Популярные услуги

Культура ХХ века

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 8

Культура ХХ века

1. Модернизм       

2. Рационализм                                                                                                     

            2.1. Понятие рационализма в архитектуре

2.2. Рационализм в английской архитектуре                                        

3.   Архитектура XX века

4.   Литература

5.   Современная скульптура и живопись

Рекомендуемые материалы

6.   Ар деко

7.   Искусство плаката

8.  Немое кино

9.   Мультипликация

10.  Мюзикл

XX век - век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития человеческого общества.

Глубокий экономический кризис охватил в 1900-1903 годы страны Европы и США. Английская внешняя политика была напряженной. Англия поссорилась сразу с Францией, Германией и Россией. Кампания 1914 года окончилась в пользу Антанты. В результате первой мировой войны 1914-1917 годов в Европе назрела революционная ситуация, которая обострялась с каждым днем.

Одна из характерных особенностей искусства XX века - многоликость творчества художников, разнообразие и контрастность их творческих исканий. Художник ставил перед собой и чисто декоративные задачи и экспериментировал с формой произведений, однако чаще всего с необычайной настойчивостью искал ответов на животрепещущие социально-философские и эстетические вопросы века.

Модернизм. Рубеж XIX-XX вв. был началом преобразований всех сторон жизни - от научного знания до коллективного поведения, от религиозной деятельности до художественного восприятия, от нового сознания до самого жизненного уклада. Острый духовный кризис, пережитый европейскими странами, обусловил появление мировоззрения рубежа веков, установкой которого являлись подчеркнутый индивидуализм, космополитизм, изощренность, изыскан­ность формы и аристократическое презрение ко всему обыденному. Слово-понятие «декадент» прозвучало впервые в сонете французского символиста П.Верлена, посвященном упадку (decadence) Римской империи, и было подхвачено бельгийца­ми М. Метерлинком и Э. Верхарном, норвежцем Г. Ибсеном и др.  Современникам декаданс казался странным, болезненным и упадочным явлением и спустя десятилетия стало очевидно, что это был период, завершавший целый цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности, а так­же период осмысления новых художественных идей, сближения различных жанров искусства. Сформировавшийся новый стиль получил название модерн (от лат. modemus - новый, современный). Модерн являлся стилем синтетическим, своеоб­разной попыткой обобщить художественные традиции Запада и Востока, антич­ности и Средневековья, классицизма и романтизма.

Главным критерием красоты модерн провозгласил целостность создаваемого художественного образа, начиная с проектирования здания и оформления интерье­ра декоративными панно, витражами, живописью, графикой, являющимися его неотъемлемой частью, до мебели, светильников, решеток, посуды, даже украшений и одежды. В основных национальных школах он начинался в графике и прикладном ис­кусстве и постепенно втягивал в свою орбиту архитектуру, в дальнейшем именно в архитектуре этот стиль проявился с наибольшей полнотой.

Уже предыстория модерна определила ведущую роль Англии на раннем этапе его развития. Уильям Моррис (1834-1896) был первым художником, который по­чувствовал, как пагубно сказалась на художественных вкусах индустриализация. Основав в 1861 г. фирму, Моррис стал первым художником-дизайнером, предме­ты труда которого - обои, ковры, изразцы, выполненные вручную, стали произ­ведениями искусства. Деятельность Морриса положила начало новому движению в Англии - «modern style». Оно началось в тех областях художественного творче­ства, которые давали возможность соединиться ремеслу и искусству: оформление интерьеров, мелкая скульптура декоративного характера, декоративная живопись, мебель, посуда.

Если Англия выступила как зачинатель, то Франция стала распространителем нового стиля, называемого здесь «ар нуво» («новое искусство»). Одним из самых выдающихся художников-декораторов модерна был Эмиль Галле (1846-1904). Изделия его являлись изысканной растительной стилизацией. Он создал так называемый флориальный стиль. Галле делал вазы из многослойного цветного стекла, при этом рисунок цветов и растений выглядел настолько натурально, что английский писатель О. Уайльд даже заметил, что в вазы Галле нельзя ставить цветы, так как в них они всегда выглядят увядшими. Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включая в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Он воскресил технику маркетри и открыл мебельное производство.

Архитектура модерна. В архитектуре модерна выделились несколько направлений: национально-романтическое, «пластическое», классицистическое и рациональное.

