Предыстория 5 ВС
Предыстория 5 ВС.
Хотя 4 ВС был столь многочислен и была выбрана такая формула. И была уверенность в том что этой формулы уже будет достаточной - это не оправдалось т.к. в Алекс и в Палестине мон брожение приобретет характер целенаправленного движения. И этот собор будет пониматься как несторианский. В Алекс Ц не приняли еп. Протерия. И в момент царствования имп. Маркиана протерий был убит в толпе. И был поставлен на скоро виднейший лидер мон движения Матфей Лур, ему монофизитство обязано крепкой хваткой лидера. он был представителем первых моноф сочинений. Его выдвижение на кафедру не нашло поддержке в К-поле и император Лев его не поддержал - ссылка. На кафедре снова был поставлен Халкидонски ориент еп занявший умеренную позицию по отношению к моноф. После кончины Льва Вел (474) более драматично возникает междуцарствие (нет прямого наследника, внук умер) императором стал зять Зенон. Он не был популярен в К-поле и воспользовавшись ей власть перехватывает Василиск. Он решил опереться на моноф большинство вост провинций. Он издает энциклику где отменяет решение Халкидонского соб. И пытается возвратить пол вещей до халк соб. Но в К-поле нет поддержки его инициативы. Акакий не поддержал Василиска. Василиск пытается изменить свою позицию и отменить прежние свои распоряжении. Зенон военными силами освобождает столицу. И с 76 года власть безраздельно принадлежит Зенону. В это вр низлагают последнего императора в Риме и знаки императорской власти переданы в восточную столицу. (т.к. власть должна быть одна). В Царствование Зенона складывается коалиция в восточном епископате. Церковная власть Александрии не закрепленная К-полем не могла существовать иначе как открытая аппозиция, которая вызывала насильственные методы его подавления. Зенон ищет таких людей, которые не ориентировались бы на крайности монофизитов и могли бы обходить разные возникающие проблемы. Которые должны были быть приверженцами компромисса. В результате такой консолидации Акакием, Петром Монгом - он был в Алекс выдвинут на кафедру, Петр антиохийский (кнофевс) они и подиписали Энотикон - единение, единство. Его текст довольно развернутый, основные положения:
1. державность, связь правой веры с устойчивостью государства и благополучия в целом.
2. никео цар символ - основа основ. И в нем главное основание. При всей оппозиции Энотикона Халкидону тем не менее он как факт своими отдельными результатами входит в историю мноф движению.
3. принимается эфесс, потому что ему следовали все свв. Оо. Собравшиеся в Эфессе потому что они следовали Никео Цар симовлу. Хотя эфесс следовал Никейскому. Тут сказываются плоды Халкидонского движения. В сущности принимается никео цар символ.
4. в аспекте анафематствования Энотикон совпадает с Халкидоном (т.к. анафематвотвовали Нестория и Евтихия). Они совпадают только в части анафемы.
5. вероучительные документы на которых основывается Энотикон: первые три ВС и то в деяниях вс. Кирилла Ал, что не вошло в деяния халкидонского источника - 12 глав (они вызвали Антиохийско - несторианскую аппозицию). Эти 12 глав были вместо Халкидона. И для Энотикона можно понимать их как против Халкидона.
6. идеологи энотикона в Христологии напоминают омиусиан, кот в триодологии шли другими путями чем Никейцы. Тут можно видеть омиусиан в Христологии, т.к. только подобосущен нам по человечеству.
7. Христос есть один, а не два.... тут мотивы, которые будут развертываться монофизитами вплоть до монофилитской традиции. Он один в чудесах и страданиях, которые претерпел по плоти добровольно.
Рекомендуемые материалы
8. тут есть формула: один из троицы воплотился или пострадал или распят. Это будет предметом полемики в первой четверти 6 в.
9. косвенно Халкидон анафематствуется. Т.к. о нем ничего не сказано в положительном плане.
И в 483 произошел разрыв между Римом и К-полем (обмен анафемами). Царствование Зенона было слишком ориентировано на восток. И т.о. он замыкался в себе. В эту эпоху возвышение К-поля приобретало действенное значение: на Халкидонском соб было закреплено особое пол К-польского епископа.
Этот разрыв продолжается вплоть до 518 года. Надо обратить внимание на то что в этой постхалкидонской истории непосредственные нити уже завязывающиеся к 5 ВС это реакция моноф, которые воспользовались энотиконом и после кончины Зенона (91) и при поддержки Анастасия моноф начинают очень сильное давление на православных. Примером такого давления оказался знаменитый Филаксен Ксинайя, ставший во вр имп Анастасия епископом Мабугским он был очень работоспособный и влиятельный монофизитск епископ. Оказываю давление на патриарха Антиохийского Флавиана. Филаксен требовал от него чобы они анафематствовали не только Нестория но и Феодора, Феодорита, Иву, Кира и др. уже на исходе 5 в ставится вопрос чтобы подвергнуть осуждению не только Нестория, но и тех кто в эпоху Антиох - Алекс противостояния кто не соглашался с богословием и деятельность св. Кирилла Алекс. Но соблазнительно было то что некоторые указанные из этих лиц сами анафематствовали Нестория. И эта группа влиятельных моноф епп. Собирает собор и представляет Анастасию исповедание в котором была анафема допускавшим во Христе двойство естеств. Тут анафема всем, кто начинает счислять во Христе Естества. В конечном счете Филаксен добивается низложения Флавиана. К 51 году на Антиох каф восходит Севир Антиохийский. К-поль в это вр был оплотом православия, хотя тут моноф проповедовали.
