Древняя Русь (862-1237)
ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (862–1237)
Проблема этногенеза. Народы и древнейшие государства на территории России. Проблема этногенеза славян в современной науке. 2.2. Возникновение государственности у восточных славян. Особенности государственно строя и общественных отношений в Киевской Руси. 2.3. Древняя Русь и средневековая Евразия. 2. 4. Культура древнерусских земель.
Проблемы происхождения человеческого рода, расселения людей по территории земного шара, сложные вопросы расообразования, этногенеза в древнейшую эпоху являются предметом длительной научной дискуссии.
В современной методологии истории под эпохой чаще всего подразумевают крупный исторический отрезок времени, связанный с масштабными процессами, качественными изменениями в жизни человеческого сообщества. Древнейшие цивилизации (египетская, шумерская, китайская, индийская и др.) стали исторической реальностью в V—III тыс. до н. э. Эпоху древних цивилизаций завершила гибель Римской империи в 476 г. н. э. Возникновению древних цивилизаций предшествовал огромный по продолжительности процесс сапиентации, т. е. становление человека современного типа, или хомо сапиенс (человека разумного).
Существуют различные концепции происхождения Земли, жизни на Земле и появления рода человеческого. Значительную, если не абсолютно преобладающую, часть современного человечества вполне устраивают объяснения, входящие в религиозные вероучения и связывающие мироздание с Божьим промыслом, с деяниями высших могущественных сил. Так, в христианском понимании человечество кичилось «от Адама».
В 1994 г. в Африке были обнаружены остатки древнейшего человека, который получил название австралопитека (от лат. аустралис — южный и греч. питекос — обезьяна). «Олдувайский человек» (по названию местности, в которой обнаружена пещера с уникальной находкой) вел наземный образ жизни, был прямоходящим приматом, имел относительно крупный объем головного мозга в 500-550 куб. см. Австралопитеки кроме растительной пищи ели мясо, охотились на павианов с помощью палок, камней, рогов, костей. Ряд однородных находок позволил ученым выделить в качестве отдельного вида хомо хабилис (человека умелого), правда, вопрос о возможности прямой эволюционной линии от хомо хабилис к хомо сапиенс являются дискуссионным.
Важное место в эволюции человека отводят неандертальцам, ко- торые получили свое имя по месту первой находки в долине реки Неандер в Германии, близ Дюссельдорфа. Неандертальцы использовали ручные рубила меньших размеров, чем питекантропы, а также такие новые орудия, как скребла, остроконечники, костяные шилья и проколки. Основой потребляющего хозяйства неандертальцев была коллективная охота на крупных животных. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Из земли выкапывали корешки съедобных растений. Древние люди (архантропы) использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии) и поддерживали костры. Неандертальцы, вероятно, уже научились добывать огонь, который дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их зависимость от климата. Появился очаг — символ человеческого жилища. Жареная пища стала лучше усваиваться организмом. Время существования неандертальцев — 200-35 тыс. лет до н. э.
Решающим фактором, влиявшим на медленное, постепенное, но неуклонное совершенствование морфологических (физических), интеллектуальных и социальных характеристик человека, был повседневный труд людей, их разноплановая деятельность, связанная,с необходимостью выживать и продолжать свой род. Особенности найденных захоронений неандертальцев свидетельствуют о том, что у них уже, возможно, появились первые зачатки представлений о религии. Стоянки неандертальцев обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда.
В результате длительного развития около 40-50 тыс. лет назад на смену архаптропам (так принято называть всех «древних людей»; от греч. архос — старый, древний) пришли неоантропы («новые люди»). Они получили название кроманьонцев от места во Франции — грот Кро-Маньон, где были найдены останки человека современного типа.
