Объект и предмет
Лекция 1. Объект и предмет. Спец. историческая дисциплина.
Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность. Он должен быть доступен другим для наблюдения, стабильностью и необходим. независимости исследования.
Объектом источниковедения является исторический источник. Исторический источник должен быть представлен в материальной форме и быть нез-м от познающего субъекта. Исторический источник отражает взаимодействие с обществом, государством поэтому ист. Происходит глобольное развитие истории человечества.
Предмет – конкретные стороны, свойства. Отношения объектов. Они изучаются в определенный момент и с определенной целью. В отличие от объекта он сост. не все черты исследованного объекта. Предмет более конкретен.
Источниковедение изучает сами источники, их форму и содержание. Они исследуют источники как исторический факт. Исторические установления: время, условия, создателей.
Предметом источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте с заключенной в них информацией.
В настоящий момент источниковедение не только самостоятельная дисциплина, но и более широкая в пространстве. Она становится частью других ВИД. Это система наук знаний.
Источниковедение изучает свойства источника и формирование, возможные методы изучения информации.
Сложилась особая группа дисциплин, которые составляют определенные виды работы с определенными историями: музеологя, музееведение, архивоведение, палеография, сфрагистика, антропология, арнология и др. Они позволяют правильно идентифицировать тексты, подготавливать исторические документы.
Рекомендуемые материалы
Источниковедение отличается тем, что изучает отдельные черты источника.
Методика- совокупность определенных приемов, методов, правил, использования источника в работе. Методология – изучение об этих методах, осн. принципах источниковедческого исследования.
Раздел: теоретическое источниковедение.
Методы исследования: сравнительный, исторический.
Существует несколько видов источниковедения, а так же определенные типы источников: летописи, печати, акты, денежные знаки. В широком смысле источниковедение – особая методология анализа источника. Источниковедение как наука схожа и отлична от других смежных наук.
Архивоведение – изучает вопросы архивного дела. Объект: текстовые, кино-фото-документы. Они принадлежат архиву. Предметом является хранение этих документов. Она изучает те источники, которые находятся в архиве и подлежат хранению.
Музееведение – наука, которая изучает процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний под средством музейных предметов. Изучение источников – одно из направлений музейной деятельности. Объект: музей, музейное дело. Предмет: ряд объективных зак-ей отл закономерной информацией. .
Исторической источниковедение изучает источники вне зависимости от их музейной ценности. Источниковедение изучает естественные источники, которые становятся историческими источниками. Музееведеение изучает только те источники, которые подлежат сохранению в музее.
Библиография – вид, предмет, который является разработка методам поиска библиографии, описания, целевого отбора, научной систематизации источников и литературы, и передача научной информации исследователю. Ставит задачи передачи информации о существовании произведения.
Источниковедческая элистика. Она занимается поиском источников. Здесь происходит соприкосновение с библиографией.. Библиография изучает только опубликованные источники.
История источниковедения.
Сложилась на рубеже 19-20 вв. Начинают создаваться учебные научные труды. В них появляются сведения о истории.
Августин Блаженный был признан учителем церкви и его авторитет был особым. Достоверность события решалась с учетом того, что передавалось оно авторитетным лицом или нет. В период Возрождения начинает формироваться идея личностного авторства, признания личного вклада писателя и ученного в литературе. Впервые автор – клеймо мастера.
Деление исторического сочинения на:
- исторический источник
-историческое пособие
К исторический источнику стали относить первые документы, знающих людьми, др. авторов. Старые документы, различные описи, пересказы старых документов, которые в подлиннике не дошли. Все остальное стало считаться и.п. На них ссылаться нельзя, но они учитывались.
Историческая критика источников. Пытаются определить время, место и авторство источника. Лоренцо де ла Валла (1407-1457) доказал, что Константином грамота была написана позже не в 4 веке. Исследованием источников занимались священнослужители ……….и бенедиктинского орденов.
В 17 веке их стали называть этрусками. В ордене Б. была создана конгрегация Св. Мавра. Они должны были помочь церкви отстаивать ценности католицизма, составить пособия: история церкви, жития святых и т.д. Они не подвергались большому анализу собранные документы. Они разрабатывали элементы источниковедческой критики. Они критиковали происхождение источников, искали отличия подлинников и подделок, и устанавливали время и место создания источников. Они стояли у истоков дипломатики, хронологии, номографии и т.д. в этот период входит в традицию указывать год рассказа события и ссылаться на источник. В исторических пособиях идет цитируемость как средство доказательства подлинных событий. Бенедикт Спиноза поставил вопрос не о подлинности, а об истинности содержания.
Период просвещения.
В первую очередь это философы. Авторы источников политически пристрастны. Нужно критиковать такие источники. Общее представление о принципах подхода к источнику как к сочинению было разработано немецким богословом Ф.Э. Шлейермахер 1768-1834. Он впервые отделил герменевтику от критики. Он критиковал не только тексты, а ложные сведения, которые несут в себе источники.
В.Г. Нибур (1766-1731). Он использовал критический метод анализа исторических свидетельств в своей римской истории. Многие свидетельства, которые дошли, не всегда соответствовали действительности.
В 18 веке начинает повышаться интерес к и.и., когда начинает расти национальное самосознание. Происходит рост интереса к историческому источнику. Выходит серийное издательство в Германии начиная с 1726 года. Источниковедение Германской истории (начало 30-ых гг-18 век до 30-ых 20 в- переиздание).
В России всплеск интереса к и.и стал с интересом к прошлому. В 1811 году в Миде была создана комиссия печатных грамот и договоров.
С 1834 года издание и.и. стала принимать археографическая комиссия. С 1837 стали публиковать полные собрания русских летописей.
В 1821 году в Париже была создана школа Хартий. Впервые стало проводится источниковедческое образование и оно отличается от традиционной подготовки, которая давалась в университетах. Большинство людей занимающихся источниками были либералами.
19 век.
Продолжается традиция просвещения. Накоплен большой опыт по работам с источниками. Начинают рассматриваться методы изучения источников. На естественные науки, гуманитарные, общественные оказывают влияние позитивистское фил-ое учение. Источники нуждались в обсуждении и осмыслении. В большинстве ученые Европы стали преподавать ВИД. Специальных работ, посвященных источниковедению нет. Оно изучается в рамках курса по методологии истории. Одним из ярких пособий можно считать Ш.Б. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории». Основная идея: авторы стремились побудить специалистов рассуждать о приемах исследований источниковедческого материала.
Рекомендация для Вас - Электромагнитные излучения (ЭМИ).
На рубеже 19-20 вв гуманитарные знания отходят на 2 план. Небольшой кризис. В России сохранился интерес к изучению истории и ведущим сыграл труд Лаппо- Домилевского «Методология истории».
В рамках ист. периода произошло разочарование в технике (1 мировая). После войны представления о мире изменилось. Человек почувствовал единство процесса. Переосмыслениям подверглись исторические источники. В 20-30е г 2 франц историка Февр и Блок основали школу аналлов. Они настаивали на новых подходах к источникам. На их основе разместили междисциплинарные контакты. Некоторые отрицательно относились к трудовому академическому профессионализму. Политические силы стали подчинять себе те или иные источники, которые можно публиковать. Нужно писать историю как нужно политике. Происходила идеологизация истории. Постепенно стал ограничиваться доступ к материалам. Многие источники изымались из научного оборота. Информация становилась догмой. Методологический подход предполагал принципиально единство метода анализа документов. Публикация источников подвергалась строгому контролю. Часто источники перепечатывались. Начиная с 30-ых гг подготовки историков резко снизились. 1931 году в Москве открылся институт архивоведения.
М.М. Тихомиров разработал учебный курс источниковедение. С ним работал С. Никитин и они создали ист. СССР. Впервые в русской историографии было закреплено источниковедение как специальная ист. дисциплин (1940). А. Андреев 1943-уделял внимание разработке теории и методики ист-ля.
С к 50-ых гг во всем мире обозначился перелом к методам исследования прошлого. Никакая другая наука не может заменить гуманитарные. «История и ее методы» под редакцией Самаранова и в ней выдвигается метод новой концепции исторических науки. Был обобщен огромный труд источников. Историки стали основываться на исследованиях других специалистов.
В СССР стали появляться монографии исследователь Пушкарев Л.Н, Медушевская , О.Н. Ковальченко.
С 70-ых гг созыв всесоюзные конференции по источниковедению. Идет выпуск учебных пособий. «источниковедение: теория, методы, история», 1998 г.