Популярные услуги

Аристотель

2021-03-09СтудИзба

Аристотель (384-322 до н.э.).

Это философ, и учёный. Аристотель, как и Платон, из аристократической среды. Он считал, что его предки восходят к Богам. Аристотель- ученик Платона. Он 20 лет работал в Академии Платона. Когда Платон умирает, то он уходит, и начинаются годы странствий. Он 4 года занимался обучением будущего Александра Македонского. Потом  возвращается в Афины и открывает свою школу- перепотетиков («прохаживающиеся по аллеи»).

Аристотель поняв, что Александр Македонский становится тиранов, он своими руками, будучи врачом, создал яд, и через своих участников отравил Александра Македонского. Точно не известно, было так или нет.

Также ест легенда о том, что Аристотель покончил жизнь самоубийством. Считается, что он отравился.

Сочинения Аристотеля. До нас дошло 4 тома страниц по 700-800 стандартного формата.

Аристотель- фигура ключевая в мировой философии. Особенность его сочинений в том, что они написаны не Аристотелем, а учениками. Но идеи это Аристотеля. Поэтому то, что до нас дошло, очень часто противоречит друг другу.

Стилистика этих работ- работы Аристотеля более наукообразные, гладкие с точки зрения стиля, более четкие, более строгие. Там современный, рационалистический текст.

Работы:

1) «Этика»- есть вопросы политики, но в общем касается моральной проблематики;

Рекомендуемые материалы

2) «Политика»;

3) «Афинская полития»- описывается строй Афин. Считается, что под его руководством было описан строй более 150 государств.

Философия Аристотеля- он, в отличие от Платона, и философ и ученый. Это универсальный мыслитель. Он родоначальник физики, биологии, географии, поэтики. Аристотель создатель формальной логики. Аристотель зачинатель зоологии. Т.е. все основные блоки наук и Аристотеля мы можем найти. Это многогранный ум, универсальный ум, выдающийся человек.

Логика- это изобретение Аристотеля. И вся наука строится на его формальной логики.

Его философская система делится на 3 части:

1) Изучает бытие- физическая, математическая и первая философия (изучает собственно бытие). Первая философия была названа метафизикой. «Мета»- это то, что идет после. Т.е. это то, что идет после физики. Сейчас метафизика-это то, чего нет в эмпирическом мире.

2) Изучение деятельности человека- практическая философия: этика и политика;

3) Поэтическая человека- рассматривает творчество человека. Делится на риторику и поэтику.

Аристотель выделяет 4 элемента мира:

1) Форма;

2) Материя;

3) Источник движения, или творящее начало или Бог;

4) Цель- эрос (всеобщую любовь), благо или Бог.

Кто Аристотель- идеалист или материалист? В конечном счете идеалист, но у него есть весомый материалистический компонент. Ключевых компонентов у него два: материя и форма. Форма- то, что задает параметры тела, а материя-то, из чего это делается. Например, шар из меди- шар-это форма, а медь- материя. В конечном счете Аристотель идеалист, т.к. главный источник- это Бог.

Ключевая категория этики Аристотеля- это справедливость. Для древних греков, римлян справедливость- это ключевая, базовая категория. Для них было характерно увязывать политику и этику.

Платон недоверчиво относится к человеку. Он (человек) не способен распоряжаться своей судьбой самостоятельно. Аристотель говорит, что главный регулятор поведения человека не совесть, а страх. Человек боится наказания. Большинство людей живут не разумом, а страстью, и поэтому человек- существо слабое. Потребности у человека самые разные и в большинстве своем деструктивные.

Аристотель много говорит о том, что человек должен быть счастлив. Счастье- это слияние с Богом. Человек должен понять идеально слияние с миром.

Справедливость: Аристотель много пишет на эту тему, и в конечном счете выделяет два вида справедливости:

1) Уравнивающая- по количеству;

Проявляется, прежде всего, в торговых сделках, на рынке- продавец и покупатель равны. Или в наказании- перед законом все равны.

2) Распределяющая –по достоинству.

Проявляется в имущественном положении человека- у одного больше, у другого меньше. Проявляется в занятии должностей. Чем более добродетельный, тем более высокую должность он должен занять.

