красоте»). Поэт отрицает библейского Бога, он считает, что Бог — это природа, в которой царят принципы Необходимости и Изменчивости (стихотворение «Изменчивость»). Любовь как выражение прекрасного в природе — главная идея любовной лирики Шелли («Свадебная песня», «К Джейн» и др.). Красоте мира, человека и его творений утверждается и в стихах, посвященных теме искусства («Сонет Байрону», «Музыка», «Дух Мильтона» ). Среди стихов Шелли есть много произведений на политические темы («Лорду-канцлеру», «Мужам Англии» и др.). В стихотворении «Озимандия» (1818) поэт, используя форму иносказания, показывает, что всякий деспот будет забыт человечеством.
Наиболее ярко философское осмысление личной и общественной жизни в образах природы дано в стихотворении «Ода Западному Ветру» (1819, опубл. 1820). Лирико-философское начало господствует и в больших поэтических произведениях Шелли — поэмах «Королева Маб» (1813), «Восстание Ислама» (1818), в драмах «Освобожденный Прометей» (1819, опубл. 1820), «Ченчи» (1819).
«Освобожденный Прометей». Это одно из самых значительных произведений поэта. По жанру это философская поэма, по форме это драма, где использованы средства античного театра. Сам Шелли определил жанр произведения как «лирическая драма». Лиризм проявляется прежде всего в авторской, субъективной трактовке сюжета. Шелли изменяет события древнегреческого мифа о Прометее, который заканчивается примирением Прометея с Зевсом.
Вальтер Скотт. Вальтер Скотт (1771 — 1832), по словам В. Г. Белинского, создал исторический роман. Он родился в Шотландии, в Эдинбурге. Не завершив университетского образования, будущий писатель под руководством отца подготовился к карьере юриста. Получив звание адвоката, Скотт занял прочное положение в обществе.
Потрясение, испытанное от «Песен Оссиана» — мистификации предромантика Дж. Макферсона, основанной на традициях шотландского фольклора, возникающий в Шотландии культ национальной старины подвигли Скотта к созданию баллад, в частности баллады «Иванов вечер» (1800, в переводе В.А.Жуковского 1824 г. — «Замок Смальгольм»), собиранию и публикации народных шотландских баллад («Песни шотландской границы» в 3 томах, 1802—1803). Среди исторических романов писателя — «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823). В России романы Скотта знали уже в 1820-е годы. Отсюда утверждение в русском сознании имени автора в старинной французской форме — Вальтер Скотт (правильнее было бы Уолтер Скотт).
Вальтер Скотт утвердил в литературе принцип историзма, заменив исторические сюжеты как «нравственные уроки» на художественное исследование закономерностей исторического процесса, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. А.С.Пушкин еще в 1830 г. прозорливо писал: «Действие В. Скотта ощутительно во всех отраслях ему современной словесности» («История русского народа: Статья II»).
Властителем дум в эпоху мрачной реакции стал английский поэт Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824), сумевший выразить этот надрыв. Его герой Чайльд-Гарольд - мыслитель, снедаемый тоской. Он всегда мрачен, погружен в себя, всюду он видит насилие, обман, коварство, жестокость. И когда находит наконец желанную смерть, уходит из жизни спокойно, без малейшей тени сожаления, потому что «жизнь такова, что она и вздоха не стоит».
Большой капиталистический город был чужд восприятию романтиков, поэтому они обращались к прошлому, но не к античности, которая использовалась классиками, а к Средневековью. Воображение романтиков будоражила таинственность старинных замков, готических соборов, руин, рыцарей, одетых в стальные доспехи. Вместе с романтикой Средневековья воскресла и средневековая фантастика. Это была эпоха, когда верили, что по развалинам замков бродят призраки, по ночам из могил появляются упыри, вурдалаки и вампиры, что по морям носится призрачный корабль с багровыми парусами, нигде не находящий себе пристанища.
Эстетика реализма. Огромную роль в развитии реализма сыграли достижения науки XIX в., что подчеркивает культурные взаимосвязи различных сфер духовной жизни европейцев. Сравнивая отношение романтика и реалиста к какому-либо факту социальной несправедливости, можно заметить, что романтик выразил бы свое возмущение, а реалист прежде всего попытался бы раскрыть причины, породившие этот факт, т. е. подошел бы к нему с позиций науки. Отсюда критический характер реалистического искусства, нередкое обращение к сатире, столь ярко проявившееся в «Ярмарке тщеславия» У. М. Теккерея (с подзаголовком «Роман без героя»), в романах Ч.Диккенса.