Формирование нового стиля в архитектуре связано прежде всего с работой английских архитекторов, опиравшихся на романтическую традицию, сочетавшую средневековую и народную архитектуру. Прежде всего это разработка ими коттеджей, соединивших на­родную архитектуру ма­лоэтажных домов с уп­рощенной готической формой. Наиболее изве­стным примером здания, построенного в таком «готическом народном» духе, был «Красный дом» Уильяма Морриса в Беркли Хилл, дости­жения которого были в дальнейшем подхвачены многими архитекторами.

Совершенно новым в архитектуре модерна, получившим интенсивное разви­тие в начале XX в., стало рациональное направление, которое возникло как ре­зультат влияния технического прогресса на архитектуру. Большое значение в развитии архитектурной формы тут сыграло применение металлических конст­рукций. Металлический каркас позволял по-новому трактовать внутреннее про­странство здания, создавать большие остекленные поверхности фасадов. Стекло и металл стали основой предельно простых архитектурных форм. При этом выпущенные серийным методом элементы металлических конструкций вносили в облик здания опре­деленное единообразие, что воспринималось как его «рациональность». Рационалистиче­ские тенденции в архитектуре модерна кос­нулись большинства национальных школ, и общим для них было сочетание горизонталь­ных и вертикальных линий, контраст голой стены и намеренно грубых металлических оконных переплетов, полное преодоление ор­намента и облицовка фасадной стены мелкой керамической плиткой.

В рационалистических рамках модерна за­родилась промышленная архитектура, про­никнутая «машинным» духом. Фабричные здания, строившиеся из кирпича, и двух­этажные дома для фабричных рабочих отра­жали эстетику простоты и аскетизма.

Отказываясь от традиционных стилей, архитекторы начала XX века стремились к созданию функциональных конструкций, соответствовавших новой эпохе, К 60-м годам этот "интернациональный стиль" уступил место более живому и многообразному - «постмодернизму». Известные архитекторы выработали исключительно индивидуальный стиль, близкий к «модерну». Самым выдающимся представителем модерна в английской архитектуре был Чарльз Ма­кинтош (1868-1928). Как архитектор Макин­тош опирался на традиции строительства сельского шотландского жилища и так назы­ваемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, т. е. был типичным представителем неоромантизма. Но он был еще и выдающимся художником, графиком, создавшим оригинальный стиль «изыскан­ного эстетизма», основанный на жестких ли­ниях и строгих прямоугольных формах. Соз­давая свою мебель, Макинтош часто пренеб­регал высоко ценимой романтиками «прав­дой материала». Белая окраска его знамени­той мебели полностью скрывала текстуру де­рева, подменяясь декадентской «искусствен­ностью». Как график и как художник интерь­ера Макинтош принадлежал к модерну в его наиболее сдержанном варианте. Шотландец Чарльз Ренин Макинтош применял вытянутые прямые формы при проектировании Школы искусства в Глазго и в других своих работах, удачно сочетая «модерн» с тенденциями модернизма. А в Барселоне испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) создал ряд зданий (включая собор Ла Саграда Фамилиа и жилой дом Каса Мила), которые и сегодня изумляют буйством фантазии.

Но их творения не удовлетворяли запросы массового общества XX века. А ему требовались промышленные сооружения, деловые центры и жилье, которые можно было строить дешево и быстро из стандартных элементов и панелей.

Пионерами такого функционализма были Петер Беренс в Германии, создавший здание турбинного завода фирмы «AEG» в Берлине (1908-09), и Отто Вагнер (1841-1918) и его последователи в Вене. Вагнеровское здание почтамта и сберкассы в Вене (1901-06) стало одним из первых образцов модернизма с использованием конструкций из стали и стекла. Радикальный венский архитектор и теоретик Адольф Лоос (Лоз), провозгласив, что «орнамент - это преступление», в экстремальной форме утверждал подчеркнутый аскетизм внешнего облика, после 1920 года ставший типичным для оформившегося в 'Западной Европе «движения модернизма».

Рационализм (от латинского rationalis - разумный) - совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием "современная архитектура". Становлению рационализма в начале 1920-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала "Эспри нуво" во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой "Баухауз" в Германии (функционализм). Сторонники рационализма организовали объединение СИАМ (Международный конгресс современной архитектуры, 1928-1959 гг.); его градостроительные идеи были зафиксированы в т. н. Афинской хартии (1933 г.), а его общие архитектурные концепции в 1950-х гг. привели к созданию т. н. международного стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих других архитекторов). Рационалисты выдвигают на первый план психофизиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремятся найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры.

Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись — картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, «Модулор», символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов.

Наглядными манифестами этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически-геометричные по своим формам, возведенные согласно принципу функционализма.  В них четко воплотились сформулированные Корбюзье «пять отправных точек новой архитектуры» (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций).

2.2. Рационализм в английской архитектуре

В Англии, где развитие капитализма началось раньше, чем в других странах, и где процесс капиталистической промышленности к середине XIX века обнаружил свою противоречивость, обернувшись всеобщим ухудшением условий бытия большей части народа, утопия пробрела отчетливую антииндустриальную направленность. Романтическая реакция замедлила процесс ассимиляции новой техники европейской архитектурой. Даже стиль модерн принимал эту технику настолько, насколько она служила воплощению нетрадиционных эстетических предпочтений. Для многих архитекторов, которые первыми пытались осмыслить железобетон как материал, рождающий специфическую архитектурную форму, оказалось, напротив, психологически необходимо искать самооправдание в аналогиях с традиционной формой.

Естественный процесс обогащения архитектуры новыми возможностями за счет технического прогресса был искажен отчуждением производительных сил в мире, как бы не зависящий от человека. Одной из форм, в которых выражается такое отчуждение, стала фетишизация техники, подмена человека и отношений между людьми и вещью и отношениями вещей. Маятник качнулся в другую сторону – романтический ужас перед техникой сменился верой в нее как в средство решать любые проблемы, в том числе и социальные, не выходя за рамки буржуазного общества. Рядом с эстетической утопией встала мечта о "техническом" веке, выходящем на уровень "золотого" века благодаря управлению просвещенными технократами и материальному изобилию, обеспеченному машинным производством. Технократический рационализм как условие "истинной" целесообразности обретал черты этической ценности. Техника отождествлялась с искусством, поглощая ее, а выработанные ею приемы формообразования принимались в качестве универсальных норм, которым должны подчиняться формы предметного мира.

На уровне градостроительных решений идея впервые воплощена в плане большого Лондона, который разработан под руководством Патрика Аберкромби (1879-1957) и опубликован в 1944 году. Социальная программа диктовала обращенную в себя композицию "соседств", их смешанную застройку, сочетавшую жилища для семей с разным численным составом и уровнем дохода.

На архитектуру вновь возлагалась задача, по сути своей утопическая, - присущим ей средствам изменить социальные структуры, создав материальную форму, которая должна направлять отношения между людьми. Только новая версия социальной утопии была совеем уж прозаичной. Она казалась достижимой, и в соответствии с ее программой сооружено довольно много жилых комплексов. Среди английских экспериментов в этом направлении наиболее крупным и профессионально интересным был микрорайон Роэмптон в Лондоне (1955-1960, архит. Л. Мартин и др.).

Таким образом, характерные особенности рационализма:

Цвета: неяркие светлые; лиловый, светло-зеленый, коричневый.

Линии: сочетание тонких и толстых линий; вертикальные и горизонтальные; плавно текущие, изменяющиеся по толщине.

Форма: лаконичные; прямоугольные, шарообразные, цилиндрические; изобилие эркеров, веранд, лоджий, балконов.

Конструкции: стальные и железобетонные, балочные пространственные и решетчатые.

Окна: широкие прямоугольные и овальные.

Двери: прямоугольные, филенчатые, деревянные, стеклянные, металлические.

Элементы интерьера: образно-символический, динамичный, и геометрический стилизованный растительный узор.

Литература. Главная черта литературы «потока сознания» — субъек­тивность повествования. С нею связаны его основные характери­стики: ассоциативность повествования, когда изображаемый пред­мет предстает в связях, возникающих по ассоциации в сознании субъекта; спонтанность и неизбирательность повествования, которое не выстраивается логически, по уже существующим литературным моделям, а приобретает текучесть, неопределенность, неоформ­ленность; в нем отсутствует разделение явлений на главные и не­главные, важное соседствует с очевидными мелочами; моментальность и фрагментарность повествования, когда ими­тируется мгновенное впечатление от предмета описания и фиксируется только узкий участок действительности, попадающий в поле зрения субъекта; многоканальность повествования, при которой информация о действительности предстает как поступающая сразу по всем кана­лам восприятия субъекта, приоритет зрительного образа утрачи­вается, большое место начинают занимать звуки, запахи, осяза­ние («память боков, колен, плеч», как сказано у Пруста), воспо­минания, сны, интуиция, подсознание и т.д.