Лучше Аристотеля про справедливость никто не сказал. Он говорит, что люди одновременно равны и не равны друг другу. Нарушение той или иной справедливости ведет к конфликтам, к коллизии. Это ведет к конфликтам и к нарушению государственности. Возникает идея равенства- она носит биологический, инстинктивный характер. Все люди разные- у одного больше способностей, у другого меньше. Аристотель не любит демократию, потому что она всё перемешивает вверх днем. Это понимание справедливости потом будет воспринято буржуазной культурой в Европе. Они строятся на теории справедливости Аристотеля.

Классический капитализм предполагает формальное равенство людей перед законом и фактическое неравенство (есть собственник, есть наемный работник).

Политическое учение Аристотеля.

Аристотель- это человек, который создает азы политической науки. Платон мыслит политическими категориями, но он не ученый. Платон работает методом дедукции- выдвигается теория, и под неё подгоняется материал. Учение Платона- это большая схема, которая является вымышленной.

Аристотель идет от фактов, от человека, и на основе этого создает теорию- это метод индукции. Он заранее не предопределяет, к какому выводу придёт.

Власть- это некое универсальное свойство человеческих отношений. Он различает 3 элемента власти, имея в виду, прежде всего семью:

1) Власть господина на рабом. Быть в состоянии раба- это естественно, в природе вещей. Даже если человек юридически раб, то не значит, что фактически это так.  Он говорит, что варвары-это рабы. Он делит мир на две части- эллины (греки) и варвары. Эллин- всегда свободный человек. И даже если он юридически оказывается рабом, то он всё равно свободный человек. Здесь проявляется национализм Аристотеля.

2) Власть над детьми;

3) Власть мужа над женой.

Аристотель, помимо семейной власти, выделяет государственную власть. Это особый вид власти. Государственная власть- это власть над свободными гражданами. Есть власть в мафиозных группах, кланах.

Происхождение государства по Аристотелю- Аристотель уделяет этому вопросу очень мало внимания. Это пол страницы текста. Его этот вопрос не занимает. Он выделяет исторический аспект возникновения государства и логический.

Исторический- государство возникает в силу объективных, общественных причин. Человек не живет один.  Одни живут только волки или животные. Но человек не волк и не животное. Сначала возникает семья, потом группа семей и возникает государство (древне греческий полис).

Аристотель считает, что государство как форма, как идея предшествует реальному государству, и это предшествует семье и полису. Это логическая схема появления государства. Аристотель хочет сказать, что государство сначала появляется в сознании человека у людей, и с течением времени появляется и само государство. И он делит мир на эллинов и варваров. Аристотель считает, что варвары никогда не смогут создать государство. Т.е. он делит народы на полноценных (эллинов) и неполноценных, которые не способны создать государство (варваров).

Например, биологи считают, что у европейского человека есть ген неордентальца, а у африканцев нет. Биологи считают, что таким образом, африканцы стоят выше, чем европейцы.

Аристотель во многом прав, говоря о том, что народы, которые в своем сознании не имеют идею государства, они никогда не создадут такое государство. Для каждого народа появление государства- это гордость. Сейчас все бывшие союзные республики считают, что их колонизовали. Они считают, что царский период и  во времена СССР их колонизовали.

Общая характеристика государства

Понятие государства- это политическое общение граждан, организуемая ради блага и стремящаяся к высшему из всех благ. Т.е. это отношения людей по поводу государственной власти. Одни властны, другие подчиняются. Государство образуют свободные люди, а не деспоты, и не подчиненные им холопы. Он имеет в виду греков, т.е. свободолюбивых людей.

Государство- это некое множество, состоящее из неодинаковых элементов. Государство- это совокупность разных элементов. Людей должно быть столько, чтобы они могли поддерживать институты и функции государства.

Условия существования государства:

1) Общение между родами и селениями. Т.е. между ними должны быть естественные связи;

2) Проживание в одной местности;

3) Взаимная дружба.

Цель государства- это благо всех. Благо- это близость к Богу и удовлетворение потребностей человека.

С точки зрения Аристотеля гражданин- это человек, который состоит на службе у государства, который выполняет определенную службу и занимает определенную должность.

Аристотель считает, что государство состоит из трех частей:

1) Законосовещательный орган- решает вопросы войны и мира, заключение союзов, вопросы смертной казни, изгнания, конфискация имущества;

2) Администрация- речь идет о государственных должностях. Это распорядительная (исполнительная власть). Органы, должностные лица, которые занимаются повседневной деятельностью управления страной;

3) Судебные органы- 8 видов судебных органов.