Тенденции в развитии литературы середины и второй половины XIX века
Революции 1848— 1849 гг., прокатившиеся по многим странам (Февральская революция во Франции, революции в Германии, Венгрии, пик чартистского движения в Англии и т.д.), завершились поражением, которое оказало огромное влияние на новое мироощущение. Социально-утопические иллюзии, характерные для 1840-х годов, оказались разбитыми. Романтическое мироощущение не оправдало себя. Ему на смену приходит трезвый взгляд на вещи, консерватизм, торжество «здравого смысла».
Утверждение позитивистской философии в середине XIX в. совпадает по времени с невиданным расцветом науки, прежде всего естествознания, где после выхода труда Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) победил эволюционизм.
Джордж Элиот. Сходные идеи высказывала английская писательница Мэри Анн Эванс, взявшая себе мужской псевдоним Джордж Элиот (1819—1880). Уже ее первая книга — «Сцены из клерикальной жизни» (1859), роман, включавший несколько самостоятельных зарисовок очеркового характера, по эстетике и поэтике сближается с «искренним реализмом». Герои книг Джордж Элиот — простые люди, живущие обыденной жизнью, но в острые моменты способные проявить широту души. В лучшем произведении Джордж Элиот «Мельница на Флоссе» (1860) показаны судьбы брата и сестры из семьи владельцев мельницы на реке Флосс. Предваряя тезис натуралистов о решающем влиянии наследственности, писательница подчеркивает, что непрактичность и страстность Мэгги Талливер унаследованы ею по линии отца, в то время как жесткость, расчетливость ее брата Тома определяются линией матери. Том изгоняет Мэгги из дома за то, что она скомпрометировала себя, прогулявшись с молодым человеком. Но Мэгги проявляет подлинно благородные качества, забыв об обиде и спасая брата во время наводнения, при этом она сама погибает.
Архитектура. Характерное для эстетики романтизма смешение поэзии и реальности, «сна и бодрствования» породило качества, общие для романтической архитектуры, живописи и декоративного искусства: игру величин, обман зрения, неясность ориентации. Архитектурные формы представляли собой невероятно увеличенные элементы декора для украшения интерьеров, мебели был распространен характерный прием использования форм архитектуры. В архитектуре возник неоготический стиль, первым образцом которого явился знаменитый замок Стробери-хилл, спроектированный самим писателем Г. Уолполом. В этом первом псевдоготическом сооружении камин был сделан в виде средневековой гробницы, столовая скопирована с монастырской трапезной, двери имели форму церковных порталов, потолки оформлены как готическая розетка. Неоготика являлась своеобразной художественной игрой, она создавала особую атмосферу для интеллектуального, мечтательного, мистически настроенного и тонко чувствующего дух Средневековья человека. Для романтиков важно было видеть себя и свои образы, а не реальную действительность.
В XIX веке архитекторы столкнулись с проблемами, возникшими в результате индустриализации и роста городов. С некоторыми они успешно справлялись, включая в тщательно продуманные проекты новые функциональные особенности и удобства. Однако внешний вид и планировка большинства зданий по-прежнему оставались классическими, а архитекторы продолжали использовать греческий, готический и другие традиционные стили даже при проектировании заводов и вокзалов.
Реформаторы в архитектуре считали более перспективными простые и практичные конструкции, ставшие возможными благодаря новым технологиям. Уже в 1851 году сооружение Хрустального дворца продемонстрировало одно из таких революционных направлений. Построенное для Всемирной выставки, это огромное здание представляло собой гигантскую оранжерею - чугунный каркас, заполненный стеклом. Здание было исключительно функциональным, что соответствовало поставленной задаче, относительно недорогим и простым в возведении и являлось представителем «свободного» стиля, который легко адаптировать для самых разных целей и окружения.
