ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) - живописец, график, скульптор. Из семьи юриста. В 1874-1880 учился на юридическом факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. - в петербургской Академии художеств. В 1884-1889 гг. жил в основном в Киеве, где работал над иконами ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем") и росписями ("Сошествие Св. Духа" и др.) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. В художественной манере Врубеля резкий ломающийся штрих, деформация и совмещение пространственных планов, своеобразная "кристаллизация" формы, эмоциональный светоносный колорит становятся средствами воплощения тревожной и драматичной в своей основе картины мира. В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С.И. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890 ), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900, и др.), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891). С 1898 г. - участник выставок "Мира искусства". Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. Одновременно универсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическое панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля; стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г.) Сквозная тема творчества Врубеля - образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890 ; к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова ), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902 ). В последние годы жизни Врубеля, омраченные душевной болезнью, его искусство приобретает характер трагической исповеди, мистического визионерства лучшими произведениями этого периода стали замечательные остройпроницательностью характеристик графические портреты («После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель» ).