Когда Джойс в первый раз оказался в Пари­же и с головой окунулся во французскую культуру и литературу, на него неизгладимое впечатление произвело чтение романа Э. Дюжардена «Лавры сорваны» (1888), в котором применен прием «потока сознания». Этот прием, значительно усовершенствованный, и использует Джойс в своем романе. Он пытается воспроизвести мысли, проносящиеся в голове человека, во всей их беспорядоч­ности. Писатель выделяет мельчайшие частицы мысли, ее элемен­ты, и связывает их не по правилам логики, а по ассоциациям. Роман написан так, чтобы время чтения примерно соответствова­ло времени отдельных действий героев, чтобы читатель мог по­чувствовать восприятие ими мира (цвета, формы, звуки, запахи, тактильные ощущения), и отражению этих ощущений в сознании с его способностью выстраивать цепочки ассоциаций, подклю­чать память, фантазию. Не случайно Сэмюэль Беккет, секретарь Джойса (будущий писатель, нобелевский лауреат), утверждал, что текст Джойса нужно не «читать», а «смотреть и слушать». «Поток сознания» воспроизводится писателем предельно натуралистиче­ски, но сам он вынужден был признать, что это только имитация мысли: ее невозможно схватить и зафиксировать.

Наблюдение за течением мысли и логический анализ позволи­ли Джойсу выявить основные механизмы ее движения: она возни­кает под влиянием внешнего раздражения; вызывает в памяти ас­социации; это может быть не одна, а сразу несколько цепочек ассоциаций; мысль может прерваться и всплыть в сознании после большого временного перерыва; особую роль в развитии мысли играет умолчание (вытеснение по Фрейду), когда сознание не пропускает в сферу обдумывания неприемлемую информацию.

Приемы позволяют писателю найти выход за пределы от­дельного сознания, расширить тему окружающего мира и, проде­монстрировав присутствие автора, перекликающегося (в виде имитации или пародии) с другими авторами, ввести тему писа­тельского мира.

Без новаций Джойса в использовании мифа, в литературной технике, в понимании психологизма как способа раскрытия не только сознания, но и сферы бессознательного невозможно пред­ставить литературу XX в.

Реализм в литературе. Эрнест Хемингуэй (1899—1961) — американский писатель, обновивший традиции реалистической литературы — родился в городке Оук-Парк близ Чикаго в семье врача. Учась в школе, он нередко убегал из дома, работал поден­щиком на ферме, официантом, тренером по боксу. По оконча­нии школы стал репортером в газете «Канзас Стар» (в г. Канзас-Сити).

В апреле 1917 г. США вступили в Первую мировую войну. Хе­мингуэй рвется на фронт, но из-за травмы глаза, полученной на уроках бокса, его в армию не берут. В мае 1918 г. ему удается стать санитаром автоколонны Красного Креста в Италии. Он оказыва­ется в зоне боев с австрийскими войсками, получает серьезные ранения. Врачи нашли на его теле 237 ранений. После нескольких месяцев пребывания в госпитале в Милане он снова идет на фронт.

После войны Хемингуэй работал сначала местным, а затем евро­пейским корреспондентом газеты «Торонто Дейли Стар». В 1920-е го­ды он жил в Париже. Этот период жизни замечательно описан Хе­мингуэем в книге «Праздник, который всегда с тобой» (опубл. по­смертно, в 1964 г.). Здесь он познакомился с крупными американ­скими писателями — Гертрудой Стайн, Шервудом Андерсоном, оказавшими заметное влияние на его первые шаги в литературе. Лучшие его произведения «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол» и др.

Современная скульптура и живопись

XX век ознаменовался революционными переменами в скульптуре и живописи. Великое разнообразие новых направлений, стилей, тематики и материалов одарило человечество несметным богатством новых удивительных творений.