Форма государства- начинается с Древней Греции, с Платона и Аристотеля. Потом это учение развивается.

Аристотель близок к Платону. Но у Аристотеля одна классификация, а у Платона две.

У Аристотеля три критерия:

1) Количественный- сколько человека стоит у власти:

a) Власть одного;

b) Власть немногих;

c) Власть большинства.

2) Качественный критерий- соответствуют или не соответствуют критерию справедливости- справедливы те, кто соблюдают законы и служат государству.

3) Имущественный критерий- те, кому принадлежит больше или меньше имущества.

Правильные формы.

Выделяются монархия- власть одного, аристократия, полития.

Монархия- лучшая форма. Существует атмосфера доверия и преданности, там соблюдаются законы. Люди подчиняются одному монарху.

В каких-то отношениях аристократия лучше, чем монархия, т.к. иногда коллективная власть бывает лучше, чем власть одного монарха.

Полития- власть большинства, власть военная. Она совмещает черты двух неправильных форм- олигархии и демократии. Полития от демократии берет власть большинства, а от олигархии- богатства. Полития реализуема, в отличие от монархии, которая менее реализуемая.

Неправильные формы- тирания, олигархия, аристократия.

Тирания- власть одного человека, который опирается не на закон, а на своё своеволие. Своих противников тиран ставит против себя. Тиран нарушает права человека. Он всегда опирается на свою собственную волю и к власти приходит помимо закона.

Олигархия- свое корыстная власть богатых. Богатые используют власть для удовлетворения своих корыстных ценностей.

Демократия- Аристотель не любит демократию. Это такая форма, где нарушается справедливость. Цели у людей, которые у власти не народные, а свое корыстные.

Причины мятежей и государственных переворотов:

1) Отклонения от справедливости- когда понимают, что власть не справедлива,  то она рушится;

2) Отсутствие равенства или ошибочное понимание равенства;

3) Разноплемённой состав- когда в стране есть разные племена, разные культуры, которые друг друга понять не могут.

4) Естественные географические преграды- если они есть, то единую страну не создашь.

Лучший  государственный строй

О лучшем государственном строе Аристотель пишет десятки страниц.

Начинается с критики Платона. Когда читаешь Аристотеля, то там Платона нет имени, там есть имя Сократа. А Сократа дает в своем изложении Платона. И Платон дискутирует с Сократом. А Аристотель критикует и Сократа, и Платона.

1) Анти-консерватизм- Аристотель считает неверным позицию закону, согласно которой государству нужно смотреть назад в развитии. Нужно всё время смотреть вперед.

2) Платон всё время выступает за унификацию, регламентацию жизни человека. А Аристотель говорит, что это приведет к распаду государства.

3) Благо государства. Платон считает, что это не предполагает благо отдельных граждан. Аристотель считает, что благо должно быть и у государства, и у отдельного гражданина.

4) Платон против собственности. Аристотель считает, что человеку естественно иметь собственность.

5) Платон считает, что семьи быть не должно.  Аристотель считает наоборот. Для человека естественно иметь семью, детей, которым можно оставить наследство, собственность.

Цель создания идеального проекта- создать такой проект, который может быть действительно реализован, учитывая природу человека. нужно создать такое государство, которые бы удовлетворяло природе человека. 

Основные черты лучшего государства- везде должна господствовать середина. У граждан преобладает средний достаток. И таких граждан должно быть большинство. И это серьезна основа для того, чтобы режим государства был устойчивым.

Население- граждане государства должны знать друг друга. Древне-греческий полис- 5000- 10000 человек. Государство не может заглатывать территории больше, чем оно может содержать. Государство может быть не только готово к войне и не содержать страх.

Земля должна быть половину государственной и должна делиться между гражданами.

Собственность должна быть частной.

Образ жизни- борьба со сквернословием, много пишет о браке, меж половых отношениях. Есть регламентация жизни, как у Платона.

Понятие права-Аристотель практически ничего не говорит о праве- где-то две страницы. Он различает такие вещи как право и справедливость, как право и добро. Чтобы закон работал, нужно, чтобы он основывался на естественных вещах, на справедливости, на понимании права. Аристотель считает, что граждане должны уважать законы. Их нельзя менять слишком часто. Иначе наступит некая девальвация закона. Закон- это то, что спускается свыше, законы природы, и они носят фундаментальный характер. Они должны быть направлены на обычаи, и не должны ломать эти обычаи.