Эти материалы сделали возможным сооружение нового типа зданий - небоскребов. Огромная прочность стали означала, что теперь металлический каркас может нести нагрузку всего многоэтажного сооружения. Стены больше не должны были выполнять функции несущих конструкций, и небоскребы взметнулись ввысь на десятки этажей, а огромные окна залили их естественным светом.
Первые небоскребы были построены в Чикаго, который после опустошительного пожара 1871 года испытывал большую потребность в новых зданиях. Спустя несколько лет был изобретен электрический лифт (1880), что сделало высотные здания реальностью. Считается, что первым таким зданием в Чикаго был Хоум-иншуранс-билдинг (1883-85, архитектор У.Джении), за которым быстро последовали другие. Около 20 лет в Чикаго процветала радикальная архитектурная школа, самым известным представителем которой был Луис Салливен (1856-1924), чей универмаг «Карсом, Пири энд Скотт» (1899) с «решетчатым» фасадом из огромных горизонтальных окон и облицованных белой плиткой ненесущих стен стал прообразом небоскребов по всей Америке.
Живопись. Романтические традиции английской пейзажной живописи были развиты Джоном Констеблом (1776-1837), которого называли «естественным живописцем», до того его живопись пронизана светом и воздухом. Констебл писал этюды с натуры, предвосхитив тем самым работу на пленэре французских импрессионистов. Несмотря на то, что сама схема пейзажной композиции по традиции была заимствована у классиков: темные кулисы деревьев на первом плане и прорыв в глубине посередине, Констебл отказался от отвлеченного рассеянного света в классическом пейзаже и ввел реалистическое освещение из единого источника света в небе. Это преобразило пейзаж, наполнив его жизнью, переливами красок, бликами солнца, колеблющимся воздухом. Констебл создал один из замечательных пейзажей в мировой живописи - «Телега для сена». На картине запечатлен обыденный эпизод из жизни английской деревни: в поле крестьяне собирают в скирды сено и грузят его на телеги, одна из которых, уже пустая, направляется через брод к косарям.
Множество мелких и на первый взгляд незначительных деталей придают изображению жизненность и особую прелесть: собака, направляющаяся по берегу к телеге; прачка, полощущая белье в речной заводи; рыболов, притаившийся с удочкой в камышах; куст цветущей бузины, разросшейся у дома; плавно уплывающие за горизонт облака. Разнообразные оттенки зеленого цвета, серо-коричневые тона, густые белые блики, красные мазки - вся эта красочная палитра, преображенная светом с неба, насыщает картину выразительным движением и создает эффект присутствия в пейзаже.
Наряду с Т. Гейнсборо (родоначальник пейзажной живописи) и Дж. Констеблом певцом английского романтического пейзажа является Уильям Тернер (1775-1851). Он первый из английских художников проделал путь от изображения природы как второстепенного объекта до понимания природы как главного, самодовлеющего образа в искусстве. Он писал ливень, пургу, пар, бурю, метель, пожар, фейерверк, туман, которые в сущности были разработкой одной темы - игры опаловых прозрачных красок, хотя в картине всегда содержался какой-либо намек на реальность - лодка, гора, замок.
Тернер многократно повторял различные комбинации красок, опираясь на теорию цветов Гёте, который считал, что «плюсовые цвета» - красный, желтый и зеленый - порождают ощущение радости, теплоты, счастья, а «минусовые» - синий, сизо-зеленый, пурпурный - беспокойства, страха, тревоги. Он даже написал под общим названием «Свет и цвет - теория Гёте» две парные картины: «минусовую» -«Вечер потопа» и «плюсовую» - «Утро после потопа».
В смелых по колориту и наполненных светом и воздухом пейзажах Тернера очевидно пристрастие художника к необычной и красочной фантасмагории и передаче движения. Причем даже самые невероятные полотна, такие как «Дождь, пар и скорость», к примеру, всегда основывались на личном впечатлении. Наблюдения Тернера были исключительно точны, но он всегда стремился передать в первую очередь не форму предмета, а движение, поймать ощущение времени как основы постоянно меняющегося облика мира.
Тернер первым из английских художников стал писать свои впечатления и открыл принцип живописи тремя основными цветами: красным, синим и желтым, на много лет опередив искания французских импрессионистов. В характерной для романтического мироощущения манере Тернер снабжал свои картины длинными стихотворными цитатами.