В XX веке грянул поразительно резкий и стремительный разрыв со старыми традициями. Легким намеком он обозначился уже в творчестве величайшего скульптора конца XIX века Огюста Родена. Роден, с его великолепным видением красоты и внутренней энергии человека, еще может считаться традиционалистом. Однако и в его произведениях можно заметить типично модернистские контрасты фактуры и световые эффекты.

И все же те радикальные перемены, которые в начале XX века принесло с собой зародившееся во Франции движение кубизма, застигли публику врасплох. Лидеры кубизма - Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак - революционизировали искусство, демонтируя предметный мир (кафе, гитару, лицо) и собирая его заново, зачастую в форме набора геометрических элементов. Именно здесь берет начало ключевая идея модернизма - автономность искусства.

Творя в совершенно ином ключе, итальянские футуристы, например, Умберто Боччони, воспевали скорость и динамизм современной жизни. Работы столь же современных по духу, но более отвлеченных по художественным задачам Наума Габо (1890-1977) и его единомышленников напоминали точностью и элегантностью форм машины и научные модели. Конструктивисты сыграли значительную новаторскую роль, работая с промышленными материалами (пластмассой, стеклом, сталью), скорее конструируя, нежели высекая из камня свои произведения и создавая скелетные структуры вместо традиционной скульптурной массы. Не менее радикальный отход от традиции предприняли анархичные дадаисты, практикуя намеренно вызывающее «антиискусство», в том числе ассамблажи, состоящие из набора случайно попавших под руку предметов или всякого хлама.

В XX веке появляется такое понятие, как «массовая культура», главная функция которой - осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.

Ар деко. Смелые геометрические формы «ар деко» были последним словом в дизайне на протяжении 1920-30-х годов. Отличавшийся роскошью и изысканностью, стиль «ар деко » повлиял на внешний вид почти всего - от пудрениц до океанских лайнеров.

Название стилю «ар деко» дала прошедшая в 1925г. и Париже Выставка декоративных искусств, по-французски-«arts decoratifs». Как видно из названия, данное направление относилось не к живописи или скульптуре, а к разработке интерьеров и дизайну мебели, одежды, личных принадлежностей, книг и рекламы. Хотя у этого стиля был явный привкус шика (лишь очень богатые люди могли позволить себе, к примеру, черные лакированные ванны), характерные черты «ар деко», получившего огромную популярность, стали использовать и в товарах широкого потребления. В результате, в 1920-50-х годах стиль постмодерна проник практически во все сферы повседневной жизни. «Ар деко» зародился накануне Первой мировой войны, когда преобладали тонкие, гибкие формы, присущие модерну, или «ар нуво» (по-французски «art nouveau» - «новое искусство»). «Ар деко» с его резкими и порывистыми линиями был, по сути, полной противоположностью модерну. Со временем картины кубистов и архитектура модернистов также оказали влияние на уже ставший популярным дизайн, сделав модной тенденцию к простым и строгим линиям.

Геометрия «ар деко» прослеживается во многих зданиях 1920-30-х годов, например, в очертаниях и декоре небоскребов (Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке) и штаб-квартиры Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си) в Лондоне. «Геометризм» стал также отличительной чертой моды. Самым высоким зданием стал Эмпайр Стейт Билдинг высотой в 102 этажа (381 м). Таким образом, архитектуре «ар деко» характерны ступенчатые и обтекаемые силуэты, стилизованный цветочный и геометрический орнамент. «Ар деко» связал воедино главные приметы времени – равноправие полов, женщин в мужской одежде за рулем автомобиля, Голливуд, - и стал синонимом эффектности и роскоши.

Искусство плаката. История плаката как средства распространения публичной информации насчитывает не одну тысячу лет. В Древней Греции на квадратных досках для объявлений, аксонах, помещались списки участников и порядок проведения спортивных состязаний. Побеленные мелом щиты (альбумы, от albus - белый, отсюда слово «альбом») с объявлениями были найдены на месте Помпеи и других римских городов. В XVII-XVIII в.в. афиши так замусорили парижские улицы, что власти были вынуждены издать закон, регламентирующий их применение.

Изобретение литографии (1793) - способа печатания с гладкой каменной пли металлической поверхности - впервые сделало возможным массовое производство плакатов высокого качества. Новая форма сотрудничества художников и полиграфистов ознаменовала наступление классического периода плакатной графики (1870-1959).