15.02.2012.

Христианская политико-правовая мысль

Ранние христиане, Августина Блаженный, Фома Аквинский, Реформации.

Почему это важно? Потому что наша культура она христианская. По исламу тоже есть работы, учебник есть, но наш курс в основном европо-центричный. Христианство оказало влияние на всю западную культуру, в том числе и на нас. Были теологические теории права, государства. Они были в курсе ТГП. В учебниках они изложены не очень хорошо. И у студентов представления о них как об устаревших теориях. Но это не совсем верно.

Светские общества появляются в начале 20 века в Европе, США, Канаде. В России только с 17 года. а в остальным странах доминирует религиозное сознание, мифы. Сейчас тоже не надо списывать религию со счетов. Запад и сейчас становится религиозным. Но это только формально в некоторых случаях. Нет четкого отделения церкви от государства. Если брать науку обществоведческую, то она становится светской с конца 19 века. Если брать современный период, то есть постоянный возврат на Западе к теологии. Там история замешана, социология. Например, когда СССР развалилось, то религия пошла вверх, а во времена СССР все были атеисты. Член-корреспондент академии наук Мальцев выпустил книги по теории права, и у него прослеживается религиозность. Это религиозное восприятие мира в обществоведческих науках никуда не ушло, оно находится на подъеме. У нас сейчас показывают Рождество, Пасху по телевизору. Это смыкание церкви и государства. В науке религия активно сейчас присутствует.

Религиозное объяснение действительности- это не примитивная вещь. Религиозная философия 19 века- это выдающиеся произведения.

Что такое религия? Это одна из форм общественного сознания, характерная стремлениям человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом, веры в Бога. Религия предполагает веру в Бога. Религиозное чувство одно из самых фундаментальных чувств в человеке. У него есть обычное ощущение слабости, бренности самого себя. Но когда он попадает в пограничную ситуацию (например, находится на войне), то он замечает, что окружающий его мир качается, всё рушится вокруг него. И он ищет основы, которые позволяют ему выжить. И эта основа- религия. Другого не может быть. Основная масса людей верующие, им нужна опора. Религиозное чувство крайне укоренено в человеческом сознании. Иррациональное и есть в конечном счете Бог. Когда у человека это чувство есть, оно не может не налгаться на восприятие государства, права и политики.

Хорошая книга- «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Человек в этой книге понимает, что всё его окружающее бренно, и только Бог дает ему перспективы.

Основные религии.

Иудаизм- возникает во 2-3 тысячелетии до н.э. сегодня иудеев 12-13 миллионов. Это религия евреев.

Буддизм – возникает в середине 1 тысячелетия до н.э.- количество приверженцев- 350, 500 млн-в основном Юго-восточная Азия.

Христианство- возникает в 1 веке нашей эры- 1 миллион приверженцев.

Ислам- 7 век до н.э. От 2 до 5 млн приверженцев.

Буддизм, ислам, христианство- мировые религии, т.к. наибольшее число приверженцев этих религий в мире.

История христианства.

Оно возникает в Восточных Провинциях Римской империи. Оно возникает из иудаизма. Ранние христиане- это бывшие иудеи. Почему возникает христианство и как возникают мировые религии? Когда общества вступают в фазу серьезных катаклизмов, то тогда мировые религии возникают. 1 век до н.э.,- это эпоха, когда Римская империя начинает трещать по швам. Она просуществовала несколько сот лет и начинает разрушаться. И это наводит на мысль, что это глобальная катастрофа. И нужен миссия, который показал бы путь, куда нужно идти. Люди ощущают грядущую катастрофу и нужна для этого религия.

Появляется Иисус Христос, его распянают и этот факт становится фактической основой начала христианской религии.

1054-христиаансвто распадается на восточную ветвь (Византия) и западную (Европа).

17 век- реформации. Возникает протестантизм.

Основные конфессии:

1) Католицизм или католичество. Католиков порядка 660 млн. Это Европа, латинская Америка.

2) Православия- 120, 140 млн- Россия, славянские народы, тяготеющие к России.

Православие не едино как религия. Оно состоит из автокефальных церквей, независимых- Константинопольская (считается главной), Александрийская (Египет), Антиохийская (Дамаск), Русская, Грузинская, Польская, Американская. Их всего 15.