"Виды" природы воспринимаются как некие идеализированные живые картины, "выстроенные" по законам искусства живописи, происходит и обратный процесс, когда все эти "виды" воплощаются на холсте, запечатленные художником. Томас Гейнсборо, впервые пишет пейзаж как самостоятельный жанр, таким образом, садово-парковое искусство повлияло и на живопись и на архитектуру, но главной заслугой является то, что живописный парк дал почву появления романтизма в XIX веке.
Романтизм как стиль в искусстве представляет собой явление сложное и неоднородное. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно-политического развития страны, ее художественных традиций, психологического склада народа, он имел свои особенности.
Художники-прерафаэлиты. Романтическая тоска по утраченному идеалу целостной личности воплотилась в элегических, религиозно-патриархальных композициях. Движение английских прерафаэлитов возникло в 1848 году, объединив живописцев ориентированных на эстетический идеал периода поздней готики, искусства Возрождения до Рафаэля. Художники-прерафаэлиты пытались возродить чистоту религиозно-эстетического мышления присущего мастерам средневековья и Кватроченто. Они выписывали на своих картинах травинки, насекомых, цветы, листья, т.е. то, что опускалось в классицизме. Стремление к естественности с одной стороны, и ориентация на средневековье с другой, реализовывались или через «пересказ» средствами живописи легенд и историй из далекого прошлого. Однако им было важно показать любой сюжет так, чтобы в нем как бы действовали реальные люди. И получалось, что легенду они писали с натуры. В начальный период творчества прерафаэлитов самым важным для них были многозначные взгляды и позы героев, выражение каждого лица. Их картины удачно соединяли внешнюю детальность и внутреннюю интенсивность чувств. Живопись прерафаэлитов представляла собой в значительной мере смесь натурализма со стилизацией декоративного свойства. Образы соединявшие «античную простоту» с сентиментальной христианской «кротостью» грешили отсутствием подлинно-художественной ценности, несмотря на их внешнюю привлекательность. Дилетантизм прерафаэлитов, как художников, проявился в слабости рисунка, ошибках в пропорциях, в сумбурности композиции. Но все это искупалось искренностью романтического чувства. Прерафаэлиты сыграли важную роль в противостоянии академическому искусству. Они и подготовили новый взлет романтизма в искусстве последнего большого стиля – модерн. Самой яркой личностью среди прерафаэлитов был Данте Габриэль Россети, самой известной работой которого является «Брак святого Георгия и принцессы Сабры».
Живопись прерафаэлитов представляла собой в значительной мере смесь натурализма со стилизацией декоративного свойства. Образы, соединявшие «античную» простоту с сентиментальной «христианской кротостью», грешили отсутствием подлинно художественной ценности, несмотря на их внешнюю привлекательность.
Дилетантизм прерафаэлитов как художников проявился в слабости рисунка, ошибках в пропорциях фигур, сумбурности композиции, в неумении связать все ее элементы в единое целое. Но все это искупалось искренностью романтического чувства и той ролью, которую они сыграли в противостоянии вкусам викторианской эпохи, академическому искусству. Исторически важной оказалась деятельность прерафаэлитов, провозгласивших возврат к «золотому веку» ручного ремесленного труда и возрождение художественных ремесел в фирме У. Морриса. Они и подготовили новый взлет романтизма в искусстве последнего большого стиля - модерна.
Театр в Англии XIX века.
Общеизвестно, что за сто лет, прошедших с момента появления последней пьесы Р.-Б. Шеридана («Пизарро», 1799) до первых пьес Д.-Б. Шоу («Неприятные пьесы», 1898), английская драматургия не создала ничего сколько-нибудь значительного. «Упадок драмы» — называют этот период театральные исследователи. Подобный приговор проистекает из устоявшейся привычки отождествлять историю театра с историей драматургии, литературный текст со сценическим. Несостоятельность подобного взгляда развенчивается последними исследованиями, свидетельствующими, что период театральной истории, о котором нам придется говорить, особый. Его специфика определяется «Актом о цензуре» (1737—1843), закрепившим право на постановку «правильной» драматургии лишь за двумя театрами Англии— Дрюри Лейн и Ковент Гарден, носившими титул «королевских», а в летние месяцы также за театром Хеймаркет, выступавшим, когда его старшие братья закрывались или уезжали на гастроли. Под «правильной» драматургией подразумевалась пьеса высоких литературных качеств, трагедия или комедия, имеющая пятиактное строение.