Наиболее плодотворно работал в новом жанре французский художник Жюль Шере, которого по праву называют отцом современного плаката. Он перешел от преимущественно шрифтовой подачи информации к ярким зрительным образам, в центре которых, как правило, находилась человеческая фигура.

Кино. После изобретения «движущихся картин» искусство кино быстро завоевало популярность. Даже в «немом» варианте оно повсюду собирало полные зрительные залы, принося своим кинозвездам мировую славу.

В кинематографе, который был впервые выставлен в Нью-Йорке (1894), зрителю приходилось смотреть в небольшой окуляр. Годом позже два француза, братья Огюст и Луи Люмьер, представили публике свой синематограф, давший имя новому виду искусства. Сделанные братьями Люмьер «живые» фотоснимки будничных событий буквально потрясли первых зрителей. Еще несколько лет кино для многих оставалось диковинкой, которую показывали на ярмарках и в мюзик-холлах.

Примерно с 1900г. кинематографисты стали понимать, что кино не сводится к документальному фиксированию событий и открывает широкий простор для творчества, позволяя рассказывать зрителю целые истории. Первопроходцем в этом деле был француз Жорж Мельес, чей знаменитый фильм «Путешествие на Луну» (1902) раскрыл богатейший потенциал кинокамеры в создании всевозможных трюков и спецэффектов. В развитии кинореализма не меньшее значение принадлежит фильму «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина С. Портера, где для усиления напряжения впервые был применен «параллельный монтаж» - попеременный показ двух происходящих в одно время событий.

К 1910г. в Европе и Америке действуют уже тысячи кинотеатров. Но по-настоящему большим бизнесом кино стало после 1912г., когда увидели свет первые художественные фильмы. Длившиеся добрый час и более (вместо прежних 15-16 минут), они открывали простор для более масштабных постановок. Пионерами в таком кино стали итальянцы, выпустившие в 1912г. фильм «Камо грядеши».

Несмотря на все богатство визуальных приемов, немое кино оставалось слишком неповоротливым в развитии сюжета и упрощенным в характеристике персонажей. Поэтому почти сразу после выхода фильма «Певец джаза» (1927) с синхронизированной музыкой и диалогами наступил конец эпохи «Великого немого». Начался век звукового кино.

Мультипликация

Анимация - это творческий жанр кинематографа, позволяющий оживлять неподвижные рисунки и предметы. С помощью специальной съемочной камеры можно заставить двигаться любой предмет от пластилиновых фигурок до обычных домашних вещей. Первый в истории мультфильм «Цирк Шалтая-Болтая» снял Альберт Э. Смит в 1898г. Вместо рисунков он взял игрушки своей дочери и аккуратно переставлял их от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. На рубеже веков популяризатором мультиков стал его партнер Джеймс Стюарт Блэкберн. Его фильм «Забавные рожицы» (1906) веселил зрителей забавными черно-белыми сценками - например, джентльмен в цилиндре выпускал в лицо даме густое облако сигарного дыма.

В 1927г. на смену немому кино пришло звуковое, где фонограмма синхронизировалась с действиями актеров. Молодой аниматор Уолт Дисней тотчас ухватился за свой шанс. В 1928г. он выпустил мультфильм «Пароходик Вилли», в котором впервые появился Микки Маус. Всем фильмам была присуща особая диснеевская черта - тесная увязка действия с музыкой. Своей вершины эта тенденция достигла в фильме «Концерт оркестра» (1935).

С приходом Микки Мауса начался «золотой век анимации», длившийся до середины 1950-х годов. По следам Диснея пошли братья Флейшер. Все новички сильно отличались от Микки Мауса. В руках таких искусных аниматоров, как «Текс» Эвери, Ч. Джонс, У. Ханна и Дж. Барбера. они шагнули в неизведанные и часто опасные дали. В отличие от романтических персонажей Диснея, новое поколение подвергалось самым невероятным испытаниям.

Мюзикл. Зародившись как легкое развлекательное представление с музыкой и танцами, мюзикл со временем превратился в театральное действо куда более высокого полета. С 1970-х г.г. жанр мюзикла стал достойным соперником оперы и балета. Мюзикл появился в 1890-х гг. с легкой руки английского продюсера Джорджа Эдвардса. Именно он назвал один из своих хитов «Хористка» (1893) музыкальной комедией, и до начала 1950-х годов этим термином обозначали все спектакли данного жанра.