3) Протестантизм-баптисты, квакеры, апостолы Христа, универсалисты.

Протестантизм предполагает определенные принципы- свободу, самостоятельность. А вот православие, как говорили славянофилы, предполагают идею соборности. Человеческое начало здесь слабо выражено, оно не доминирует. Человек- это всегда часть коллектива, и он не может себя активно противопоставить обществу, государству. Православие сдерживает индивидуалистическое начало в русском человеке.

Конфессии имеют значение на понимание государства, права и политики.

Католичество и православие.

Католичество носит экс территориальный характер- есть Римский папа в Риме, и есть Римская церковь, которая носит вненациональный характер, независимо от того, как в Европе менялись границы. С православием другая ситуация, особенно с русским православием- оно всегда формируется в связи с формированием русского государства представить православие без русского государства невозможно. И это слабая сторона православия. Государство всегда принижало церковь, а это недопустимо по многим положениям христианства. А второе, что важно- это территория. Россия и РПЦ параллельно развиваются и друг друга поддерживают, то проблемы в государстве всегда будут отражаться и в церкви. А дробление национальных территорий ведет к дроблению русских православных церквей. Католичество или протестантизму не нужны национальные государства в качестве опоры, а русскому православию очень нужно.

Например, рухнула российская империя, 17 год. Возвращается патриарх. Но советский период показывает, что провозглашение православием лозунгов, что оно не относится к государству, не имеет под собой основы. Человек лишается объективности, когда так происходит. Организационное положение православие влияет на то, как люди оценивают политику.

Источники христианства:

Библия- 66 книг- Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет- Книга Христиан и иудеев, а Новый Завет- речь идет об Иисусе Христе. Новый Завет- 4 евангелия, послание Апостола Павла и апокалипсис (откровение) Иоанна Богослова. Создавалась в 1-2 веке до н.э. Это учения отцов-основателей церкви.

Как христиане видят мир? Был Бог, есть Бог, который совершает творение. Были Адам и Ева, они совершают грех, и оказываются в руках дьявола.

Следующий этап- появление Иисуса Христа, его смерть и надежда на его воскресенье.

Следующий этап- ожидание второго пришествия Христа, ожидание, что состоится суд.

Особенности христианской политико-правовой мысли

Христианские авторы, начиная с первых веков нашей эры пишут о государстве, о праве. Но у них есть нечто общее. Христианство задает общую систему координат и подводит общий знаменатель.

1. Теоцентризм- для христианского автора всё мироздание существует, формируется, крутиться вокруг Бога. Мы все в руках Бога. Это значит, что если брать догматические религиозные учения, то там вопросы политики, государства и права носят вспомогательный характер. Главный вопрос- это вопрос о Боге- есть Бог или нет, и что такое государство и право в контексте всемогущества Бога. Августин Блаженный, Фома Аквинский- для них эти вопросы не совсем второстепенны- они государство и право рассматривают под углом зрения- как они связаны с Богом.

2. Символизм- в Ветхом, Новом Заветах дано всё в зашифрованной форме. Всякая религия символична. Там много культурных элементов, которые нужно расшифровывать.

3. Консерватизм- христианская политико-правовая мысль, как правило, консервативна. Для всякой религии характерно возвращению к источнику, к началу. Всякий автор меряет критерием древности. Последние 10 лет наша власть активно ищет основу для нашего государства. И этой основой является русский консерватизм- это те ценности, которые когда-то были созданы на Руси. Но насколько он угоден для современного государства? Это не очень хорошая основа. Российская империя рухнула потому, что там всё прогнило. И какие ценности, идеалы мы можем взять из императорской Руси, из средневековья? На вскидку ничего не приходит. Любое государство предполагает опору на ценности, которые были созданы. Но вопрос о том, какие это ценности. Русский народ дважды обанкротился- первый раз в 17 году, а второй раз в 91.

4. Линейное восприятие времени- христианство создает новое восприятие времени. Для Платона, Аристотеля был круговорот правления- одна форма сменяют другу- получается цикл. А в Христианстве есть начало мира- акт творения мира и есть конец мира- второе пришествие Христа и конец мира. Линейное восприятие мира кладется в основу теории прогресса. Формирование государства и права понимается как явление, которое прогрессирует.

