УАЙТ Лесли Алвин
УАЙТ Лесли Алвин (1900 –1975) – американский культурантрополог, один из основателей культурологии как самостоятельной науки. У. рассматривал культуру как постепенно развивающуюся, целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов, имеющую собственные законы функционирования и развитии. Он утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные и предсказывал ей большое будущее. В культуре как организованной целостной системе У. выделяет три системы. Первая (технологическая) характеризует взаимоотношения с природой, использование им технических средств и орудии труда, тип жилищ и т.п.; вторая (социальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая cистемы родства, экономических, политических, военных, этических и т.п. отношений; третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования различные виды знания. Ведущей подсистемой У. считает первую: наука и техника, а не типы индивидуального и коллективного поведения или идеи, верования и знания в конечном счете определяют развитие культуры. Из всех культурологических построений У., во многом обобщившего предшественников своей оригинальностью и новизной, выделяется его подход к культуре как к результату растущей энергетической вооружённости человечества. Иными словами, чем больше энергии природы, использует то или иное общество, тем выше внутренний «энергетический потенциал» и уровень его культуры. Общий закон её развития У. формулирует так: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». Но здесь речь скорее идет не о культуре, а о цивилизации.Под влиянием У. произошел поворот от частных, ориентированных на архаику, исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах. Основные идеи У. отражены в его работах: «Наука о культуре» (1949); «Эволюция культуры» (1959); «Понятие культуры» (1973).