Человек в марксизме
Человек в марксизме. Классовая антропология и коммунизм. Марксизм предлагает свой взгляд на человека. Маркс и Энгельс принимали учение Дарвина и ввели его в свою теорию как непреложную истину. Но с их точки зрения, человек, вступая в общество, перестает быть природным явлением и становится явлением общественным. А так как общество марксисты понимают как классовое, то и человек, полностью формируемый обществом, становится явлением общественным. А так как общество марксисты понимают как классовое, то и человек, полностью формируемы обществом, становится не биологическим, а классовым существом. Между пролетариатом, классом тружеников, и эксплуататорскими классами, постепенно разверзается бездна, укрепляемая развитием производительных сил и производственных отношений.
Некоторые марксисты продлевают эту логику до того, что утверждают классово-антропологический дуализм, считая пролетариат особым типом человечества, классовое сознание которого объединяет в себе субъект и объект (Д. Лукач). Пролетариат, в котором пробудилось «классовое сознание», порождает «нового человека». У «нового человека» материальная основа мира (сама материя) непротиворечиво отражается в сознании.
Освобождение человека труда, главной фигуры марксистской антропологии, проходило различные диалектические стадии, (напоминающие этапы Абсолютного Духа у Гегеля, чью диалектику Маркс ввел в свое учение). Вначале на стадии «пещерного коммунизма» люди были равны, но их самосознание находилось на примитивном уровне. Потом в обществе стали складываться имущественные отношения, основанные на неравенстве, а постепенно появились полноценные классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. Процесс развития общества закабалял людей труда все больше и больше, пока не привел к появлению промышленного пролетариата, которому суждено было стать революционным классом.
Пролетарий воплощает в себе человека в его чистом виде – как творческую энергию. Осознав, что «ему нечего терять, кроме своих цепей» и вооруженный марксистской теорией, «разоблачающей сущность капитализма как присвоение эксплуататорским классами прибавочной стоимости, порожденной трудом», пролетарий призван осуществить социалистическую революцию и построить новое общество, где труд будет свободен от механизмов отчуждения. Дальнейшее развитие человека в условиях социалистического общества должно, по Марксу и Ленину, привести к коммунистическому обществу, где в человеке больше не останется никаких следов прежних социальных укладов, и следовательно, содержанием человека будущего станет свободное творческое начало. В коммунизме будет царить полное материальное равенство, свобода и творческое единство. Человек коммунизма будет счастливым и сознательным. История «закончится».