Социал-дарвинизм
Социал-дарвинизм. «Человек человеку волк». Сочетание либеральной теории «экономического человека» с идеями Дарвина о «борьбе за выживание» как движущей силе эволюции дало направление социал-дарвинизма.
Наиболее ярким выразителем «социал-дарвинизма» стал английский философ и социолог Герберт Спенсер. Спенсер считал, что общество для человека является тем же самым, чем природа для животных, и в обществе в полной мере действуют законы «естественного отбора» – «выживает сильнейший». По Спенсеру, каждый может делать, что пожелает для удовлетворения своих эгоистических интересов, и сильные добиваются в этом больших результатов, чем слабые, которые обречены на поражение. Однако, если всех поставить в равные стартовые условия и запретить одному человеку нарушать свободу другого, то социальная борьба, протекающая, в первую очередь, в сфере рынка, будет «справедливой», и общества, на ней основанные, будут процветать и развиваться.
В отношении проигравших действует циничный принцип «vae victis» (лат. – «горе побежденным»).
«Свобода для» и «свобода от». Такое прагматическое отношение к человеку и обществу изначально отказывается выносить какое-либо суждение о внутреннем мире человека, о его верованиях и убеждениях, о его смысле и содержании, так как все это не имеет никакого отношения к «борьбе за выживание» и может быть, теоретически, каким угодно. Либерализм в принципе считает внутренний мир человека делом сугубо индивидуальным, и не выносит по этому поводу никаких нормативных суждений, утверждая лишь главный принцип – свободу. Причем «свобода» здесь понимается двояко. Английский философ Джон Милль различает «свободу от» (англ. «liberty») и «свободу для» (англ. «freedom»).
«Свобода для» соответствует содержательной части человека, которую либерализм не рассматривает, оставляя на произвол каждого конкретного индивидуума. «Свобода от» , напротив, является конкретной нормативной категорией либеральной идеологии, которая призвана устранять общественные, законодательные, политические и иные преграды для осуществления индивидуумом любых видов деятельности, приносящих ему удовлетворение, наслаждение или прибыль. Единственным ограничением такой свободы («свободы от») одного индивидуума является «свобода» другого индивидуума.
Те политические и общественные системы, которые обеспечивают и гарантируют человеку «свободу от», считаются «прогрессивными» и «развитыми», независимо от того, что происходит в сознании и душе людей таких обществ («свобода для» либеральную философию вообще не касается).