Монашеская литература востока
Монашеская литература востока.
Кон 4 нач 5 в мы наблюдаем всплеск интереса к монашеству. Появляется Лавсаик Полладия еллинопольского? Первая четверть 5 в . это расцвет мон традиции как практики так и теории. (имеются искушенные в святоотеческой традиции).
Что же общего между Лавсаиком и соч бл. Иеронима и Лугом духовным. Речь идет о жанре, кот очень органично вырастает из заинтересованности (где ученое если и присутствует то не опережает интерес духовный). Выражается эта свобода в самой простоте жанра, повествования. Тут нам предлагается встать рядом, т.е. поток повествования рядом с потоком самой жизни. "вот" это уникальный термин монашеского жанра. Этот жест указующий он является не только жанровой особенностью, но и содержательно осмысленным способом вхождения в саму реальность мон жизни. В рассказе "как стать монахом" (как Павел становится монахом) есть удивительная подлинность и отсутствие нарочитости, это наиболее важное условие для того чтобы стать монахом. Тут есть простота в мотивировке поступков. Тут даже есть целомудрие стилей. Свобода от связности идеей повествования. Тут сюжет абсолютно прозрачен для смысла они уравновешены.
Уже у Иоанна Мосха в Луге духовном, тут уже самоназвание богато украшено заранее обдуманной образностью. Тут уже начинается осмысленная игра.
Существует мотив где существует мотив украшения, красноречия. И свою красоту он реализует в искусстве, но есть и другой совершенно противоположный мотив, который выражает простое повествование. Эти мотивы сосуществуют параллельно.
Рекомендуем посмотреть лекцию "2. Система управления охраной труда (СУОТ) Часть 1".
Задастойник Иоанна Дамаскина "любите убо нам..удобие молчания....и силу еликоесть произволение" произволение поэта или пресвятой богородицы? Если налагать это творчество на житие Иоанна то получается ЕЕ произволение, но можно понимать и Его произволение. Тут красноречие и игра образов с др стор отрицание игры образов. Тут эти 2 линии соотнесены подобно одной традиции они об одном о том, что слово некоторым образом выражает невыразимое. Оно оказывается в указании напряженном в своей умаленности, напряженности.
Иоанн Мосх уже говорит нам совершенно иначе. Рассказ о Павле Герасиме и льве (он встретил льва с занозой в ноге, и старец помог льву. И лев ходил за старцем. И старец научил льва пасти осла. Осел ушел и льва заставили делать работу осла. Потом лев вернул осла с тремя верблюдами и льва назвали Иордан, после того как старец умер, лев умер на могиле старца). Этот рассказ очень назидателен. В Лавсаике было это "вот"(вот ты стал монахом) и все. Но тут целое назидание для читателей. Тут есть морально-дидактический момент.
Есть рассказ про женщину - грешницу на корабле, которая убила своих детей, чтобы выйти замуж. Тут уже сюжет является иллюстрацией к заранее известному смыслу.
06.10
церковная история.
Говорить о ней оправдано т.к. ВС соборы. Как и все предшествующие соборы не были отчуждены в своих мотивах, согласно которому они совершались. В особенности раскрытия отдельных вопросов, личностей 5 ВС. Во всем этом восток был уже отчужден естественным образом, которое позже приобретала характер волевого отчуждения. Как раз судьбы Халкидонского собора зададут острый характер для отношения с зап. Стороной - Римом. Потому что с одн стор Халкпдон для Рима был его Рима собором. Они мыслили этот собор, как собор стоящий на основании Льва Великого. А с др стор все, что не согласовалось с зап богословием не принималось им. Именно в этот период по поводу Халкидонского наследия совершается раскол между Римом и Константинополем первый длительный раскол.