Рекомендуемые материалы
Проблема антропогенеза имеет множество аспектов. Спор о наиболее важных очагах сапиентации тесно переплетается с дискуссией о происхождении рас, этносов, языков и т. д. Большинство ученых считает, что вид хомо сапиенс сформировался на нескольких терри ториях с наиболее благоприятными для жизни условиями (теория полицентризма), а не на какой-то единственной, например на северо-востоке Африки (теория моноцентризма). Не менее запутанной является и проблема расселения людей по всему земному шару (из не скольких или одного центра). В современной науке принято считать, что в Африке, Азии и Европе предки человека жили уже 2-3 млн лет назад, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми, скорее всего, менее 100 тыс. лет назад. Генетики считают, что Северная Америка была заселена за 20 тыс. лет до нашего времени, а Южная Америка — за 15 тыс. лет. Палеоантропологи и археологи оперируют датами от 40 до 100 тыс. лет, хотя возраст самых древних находок остатков древней жизни человека в Америке не превышает 30 тыс. лет. «Кандидатами» на роль предков европеоидной расы выступают европейские неандертальцы или более ранние европейские формы, на роль негроидов — люди из Брокен-Хилла (находка черепов в Замбии), на роль монголоидов — синантропы и их потомки. Австролоидов часть ученых по различным морфологическим признакам объединяет с негроидами. У обеих расовых групп исследователи отмечают близость некоторых особенностей зубной системы (лопатообразная форма резцов и т. д.) и популярных узоров (сравнительно большее количество завитков на концевых подушечках пальцев) и полагают, что и австролоиды, и монголоиды имеют общие корни. Нельзя не указать на то, что современная этническая карта мира включает более 2 тыс. этносов, разделенных на 7 основных и переходных расовых групп и 31 более мелкую группу.
Важнейший эпохой в истории человечества было время неолита, нового каменного века. Это время так называемой неолитической революции (VIII–III тыс. до н.э), когда происходил переход от потребляющего, присваивающего хозяйства к хозяйству,
производящему прибавочный продукт. С неолитом связывают возникновение общественного разделения труда — появляются земледелие,
скотоводство, ремесло, торговля, управленческие функции. В этот период возникли первые городские поселения, зачатки религиозных представлений, искусства и многое другое. Переход к неолиту в Средней Азии начался в VII-VI тыс. до н. э. В лесной зоне европейской части России неолит продолжался до II тыс. до н. э. Последние археологические данные свидетельствуют о проживании людей на месте; нынешней Москвы еще в эпоху неолита. В очень многих исторических музеях экспозиция часто начинается с предметов, связанных с этой древнейшей эпохой и найденных в результате археологических раскопок.
Этническая принадлежность, происхождение различных народов, в том числе славян, является не только научной, но и политической проблемой, так как используется для обоснования историческими данными претензий на те или иные территории, как правило, богатые природными ресурсами или удачно расположенные. Славян относят к огромной индоевропейской языковой группе, к индоевропейской культуре, к индоевропейскому антропологическому типу. Группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями или арийцами.
Славянский этап в формировании русского этноса можно более или менее уверенно начинать с IV—V вв. н. э. В это время в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие славяне. Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Также утверждается, что византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (например, ильменские слове-не, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами — словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.
Государственные образования на большей части Восточно-Европейской равнины появились сравнительно поздно. В отношении СССР было принято к древнейшим государствам относить Урартское царство (IX-VI вв. до н. э.), северная часть которого находилась на территории нынешней Армении. По берегам Черного моря с VII в. до н. э. появились колонии выходцев из Древней Греции — Фасис (около Поти, Грузия), Диоскуриада (на месте Сухуми, Грузия); Ольвия, Херсонес Таврический (на месте Севастополя) и Пантикапея (ныне Керчь) на территории Крыма (Украина). Государственность возникала на территории Азербайджана, Средней Азии, в Причерноморье.
Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было
основано варягами (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), ко-
торых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских
(ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).
Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ,
сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Бай
ер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии
были многие дореволюционные историки, но, например, Н. М, Карамзин считал, что варягов «избрали».
Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа.
Этапы | Хронология | Правители |
Начальный | Середина IX — конец X в. | Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972) |
Расцвет | Конец X — первая половина XI в. | Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054) |
Упадок, распад | Вторая половина XI — первая треть XIII в. | Владимир II Мономах (1113-1125) |
Создание древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса, в формировании русской цивилизации.
Высшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн. человек. Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли территориально-соседские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).
Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие городах и др.
Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные (объединительные) тенденции.
Во второй половине XI и в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Процессу раздробления способствовал ряд обстоятельств. Наследование в доме Рюриковичей происходило «по старшинству», по «лествич-ному праву» (к старшему в роду), что вызывало бесконечные споры о старшинстве, о месте в иерархии, стимулировало политические амбиции князей и ожесточенную борьбу за лучший «стол». Князья опирались на растущие материальные и людские ресурсы, потенциал своих территорий. Слабыми были пути сообщения.
Древняя Русь со второй половины XI в. все больше страдала от феодальной раздробленности. Ее причинами были:
1 раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей дома Рюриковичей;
2 постоянные княжеские усобицы, в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц;
3 рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей, обладавших значительными материальными ресурсами;
4 натуральный характер хозяйства, сходность номенклатуры производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обусловливало самообеспеченность, самодостаточность каждой из земель, слабость стимулов к развитию торговых межрегиональных экономических связей;
5 активное развитие ремесел, что укрепляло автаркические тенденции;
6 рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни;
7 усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату.
Раннефеодальные формы землевладения в Древней Руси. Система земледелия постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и прежде всего обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной.)
Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делали ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.
Летописные сведения и данные археологических раскопок указывают на то, что расселение происходило преимущественно в бассейнах рек. По реке проходила дорога — к соседям. Реки, озера наряду с сухопутными дорогами были основными путями сообщения. Следу-ет отметить, что по одной из версий слово «русские», корневые слова «рус» и «рос» означают «живущие по рекам», «река».
Внешнеэкономический фактор сыграл важную роль в возникновении древнерусского государства. Главная транспортная и торговая артерия на протяжении нескольких веков — водный путь «из варяг в греки» — стал осью, вокруг которой развивалась экономическая, политическая и культурная жизнь. Днепровский путь «из варяг в греки» стал интенсивно использоваться с первой четверти IX — начала X в. Этот путь пролегал от Финского залива, по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины и до Днепра. По Днепру опускались до Черного моря и достигали Византии. Через притоки Днепра и другие пути главная хозяйственная артерия восточных славян соединялась с бассейнами Днестра, Вислы, Волги, Дона, Каспийского и Азовского морей. На берегах рек, вокруг былых погостов выросли Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. На берегах Черного моря возникли Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак), которые представляли собой военно-торговые форпосты. Путь «из варяг в греки» являлся своеобразной «столбовой дорогой», связавшей Северную и Южную Европу.
Условия формирования народностей Древней Руси. Время рождения белорусской, русской и украинской наций — рубеж I и II ты с. н. э. Это время является началом формирования указанных славянских народностей на европейской исторической арене и возникновение у них государственности. Данные этносы появились позже, чем китайский, индийский, персидский, арабский и некоторые другие. Эти нации сравнительно молоды. Но в качестве новой исторической общности древнерусские народности представляли собой новую ступень в этнической консолидации племенных союзов. В этом новом качестве собственно «русские», древнерусские народности как результат длительного процесса этногенеза являются автохтонными, т. е. коренными, издревле здесь живущими, аборигенным населением Восточно-Европейской равнины, на которую пришли их исторические предки и объединились для совместной жизни. В IХ–ХП вв. население Руси составляло 5–7 млн. человек. В настоящее время на этих же территориях живет более 200 млн. человек. Так, население Ленинградской области составляет около 5 млн. человек на 86 тыс. кв. км, а в Санкт-Петербурге проживает еще почти 5 млн. В одной Москве сегодня больше жителей, чем во всей Древней Руси.
Рекомендация для Вас - 8 Накопители информации.
«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали боеспособные мужчины, получавшие оружие, как правило, из княжеского арсенала. Общинное население составляло абсолютное большинство в Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Владимирских, Полоцких, Галицких, Киевских и других землях. Своеобразную общину составляло и население городов, среди которых наибольший интерес представляет Новгород с его вечевым строем.
Люмпен-пролетариями Древней Руси можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); разорившиеся купцы и даже князья «без места», т. е. не получившие территории, на которой они выполняли бы управленческие функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы — князья и бояре.
Развитие городов, ремесла, новых технологий. Важным элементом феодального общества был город. Точные даты основания многих русских городов неизвестны, но большинство из них в качестве крупных поселений уже существовали ко времени первого упоминания в летописи. В догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». В города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. Каждый город был прежде всего военным центром, крепостью с деревянными укрепленными стенами и башнями из бревен. В них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, храмы, укладывались деревянные мостовые.
Принятие христианства. В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Владимир I оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание и великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла византийская принцесса. Здесь же князь с дружиной крестился, сделав это после серьезных размышлений (см. табл. на с. 66-67).
Крещение Руси затянулось на столетия. Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. На первом месте был Даждь-бог — бог солнца. Почитались также Белее — покровитель стад, Перун — бог грозы, Стрибог — бог ветра. У славян не было храмов, как у греков, но были разработаны свои ритуалы богослужения. Не было сословия жрецов, но были волхвы, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников — пращуров, прародительниц рода — рожаниц. Славян окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. Официальная Русская православная церковь целое тысячелетие упорно боролась с отечественным язычеством, снисходительно взирая на увлечение античной культурой, тоже по существу языческой, со стороны, например, правящей элиты ХVIII-ХIХ вв.