Суровые условия театральной монополии жестко регламентировавшей существование так называемых «малых театров», породили большое количество новых жанров: мелодраму, бурлеск, рождественскую пантомиму, в отличие от классических жанров трагедии и комедии, именовавшихся «неканоническими , малыми», а порой и «незаконными» отпрысками английской сцены. Особенность «малых» жанров заключалась в том, что они в обязательном порядке включали в себя музыкальные фрагменты: дуэты, терцеты, арии, а также мелодекламацию и просто «действия на музыку». Число подобных музыкальных вставок определялось свыше и составляло не менее шести в отдельном акте.
Период этот является периодом наивысшего расцвета неканонической драматургии и популярного театра XIX века. С одной стороны, расцвет этот стимулировался эпохой романтизма, неприемлющей никакой авторитарности, никаких систематизированных отношений ни в жизни, ни в искусстве. С другой стороны, он был связан с действительным упадком литературной драмы, обратившим театр к классике (Шекспир) и неканоническим жанрам, очень скоро перебравшимся из непатентованных театров на привилегированную сцену.
Причина подобного успеха заключалась в том, что низовой театр удовлетворял вкусы самой широкой зрительской аудитории — от королевы Виктории до ее форейтора. Он был зрелищным, широко использовал разнообразные театральные эффекты, а главное, говорил со зрителем на языке простейших символов и сказочных мифологем. Ориентированность низового театра на фольклорную основу, архетипичность используемых им образов и сюжетов, будь то герои народной сказки или персонажи итальянской комедии дель арте, и делали его язык широко доступным для окружающих. Это была «третья» культура, обращенная к самым разнообразным слоям городского зрителя, то есть «средняя» по отношению к фольклору — почве и учено-аристократическому «верху».
Эстетизация всего грустного и печального, ушедшего безвозвратно, обусловила появление моды на романтические сады с руинами, на водопады с стоящими поблизости развалинами старинных зданий. Такие пейзажные парки зародились в Англии, где наиболее ярко проявились все основные черты романтического искусства и где истоки романтизма коренились в горестном разочаровании итогами промышленной революции (60-70-е гг. XVIII в.) с ее господством «чистогана», невыносимого для всякого подлинного творчества. В романтических парках XVIII в. специально воссозданные искусственные развалины, павильоны-руины зримо выражали идею течения времени.
Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а "возвращение к природе", к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадности и линейности, господствовавших в стилях к - первой половине века. Произошел отказ от французской модели регулярного парка, как проявления "искусственности". Почти везде эти парки переделываются в "английские", т.е. в пейзажные.
Соединение с природой, отказ от визуальной границы парка, насаждение в парках разного рода театрализованных под естественную природу элементов, руин и экзотических деревьев, переход к иррегулярности и живописности, ориентация на картину, а не на четкий план, воспитание романтических чувств в человеке при помощи литературы и изобразительного искусства, отказ от замкнутости и картезианства, переход на познание мира эмпирическим путем - вот основные черты нового парка.
Очень важно отметить и акцентировать внимание на том, что никогда прежде в Англии вкус эпохи, общественное миропонимание, философия и эстетические воззрения так ярко не проявлялись, как в садово-парковой архитектуре века.
И впервые, Англия стала законодательницей мод и вышла на первую главенствующую ступень в Европе и Америке.
Американская культура XIX века.
Если проследить становление американской национальной культуры, то открытие Америки в 1492 году Христофором Колумбом, приток иммигрантов послужили возникновению поселений колонистов. В XVII веке начинается формирование американской национальной культуры, появляются города, начинается производство, внедряются передовые методы хозяйственной деятельности. Север и Юг развиваются как фермерство и плантаторство. Основой формирования американского национального сознания становится ощущение свободы и больших возможностей для самореализации личности. Английская колониальная политика воздействовала на становление американской культуры. Этот период характеризуется борьбой за политические свободы и войной за независимость от метрополии, что привело к образованию США в 1476 году.
Английская литература приходит в Америку в XVII веке. Это, главным образом, религиозная литература, основанная на проповедях пуритан. И только к началу XVIII века наблюдаются тенденции к светской литературе, антирабовладельческой и антимонархической тематике. Литература Южной Америки защищает права рабовладельцев. Идеологом американского просветительства был выдающийся культурный деятель Бенджамин Франклин (1706-1790), один из авторов Декларации независимости США и Конституции.
Искусство зарождается в XVIII веке и берёт своё начало в искусстве индейских племён. На искусство США повлияли и европейцы, и англичане, и французы, и голландцы. Они привезли с собой искусство упрощённого портрета. Парадные портреты и исторические картины писались такими живописцами, как Куэст, Копли. Во второй половине XVIII века - в начале XIX века лучшим портретистом станет Стюарт, в живописи которого будут сочетаться тенденции объективизма и романтизма. Живописец Трамоул писал портреты участников войны за независимость. Его самая знаменитая картина — «Рождение нации».
Музыка имеет своё становление в народном фольклоре индейцев, развивается негритянское музыкальное искусство. К концу XVIII века в Америку были завезены музыкальные инструменты из Европы, стала развиваться игра на скрипке, клавесине, флейте. Театр преследовался церковью (пуритане были против) и поэтому не развивался. Только во второй четверти XVIII века в Нью-Йорке появились первые театры. В основном ставились шекспировские трагедии.
Литература США середины и второй половины XIX в. В отличие от европейской литературы, в которой вторая половина века характеризуется резким противостоянием романтизма и реализма, американской литературе этого периода в большей степени свойственно взаимодействие, взаимопроникновение романтизма и реализма. Среди значительных литературных явлений могут быть названы: роман «Хижина дяди Тома» (1852) Гарриет Бичер-Стоу (1811 — 1896) — ярчайший памятник аболиционизма; творчество Натаниела Готорна (1804— 1864), в частности роман «Алая буква» (1851) — одна из вершин морально-психологического течения в американской литературе; книга Генри Дейвида Торо (1817— 1862) «Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854) — образец утопической литературы; роман Германа Мелвилла (1819—1891) «Моби Дик, или Белый Кит» (1851), в котором с помощью романтической символики воплощен конфликт свободолюбивой личности и прагматического общества; поэзия Генри Уолта Уитмена (1819— 1892), в сборнике «Листья травы» (первый вар. опубл. 1855) в новаторской форме свободного стиха с невиданной силой воплотившего гуманистический идеал братства людей.
Лонгфелло. Поэма «Песнь о Гайавате» (1855) Генри Уодсуорта Лонгфелло (1807— 1882) — яркое доказательство взаимодействия романтизма и реализма. Индейская мифологическая образность, источником которой был глубоко изученный поэтом индейский фольклор, соединяется в поэме с точностью, достоверностью описания предметного мира, быта индейских племен. И. А. Бунин, переведший «Песнь о Гайавате» на русский язык, писал о Лонгфелло: «Он призывал людей к миру, любви и братству. <...> Ему всегда были дороги чистые сердцем и искренние люди, его увлекала девственная природа и манили к себе древние народные предания с их величавой простотой и благородством, потому что сам он до глубокой старости сохранил в себе возвышенную, чуткую и нежную душу».
Вопросы для контроля:
Философия и мировоззрение эпохи.
Какое направление было ведущим в начале XIX века?
Что представляла из себя озерная школа?
Кто представители литературы викторианской эпохи?
Реалистические произведения английских писателей.
В чем заслуга Тернера-пейзажиста?
Художники-прерафаэлиты.
Театр в XIX веке.
Американские представители различных видов искусств, внесшие вклад в культуру.
Список основной литературы:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 1999.
2. Ильина Т.В. История искусств Западной Европы. - М., 2002.
3. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2000.
Список дополнительной литературы:
1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.
2. Бадак А.Н. и др. Всемирная история, том 15. Эпоха Просвещения. - Минск, 1999.
3. Белова Т. Культура и власть. – М.,1991.
4. История США. В 4-х т. – М., 1985.
"ЛЕВИ-СТРОС Клод" - тут тоже много полезного для Вас.
5. Малая энциклопедия. – М., 1981.
6. Новая история стран Европы и Америки. – М., 1996
7. Полищук В.И. Культурология. – М., 1999.
8. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – М., 1997.
9. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М., 2001.