12.10
мы указали на то, что в предхалкидонской ситуации выделилось такое направление в лице наиболее энергичных лидеров в плане монофиз ориентации в лице Фелоксия Мабугского и выдвигали требования анафематствовать не только Нестория но и его предшественников. И вместе с ним тех кто участвовал в этой предыстории 5 ВС. Фелоксен и его сторонники не считались с тем, что среди круга оппонентов были и такие воззрения, которые выглядели оппонировали свт. Кириллу не совпадаю с несторианской точкой зрения. Особенно это несовпадение выразится в канун 4 ВС и на нем самом. Позволивших согласиться с деяниями этого собора. И эти монофиз не считались с этими тонкостями с внутренней неоднозначностью антиох воззрений. Еще менее они хотели считаться с процессом исторического развития христологии на пути которого происходила дифференциация внутри антиох традиции. Актие как Фелоксен хотели анафематствовать и Феодора Мопсуэтского и Феодорита Кирского и Диодора Тарскийского и Иву Эдесского и др.
прежде чем эта ситуация будет развиваться как прямо идущая предыстория к 5ВС возникнет еще ряд сложностей.
Люди также интересуются этой лекцией: 7 - Повреждение рулей и насадок.
Эта сложность о которой мы только что говорили она связана с внутривосточной проблематикой с теми сложными отношениями, которые возникают между халкидонитами и монофизитами внутри самой восточной традиции.
Также осложнятся взаимоотношения с западом. Раз на востоке появляются оппоненты Несторию, кот покушаются и на сам халкидонский собор, который для запада был бесспорен, непреложен. Тут ничего не должно было пересматриваться. Имел место разрыв между вост и зап. Запад достаточно прямолинейна выдвинул ряд простых требований по кот надо присоединится к Риму. И анафематствовать всех вост епп, кот поставили вне общения церковного, потому что поставили себя вне общения с западом.
518 г ц отзывается на инициативу воссоздания церковно-канонических отношений с западом. На деле реализация такой инициативы (признания безошибочности папы и зап ц) выглядела пренебрежительно, незряче по отн к реальному отношению вещей на вост. Епископы, легаты Римского папы прибывают на восток и направляясь к центру требуют от епископата подписания этого либеллоса. Менее всего склонны автоматически подписывать это письмо епп Илирийские. Т.е. епп тех областей, которые входят в юрисдикцию Рима. Не менее остро воспринимается это требование и в К-поле. Первый этап длится до 26 г. в это почти десятилетие идут переговоры: обмен посланиями Юстиниана и представителями римской кафедры. Потому что К-поль не чувствует себя в праве протсо так вычеркнуть из поминальных диптихов имена всех вост епп начиная с Акакия. Среди этих епп есть два имени Македоний и Евфимий которые не только не содействовали моновфиз имп Анастасию но и противостояли императору в деле внедрения монофизитства. Потребовав от него письменную присягу следовать 4м Вс соборам. Анастасий дает эту присягу, которая хранится в алтаре, он пытается вернуть ее подвергшись этим влияниям. Это ему не удается. Он пренебрегает ей.
Очень долго к-поль в лице имп Юстиниана пытался убедить запад действовать избирательно, в соответствии с реальным положением дел на востоке. Но фактически к согласию эта переписка не привела. Запад остался в опасной позиции формально-юридического подхода к восточным проблемам. Запад мыслил халкидон как букву ограничивающую возможность увидеть ее в несколько иной исторически актуальной перспективе. Такой буквалистски – юридический подход осложнит западное участие, восприятие того, что будет происходить на вост.
Другие проблемы на востоке связаны с положением цц в частности мон движения. Эта сложность подготовлена монофиз настроениями. Сама сложность халкедонитов и монофиз привело (конференции и совещания с монофиз в К-поле) все это актуализировало научно- бог деятельность. Нужно было уточнять источники, надо было корректировать авторитет ц писателей. Эта тема источников , авторитета она ест обр оказывалась в центре внимания. Она выводила на сцену новые сочинения (сочинения Диониссия Ареопагита).
Конечно актуализировались и без того значимые имена или фигуры, наследия отцов которые были неоднозначны. Это Оригенистическое наследие. Оно пережило уже не один этап внутреннего рассечения. В эту эпоху преддверия 5 ВС это наследие получает дополнительный интерес. И в христологическом плане оно было интересно.