5. Установка на разграничение абсолютного и относительного. Есть абсолютное, т.е. Бог и есть общество и человек. И это то, что противостоит Богу. И это разграничение между абсолютным и относительным. Это имело последствия начиная с 16 века, с эпохи возрождения- Богом, теологией начинают заниматься теологи, а вопросами государственного управления- политики (например, Макиавелли). У мусульман светская обществоведческая наука не характерна, а вот для европейцев абсолютно характерна.

6. С самого начала, с появления первых христианских общин, и в мысли, и в сознании, и на практике проводятся четкие границы между церковью и обществом, церковью и государством. И это специфика христианской политико-правовой мысли. Например, в иудаизме и в исламе нет разделения церкви и общество и государство. У них это всё религиозная община. Т.е. общество, государство, религиозная община у иудеев и мусульман одно целое. Например, в Израиле государство и религиозна община совмещены. Это государство клериканское. Христианство задает вектор разделения церкви и общества. И до сих пор эта тема актуальна. В том числе и у нас в России. Заявлено, что церковь отделена до государства. Нот естественный рефлекс власти, чтобы общество жило по канонам государства.

Политика раннего христианства

Начиная с эпохи средневековья те авторы, которые пишут с точки зрения религии о государстве и праве, всё время возвращаются в христианство, где ищут критерии, по которым нужно мерить действительность.

Ранние христиане- это евреи и греки, а по социальному признаку- это бедные и рабы. Типичная христианская община- до того, как христианство становится официальной государственной идеологией Рима (4 век), христианская община включает в себя свободную бедноту, рабов и рабовладельцев. Было нормально, когда член христианской общины был рабовладельцем, имел имущество, дом, рабов.

Основной источник-это Завет.

Основные идеи христианства религиозные, но неизбежно носят политический характер:

1) Идея свободы. Это религиозное понимание свободы. В Библии это дается так- человек свободен в своем поведении- свободен придти к Богу и отпасть от Бога. С течением времени религиозная свобода приобретает политическое значение. Например, эпоха революции. Что такое свобода для человека эпохи реформации? Государство не должно вмешиваться в религиозную общину. Фундаментальная основа как свобода приобретает политическое значение. Корни понимания свободы- христианские. Феномен свободы универсальны.

2) Равенство- тоже фундаментальная ценность христианства. Это та черта, которая принадлежит всем мировым религиям. Эти религии привлекают людей идеей равенства. Это идеи, которые находятся на уровне инстинкта человека. С точки зрения христианской догматики равенство означает, что все люди твари Божьи, все люди сотворены Богу, независимо от того, кто ты царь или Бог. Эта религиозная трактовка дополняется политическим содержанием. Идея равенства ключевая, особенно во Французской революции. Анти-монархические работы в эпоху французской революции апеллируют к раннему христианству.

3) Анархизм- ранние христиане анархисты. Они не признают земной власти или нейтрально к ней относятся. Ранние христиане никакого особо протеста Римской империи не возражали. С этим римское государство согласиться не могло. До того, как государство становится земной религией, у христиан царь Иисус Христос и ему они поклоняются. Это догматическое понимание. Анархична религиозная догма. Религиозное восприятие государства и права неизбежно носит политический характер. Анархизм расцветает в 19 веке, и есть в трудах Прудона. Многие ветви анархизма базируется на христианстве.

4) Эсхатологизм- (эсхатология- учение о конце мира). Нерв христианства состоит в том, что весь этот мир бренный. Все ценности мира приходящие. Нас всех ожидает царствие божие. Для ранних христиан это было фундаментальной идей. Они жили идеей скоро пришествия Иисуса Христа. Для него пришествие Иисуса- это цель жизни. Православие и протестантизм по-разному понимают эсхатологизм. Православие, в отличие от протестантизма, не утратило того, что будет второе пришествие Христа. Человек, который живет вторым пришествием Христа, он не будет задаваться вопросами общества, государства. Для него эти дела носят вторичный характер. Происходит девальвация земных дела. У протестантов идея эсхатологизма уходят на второй план. Когда уходит эсхатологизм, повышается ценность жизни и институты жизни: такие как государство, и право. славянофилы писали, что для православного человека не важны вопросы политики, собственности, а важно вопросы царствия Божьего. У православного человека такое суждение- зачем налаживать быт, хозяйство, собственность защищать. Это бренно, это уйдет, а главное- душу свою сохранить. Для православного человека важно пострадать. Чем больше ты страдаешь, тем больше шансов уйти в царствие божье. Православие- это то, чем живет русский народ всё время. Для русского человека важно пострадать, а не создать удобный, комфортный мир.