Под музыкальной комедией подразумевалось легкое развлекательное представление, не требовавшее от зрителя чрезмерного напряжения ума и чувств. Таким оно и было. В нем была важна не столько фабула, сколько «ударные» вокальные номера в исполнении любимцев публики, которые, как правило, не двигали действие вперед, а останавливали его. Впрочем, сентиментальные сюжеты музыкальных комедий с предсказуемой концовкой особого значения не имели. Публику привлекала музыка, театральные «звезды», богатые декорации и стройные ножки кордебалета.

Эдвардс привез свои постановки в Нью-Йорк, где они тоже получили восторженный прием. Вскоре у американцев появились и свои мюзиклы, а нью-йоркский Бродвей и лондонский Вест-Энд стали - и остаются до сих пор - крупнейшими театральными центрами, где ставятся лучшие мировые постановки. Поначалу в этом жанре диктовали моду англичане. В 1916г. на сцене лондонского театра Его Величества с оглушительным успехом прошла премьера английской музыкальной комедии «Чу-Чин-Чау» по мотивам арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников». Этот непритязательный спектакль, веселивший публику в тяжелые годы Первой мировой войны, выдержал 2238 представлений, и его рекорд продержался до 1950-х гг.

Итак, мы обнаруживаем в искусстве XX века стремление запечатлеть особый характер современной жизни с ее динамикой общественных событий, конфликтами и противоречиями, напряженностью человеческих чувств и переживаний.

Стремление к реализму, конструктивной ясности и вещественности форм было ведущей тенденцией развития искусства в первом десятилетии XX века. Но одновременно в это период возникает и другая тенденция, порывающая с реализмом - «модернизм».

В XX веке возникла и сложилась т.н. «массовая культура», ориентированная на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной аудитории.  Поэтому можно сказать, что «массовая культура» появилась не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря укреплению политических демократий.

Вопросы для контроля:

Расскажите о традиционных мотивах и сюжетах в живописи и декоративно-прикладном искусстве модерна.  

Какие направления в архитектуре модерна вы знаете?

Какое направление преобладало в архитектуре в XX веке?

Дайте определение понятию рационализма.

Назовите наиболее известного представителя рационализма в архитектуре.

Какие характерные особенности присущи рационализму?

Назовите некоторые направления в литературе XX века.

Назовите одну из характерных особенностей искусства XX века.

Какова основная функция "массовой культуры", появившиеся в XX веке?

Назовите наиболее известных представителей кубизма. Чем знамениты их работы?

Назовите характерные черты стиля "Ар деко"?

Что означает термин "параллельный монтаж"?

Кто является родоначальником английского мюзикла?

Список  основной литературы:

1.Краткая история. Англия. В.В. Адамчик, М.В. Адамчик, А.Н. Бадак и др. – Минск, 2003.

2.Бадак А.Н. и др. Всемирная история, том 15. Эпоха Просвещения. - Минск, 1999.

3.Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX в, Киев. - 1986.

4.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 1999.

5.Иконников А. В. Зарубежная архитектура. - М. 1982.

6.Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003.

7. Полищук В.И. Культурология. – М., 1999.

 Список дополнительной литературы:

1. Аверкиева Ю.П., Карпов Л.Н. и др. Страны и народы. Америка. – М., 2000.

2. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки.  1918-1945 гг. – М., 1986.

3. Арбатов Г.А., Брутенц К.Н. и др. Современные США. – М., 1999.

4. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

5. Белонучкин З.Е. Кеплер, Ньютон и все-все-все. – М., 1990.

6. Бондарев И.Е. Архитектура. – М., 2000.

7. Британский музей. Лондон. Альбом. – М., 1980.

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1990.

9. Козловский М.А. Конструкции и архитектурная форма. – М., 1977.

10. Культура: теории и проблемы. – М., 1995.

11. Курбатов М.В. Модерн в архитектуре. – М., 1995.

12. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. – М., 1982.

13. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980.

14. Новая иллюстрированная энциклопедия: т.9, т.14, т.16. -М., 2005.

15. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

24 Революция 1905-1907 года - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

16. Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. – М., 1980

17. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

Старховский СВ. Хроника мировой культуры. - М.: Белый город, 2001.

18. Черонокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону, 1997.

19. Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре. – М.,1905.

20. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М., 2001.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее