Система, источники, историческая традиция римского права
ТЕМА 1. Система, источники, историческая традиция римского права.
Вопрос 1. Римское право в современной правовой культуре
В современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, объясняется не только огромным влиянием римского права в свое историческое время на становление национальных правовых культур всей так называемой романо-германской семьи, но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения.
Римское право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость. Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались или на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные сопряжения и догматические требования, восходящие к римскому праву продолжают жить в современном праве.
Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права. Оно продолжило свою юридическую жизнь даже после распада и перерождения государства и народа, давшего ему первую жизнь. Это сформировало почти двухтысячелетний опыт правовой культуры, юридической практики и науки. Безотносительно к содержанию правовых принципов и институтов римскому праву в большинстве обязана своим происхождением современная терминология философии права и юридической практики. Многие понятия и термины современной правовой культуры представляют прямые заимствования: «республика», «конституция», «мандат», «виндикация», «облигация» и т.д.
Вопрос 2. Система римского права
Обозначению общего понятия права — во всем множестве предполагаемых оттенков и соотношений - служило латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. Понятие права, jus, имело чисто социальную наполненность.
Jus — это внутреннее право общины, формируется оно общественным согласием без всякого участия высших сил, и его обязательность основывается либо на целесообразности следования предписанному, либо на властной принудительности.
Понятие права в римской юридической культуре имело много разных сопряжений: по своему источнику: право божественное — право человеческое; по своему формальному характеру: право писаное — право неписаное; по историческому значению: право новое — право древнее.
Главным критерием собственно юридического права (в отличие от отвлеченных понятий — естественное право, божественное право, кулачное право и т. п.) является его выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих как форму существования права, так и преобладающий вид его жизненного применения в юридической практике.
Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы римского права явилось деление на право публичное и право частное.
Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от имени римского народа и исключительно с его санкции. Традиционно поэтому в эту область включались принципы и институты, которые современная правовая культура относит к государственному, административному, уголовному, финансовому праву, регулированию священно-культовых вопросов, общим началам судебного процесса (с существенными изъятиями), наконец, международному праву.
Рекомендуемые материалы
В область римского частного права вошли такие институты и принципы, которые позднее стали относиться к гражданскому материальному и процессуальному праву, частично к сфере уголовного права и процесса.
Вопрос 3. Основные этапы исторического развития римского права
Первая эпоха— это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до н.э.— V в.н.э.).
Первый период (VIII в,— III в. до н.э.) характеризуется как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смысле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины.
Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. В этот период происходит закрепление в традиции начал деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы определяющую роль стало играть судейское и магистратское правотворчество, практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием.
Третий период (I в. до н. э. —III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. В этот период происходит формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения.
Четвертый период (IV — V вв. н. э.) — время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значимость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права.
Вторая эпоха— это восприятие исторической традиции римского права другими народами в рамках собственной государственности в интересах ли непосредственной юридической практики, в целях ли юридической науки и образования (с VI в. н.э. по настоящее время).
Хотя именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет римского права, античное римское право, право Древнего Рима, принято квалифицировать как классическое римское право, представляющее образец догматической конструкции и понимания различных институтов.
Вопрос 4. Источники римского права
Источники римского частного права - это способы (формы) выражения и закрепления правовых норм римского частного права.
Виды источников римского частного права:
Ø закон;
Ø эдикты магистратов;
Ø деятельность юристов.
По кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:
Ø источники цивильного права;
Ø источники преторского права.
Обычное право - это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством.
В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается. На место обычного права пришел закон - "писаное право".
Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):
Ø эдикты - носили общий характер и обращались к населению;
Ø рескрипты - распоряжения императора по отдельным делам и вопросам;
Ø мандаты - инструкции, дававшиеся чиновникам;
Ø декреты - решения императора по спорным делам.
Эдикты магистратов - это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность.
В древнейшее время юристами были жрецы. Только они имели право толковать закон.
Со временем юриспруденция стала доступной и светским лицам. Деятельность римских юристов имела три основных направления:
Ø консультирование (respondere);
Ø составление и оформление письменных документов (cavere);
Ø руководство процессуальными действиями сторон (agere).
Вопрос 5. Кодификация императора Юстиниана (Corpus juris civilis)
Время правления византийского императора Юстиниана (527 —565гг.) было несомненным и всесторонним расцветом восточно-римской цивилизации.
В ходе централизаторских политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
Анализ и учет использования времени в работе менеджера - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Была начата более системная работа по пересмотру всего багажа римской юриспруденции. Созданная Юстинианом Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий
В результате появилось Уложение Юстиниана, которое состояло из 4 частей:
Ø кодекс (содержал императорские конституции);
Ø новеллы (также включали императорские конституции);
Ø дигесты (сборник сочинений 39 римских юристов);
Ø институции (учебники по римскому частному праву).