5) Революционность- ранние христиане революционеры. Они отличаются революционной устремленностью революция- это коренная ломка ранних ценностей. Они революционеры, прежде всего, духа. Они радикально пересмотрели систему мировоззрения, и это была революция в человеческом сознании. Если радикально отрицаются земные институты власти, то это тогда будет определенная революция. Революционная эпоха- это ересь. Она выступает разложителем всеобщей конфессии. Еретическое движение- это проявление революционного духа. Английскую революцию делают протестанты, кальвинисты. Революция начиналась со свободы совести. Они говорили, чтобы государство не влезало в религиозную общину. В Англии это означало революцию, т.к ограничивало власть монарха.

6) Коммунизм- все должны работать. В одной общине мог быть и раб, и рабовладелец. Там был полно блуждающих христьян. Если они туда приходили, то должны были там работать. У христиан в общине была общность имущества. Социализм, замешанный на христианских общинах- Томас Мор. Если брать социалистскую мысль эпохи буржуазных революций, то мы найдем полно авторов, которые обосновывают идею социализма христианскими  общинами.

7) Непротивление злу насилием- для раннего христианина очень важно было, что на насилие нельзя отвечать насилием. Насилие рождает насилие. На насилие нужно отвечать добротой.

8) Приоритет религиозной нормы перед правовой. Для ранних христьян право вторично. Главное- это религиозная норма. В России не соблюдается закон, т.к. это влияние православия. Норма светского государства вторична. Для нормального христианина религиозная норма первична.

В посланиях Апостола Павла многие принципы христианства начинают эволюционировать в сторону поддержки государства и права. настоящий христианин должен поддерживать светского правителя. Идет. Он должен поддерживать идеологию с властью Рима.

21.02.2012.

Августин Блаженный, Фома Аквинский и Реформация

Августин Блаженный

Августин- это монашеское имя, а Блаженный- это не фамилия, а прозвище монашеское. Нельзя писать «А. Блаженный».

Августин Гипонский: 354-430 н.э. Августин- это христианский теолого, один из столпов христианства.

Он был в Северной Африке, в городе Гипоне епископом, первоначально в секте манихеев, потом было путешествие в Рим. Там он принимает христианство и становится христианским подвижником.

Масштаб этой фигуры колоссален. Августин- первый христианский теолог, который Библию систематизировал, т.е. он систематизатор христианства, Библии. Христианство только-только становится господствующим. Августин создает догму.

Основные сочинения: главная его работа «О граде Божьем» (основное сочинение- теологическое, а вопросы государства и права носят второстепенный характер), «Исповедь». У них блестящий, легкий стиль написания тестов.

Нужно посмотреть как раннее христианство понимало государство и право.

Методология- христианство и догматика. Во- вторых, это неоплатонизм. У Платона он берет идею форм государства. У Платона берет идею двух градов. Т.е. есть истинный мир, мир идей, есть меняющийся мир.

У него есть идейный источник - стоицизм (Древняя Греция, Древний Рим). Они говорят о том, что мир- э то наличие двух полисов- добра и зла.

Манихейство- борьба двух миров- света и тьмы, добра и зла.

Философия истории- всякий нормальный теолог трактует человеческую историю через призму Библии. Для него человеческая история- это результат грехопадения. Это бесконечная череда конкретных преступлений. Человеческая история- это история, которая идет к концу света, ко второму пришествию Христа. Человеческая история- это история человеческого греха, несовершенства, постоянных преступлений. Он смотрит на человеческую историю через призму Библии. Человеческая история- это череда преступлений. Никакой социолог или философ не может с ним спорить, в том числе и современный.

Августин пессимистично смотрит на развитие человеческой истории. В 20 веке людей сжигали в печах. Это было после гуманистов, после возрождения. Это значит развитие европейской западной цивилизации.

Человеческая свобода дается, чтобы либо придти к Богу, либо отпасть от Бога. Либо жить в грехе, либо нет.

Учение о человеке- поняв человека, можно понять его мотивацию в политическом поведении. Что здесь нужно сказать? Он дает Библейскую трактовку человека. Первые люди- Адам и Ева они впадают во грех. Человек разделяются на две части: верхнюю и нижнюю, дьявольскую и божескую. Т.е. это двойственность человеческой природы. С этим спорить очень трудно. Очевидно, что в человеке есть что-то человеческое, гуманистическое и есть что-то звериное, деструктивное. Зверь убивает в двух случаях- когда он голоден и когда он опасен, а человеке убивает когда ему хочется. Так говорил Эрик Фром. Т.е. человек в данном понимании хуже животного.

Учение о государстве и праве- это Библейская трактовка. Августин очень близок к Библии, и он максимально точно трактует Библейское понимание политики, государства и права. государство и право появляется потому, что человек оказывается во грехе, отклоняется от Бога. Основа взаимоотношений первых людей в раю-любовь к друг другу и к Богу. Но когда они отпадают от Бога, и для нормального взаимоотношения людей нужно внешнее воздействие в форме государства и права. Реальный плотский человек не может жить только в любви,  у него всегда есть дьявольское, звериное начало. Человеку нужно всегда двойственное начало, иначе он погубит сам себя. Государство появляется, т.к. появляется порочная сущность человека. появление государства и права- это своего рода проявление попечения Бога о человеке. Нужно государство, право, чтобы поддерживать в человеке божеское начало. Двойственность государства: с одной стороны, государство и право проявляет в себе греховную природу, а, с другой стороны, оно выполняет позитивную функцию государства и права.

У Адама и Ева два сына- Каин и Авель. Каин убивает Авеля. Всякое государство основано на насилии. Суть государства- это подчинение одних другим. Государство- это аппарат насилия, это кровь.

Августин прав в том, что у человека человек не совершенен и государство и право-это тень, которая отбрасывает человека. коллектив строится на подчинении людей коллективу. Там всегда есть власть, т.к. человек несовершенен и это проявление его порочности. Создается впечатление, что государство- это высоко социализированный институт. Но Августин говорит, что государство и право- это показатель человеческого падения, человеческой звериности.

Например, наш УК- это квинтэссенция, т.е. сгусток социального зла. Общество это понимает, государство это понимает. Чем жестче законы, тем несовершеннее природа человека. По УК можно следить за состоянием общества. Юриспруденция и медицина занимаются теневой стороной жизни человека- с тем, что он хочет скрыть, т.е. с какими-либо патологиями. В ГК читается то, что человек эгоист, ему нужна собственность.

Был такой режиссер, французский, русского происхождения. Он составлял брачный контракт с французской актрисой Катрин Денев. Там были её родители, записали все мелочи. И режиссер понял, что дело того не стоит, и сбежал её. Человек, который составляет контракт, он готовится к будущему разводу. Это говорить о порочной природе человека и закон- это уровень падения человека, отражение его природы.

Или сейчас изощренные пытки спецслужб, казни с помощью инъекций. Мы должны понимать причину этого. Читая стихи, мы также знаем откуда это идет. Даже у Пушкина- «Я помню чудное мгновение»- это интрижка с Анной Петровной Керн.

"10 Дифференциальные уравнения" - тут тоже много полезного для Вас.

Соотношение государства и церкви- это центральная тема для Богослова, если иметь в виду политический аспект. Каждая церковь, религиозная организация  стремится к тому, чтобы пополнить эту организацию и подчинить её всему обществу. Римская католическая церковь перестала вторгаться во все поры жизни людей не потому, что она поняла, что этого делать нельзя, а потому что ей дали по рукам. С русским православием то же самое.

Августин придерживается принципом симфонии властей (будет сформулирован в Византии, позднее)-государство и церковь организационно разделены, они друг другу не подчиняются. Церковь дает идеалы подданным, а государство должно защищать церковь и христианские ценности.

Форма государства- эта тема, которая Августина меньше всего интересует. Он повторяет правильные и неправильные формы государства Платона. Главное, чтобы государство жило по Богу.

Отношение к рабству- это норма, христианство к рабству относится терпимо. Рабство как институт не осуждается, но человек в своей душе свободен, всегда принадлежит Богу.

Отношение к собственности- позитивное, терпимое отношение к собственности. Также можно сослаться на Послания Апостола Павла. Собственность- это вещь относительная. Она может быть, а может и не быть. Особое внимание Августина отделяет церковной собственности- она неприкосновенна.

Понимание права- Естественное дано от рождения, Божественная-от Бога, человеческая система понимания права- создано человеком. Все эти права не должны противоречить друг другу.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее