Словесность
Словесность
появляется жанр словесности, который приближается к монашеской литературе: патерики и др. шире чем патериковая это литература определенных лиц, которые записывали определенные истории о ман жизни ради назидания:
1. Ловсаик Полладия Еленопольского возникший в первой четверти 5 в это самый ранний сборник. Лавсаик потому что посвящено какому то сановнику с именем Лавс.
Рекомендуем посмотреть лекцию "1 - Введение в информационные системы".
2. Луг духовный Иоанна Мосха. 7 в.
Между ними есть промежуток связанный с изменением в типах духовности, культурных типов ее обнаружения.
Первым муже , который задумал написать систематически о замечательных личностях был Бл. Иероним. Ему принадлежит книга о знаменитых мужах написанная в Декстру преторианскому префекту. Это соотносится с тем, что Лавсаик относится к некоему Лавсу сановнику. Зачем пишет бл Иероним: пусть узнают....те кто против Христа. Сколь много человек ее основали и приукрасили.. тут внутренняя проблематика бл. Иеронима т.к. она свидетельствует о внутреннем различии запада и востока. Мы здесь узнаем о трудной проблеме его отношения к яз культуре и не мог сгладить в себе синдром вины связанной с включенностью к яз культуре т.к. он был очень образованный. Запад не обладал способностью внутренне обезвредить языческое наследие в его язычестве сохранив его в его образованности как образованность, как эстетическое наследие. Замечательно что уже в 7в. Был такой факт: некий еп Десиделий содержал школу для преподавания классической литературы и сам преподавал. Папа Григорий сильно обличал его доказывая что хвалы Юпитеру не должны выходить из уст повещенных Иисусу Христу. Может ли еп помыслить себе то что неприлично было для благочестивого мирянина. Но на востоке светское образование сохранялось и осуществлялось на образцах яз текстов. М.б. потому что запад воспринял эту культуру из вне и она для его всегда была внешней и враждебной т.к. латиняне всегда соревновались и римляне иронизировали по поводу их болтливости, это было для них своего рода ребячество. Т.о. на фоне рассказа о знаменитых людях в западной словесности слишком много нарочитости, побочных задач, много попытки изжить свои трудности и мало непосредственности. Ничего подобного в Ловсаике мы не найдем там нет никакого нарочитого задания. Единственное задание- поделиться впечатлениями и поставить перед собой образ подвижника, который пошел за Христом. Это то самое, что стало утрачиваться - человек уже юстиниановсого века не был так просто обращен ко Христу. Для такой непосредственности требовалось усилие изнутри его самого. И о таких людях рассказывает Лавсаик.
05.10
монашество - идеал в котором находят свое применение все стороны жизни. Напр. Брак находит себя именно в свете монашеского подвига в свете Богообщения. Монашество осознает себя в соотнесенности с добродетелью брака. Мон и задано было как глубинное измерение в христианской культуре. Как иерархически углубленное в монашестве. Имеется монашеская литература: бл. Иероним о знаменитых людях. Отношение к культуре там двойственно, не прояснено до конца, нет грани где однос другим размежевывается. В западной традиции этот вопрос переживался более драматично в силу исторических причин тут не была восчувствована исконная Логосность мира, человека. Логосность осуществленная в Церковных таинствах. Эта редуцированности западной рациональности как ее замкнутость на конкретные дисциплины.